Начала веры и жизни Христианской должно хранить неподвижными
св. Феофан Затворник
Наконец высшее наше духовноучебное заведение принимает окончательное свое устройство (Святитель говорит о завершении строительства корпуса Владимирской семинарии.- Ред.).— Прославим Господа, благоволившего так! Благословим щедроты подавших способы! Возблагодарим поднявших труды в ходатайстве на начало и в заботах по приведению к доброму концу начатого,— и помолимся усердно, да благословит Господь сей первый шаг новой вашей жизни и да не отвратит никогда лица Своего от сей обители мудрости и милосердия во все время стояния ея.
Пусть часть только вас, питомцы, вступает отныне в новое положение; но положение сие таково, что не останется без влияния на остальных питомцев, а от всех питомцев не может не перейти и на начальников ваших и наставников;— так что справедливо день сей надо назвать началом новой жизни сего заведения.
Желаю вам всего доброго в сем новом повороте хотя обычной уже вам жизни, обычных ваших трудов и занятий, желаю сего всем, и вам — начальники с наставниками, и вам — питомцы.— Но и с вашей стороны тоже ожидаю одного благого желания,— желания крепкого — соответствовать видам и намерениям многопопечительной о вас Церкви нашей.— Вы — питомцы Церкви. Явите же себя церковниками не по имени только, но паче по духу и настроению ума, сердца, характера.— Церковь что есть?— Столп и твердыня, по слову Апостола. Отличительная черта ее — есть твердость и неизменность в началах ведения, и в правилах жизни и освящения. Сии-то черты отпечатлеть в себе паче всего попекитесь, не страшась упрека в неподвижности со стороны тех, кои мятутся в вихре помышлений и влаются всяким ветром учения, в достоинство себе вменяя срамную подвижность мнений и достойное укора непостояние жизни. Подобные нынешней, небольшие перемены во внешней жизни вашей пусть не раздражают в вас позыва к изменениям и во внутреннем вашем духе и настроении. Какие большие иногда бывают волны на море? Но, говорят,— эти колебания происходят только на поверхности, не касаясь самого тела вод, низшие слои коих остаются неподвижными. Вот и у вас неизбежны свои движения и перемены; перемены помещения, как теперь, перемены, в иное время, начальников и наставников, перемены методов и предметов обучения и проч., но все сие пусть проходит как бы мимо вас, поверх вас, не касаясь и не колебая глубины обязательного для вас настроения и духа.
В нынешнем у вас событии находя повод к слову, нужным считаю напомнить вам особенно об этом, потому что, как видите, все вокруг нас пришло в движение и все стремится к поновлениям. Не подумал бы кто, что в сих порывах к новизнам нет уже и не должно быть никаких ограничений и исключений. Нет.— Есть область не подлежащая уже поновлениям, именно потому, что, будучи обновлена однажды, пребывает неизменно новою и всеобновляющею. Вот смотрите, какая это область! Истинное обновление человечества произведено уже однажды, и другого не обещано. Древняя мимоидоша (2 Кор. 5:17), уверил Апостол, се быша вся нова. А затем что?— Чаяние твари откровения сынов Божиих чает (Рим. 8:19). Мы, говорит, воздыхаем, и вся тварь воздыхает с нами. О чем? об освобождении от работы тлению. Когда? в будущее возустроение всяческих (Рим. 8:20-23). Итак, видите после обновления человечества в Господе Иисусе Христе благодатью Св. Духа через Апостолов, обновления, действующего и доныне св. Божией Церкви, желать и ожидать с воздыханием благословенно нам только одного обновления,— обновления всей твари, имеющего последовать при кончине мира. До того же времени неизменными и неподвижными надлежит пребывать нам во всем спасительном устроении, преданном Господом св. Церкви на хранение к приложение. Застой, думаете? Нет. В сем-то именно и сокрыт истинный, оживительный дух приснодвижущийся. Само устроение Христианства точно неподвижно, но всякий, вступающий в него и проходящий его, с первой минуты причастившись обновления, постоянно потом крепнет в нем, пока не облечется совершенно в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины. В сем-то и есть таинство, сокрытое от премудрых и разумных и открываемое только младенцам по духу веры.
Понудьте себя и вы войти в обладание сею тайною посредством младенческой веры, и потрудитесь освоиться с этим исходным началом жизни о Христе Иисусе, Господе нашем. Кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5:17). Для Христианина истинное обновление уже завершено. Все другие приемы поновительные не должны касаться его глубоко, касаться его с той стороны, по коей он есть Христианин. Эта часть окончательно определена и должна оставаться неприкосновенного.
Хранение сей неподвижности духа Христианского в Христианах вверено пастырству от Самого Господа через святых Апостолов. На это же дело служения готовитесь и вы.— Содержите же в мысли сие призвание ваше, и отселе навыкайте быть твердыми и непоступными.
Пусть все вокруг нас движется и изменяется, не увлекайтесь тем и не касайтесь того, потому что во всем этом много может быть такого, что идет наперекор Христовой истины и Христианскому убеждению.— Внимайте же.
Вот непрестанно изменяются и поновляются формы слова человеческого. И пусть. Но если вы во всех многословных произведениях его редко встречаете, или совсем не встречаете того, что выражает существо Христианства, как например: Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1:14), Господь грехи наша вознесе на теле Своем на древо (1 Петр. 2:24), единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть и пр. (Рим. 5:12), то ведайте, что оно приняло ложное направление, и не подражайте ему.
Вот быстро идут вперед науки. И пусть.— Но если они допускают выводы, противные откровенным истинам, каковы следующие: что все пришло в бытие потому, что Бог рече и быша, повелел и создашася,— или что, когда тело возвратится в землю, из коей взято, дух отыдет к Богу, Иже и даде его;— то ведайте, что они уклонились на распутие лжи и не идите вслед их.
Вот повсюду размножаются удобства жизни.— И пусть.— Но наперед знайте, что сие никак не может изменить той истины, что узкие врата и тесный путь вводят в живот, и кто стал бы проповедывать противное этому, проповедывал бы ложь. Не слушайте его.
Вот уточняются формы взаимных отношений (гуманность, цивилизованность).— И пусть.— Но да не обольстит кто вас лестию, будто, в угоду сему, истина может подать руку лжи,— дух — плоти, Христос — велиару. Кто бы стал утверждать сие, нет истины в нем. Не имейте части с ним.
Вот изобретается все к упрочению благоденствия на земле.— И пусть.— Но то несомненно, что сие никогда не дойдет до того, чтоб не нужно уже было нова небеса и новы земли, по обетованию Божию, чаять.— И кто бы стал настаивать на сем, шел бы против истины,— уклонитесь от такого.
Так и во всем! Утвердите вы в себе сознание духа веры и жизни Христианской и, храня его непоколебимым, все несогласное с ним отревайте. Сие сознание да будет в духе вашем, как утес среди волн моря. В мире живем. Нельзя не встречать происходящих в нем волнений. Но в том, что встречаем их, не лежит какая-либо необходимость увлекаться ими наряду со всеми. Напротив, тут призыв сознавшим истину стоять за истину, обличая ложь.
Осмотритесь кругом. В отечестве нашем, или в членах Церкви нашей, на духовное (собственно) звание Промыслом Божиим возложено — хранить залог святой веры чистым и неповрежденным, как он предан нам Вселенскою Церковью. Если в сем залог — основание обетовании нынешних и грядущих, то значит, на нас почивают надежды Церкви и отечества.— Это так есть, и ведайте, что пока Промысел Божий сам не сложит с нас сего поручения, никакое помышление, как бы оно ни казалось основательным, не может уволить нас от исполнения его и освободить от ответственности, не говорю уже — за уклонение от истины, но за одно нерадение и беспечность в хранении и защищении ее.
Духовное звание по тому делу, которое возложено на него, выше других званий в религиозно-нравственном порядке жизни. Так угодно Промыслу Божию. Сами мы тут ничто. Говорю сие не затем, чтоб возгордить вас, но затем, чтоб раздражить ревность вашу, ваше звание и избрание известно сотворити. Назначение звания высокого, но каждый, принадлежащий ко званию, тогда только становится и сам высоким, когда входит в виды Промысла Божия и начинает ходить достойно звания, в кое призван. Положите сие в совесть вашу и восприимите все оружия на защиту дела Божия.
Смотрите, как быстро дух лжи овладевает званием, которое прямо выше нас стоит в гражданском устройстве.— За ним стоим мы. Отец лжи и на нас уже начал делать нападения и вылазки. Нам надо стать грудью и ни за что не позволить себе пропустить через себя ложь в прочее тело Церкви и отечества. В этом в настоящее время преимущественно призвание наше и ожидаемый от нас подвиг. Взойдите же в сознание сего и позаботьтесь настроиться соответственно тому. Если уже и нас одолеет ложь, чего ожидать? Аще в сурова древи будет сие,— в суси что будет?
Ложь восторжествует. Но ведь это только на время может быть. Придет срок, и оправдается Господь в словесах Своих и победит, внегда судити Ему.— Ложь — есть ничто, призрак. Вся тяжесть суда и осуждения падет на орудие лжи и всех, кто позволит себе быть проводником ее. Горе, им же соблазн приходит.
Все сие в противность духу времени счел я нужным напомнить вам, пользуясь настоящим случаем. Хоть я и уверен, что вы не иначе учите и не иначе учитесь; но все, думается, не излишне подать вам голос одобрения: да — так надо, иначе ему быть не следует. Аминь.
3 ноября 1863 года
В неделю 24-ю по Пятидесятнице, в Семинарской церкви, в день освящения нового Семинарского корпуса
Публикуется по изд.:
св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. СС. 104-107
Добавить комментарий