архиеп. Герман Аав
Arkkipiispa Herman Aav (1878-1961) – крупный модернист, деятель обновленчества, глава так называемой “Финской православной Церкви“.
В 1889 г. поступил в Рижское Духовное училище. С 1894 по 1900 г. учился в Рижской Духовной семинарии.
В 1904 г. рукоположен во диакона и иерея. Настоятель прихода в Мустьяле на острове Сааремаа. В 1920 г. после провозглашения независимости Эстонской республики и образования автономной Эстонской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата вошел в состав ее церковного управления. В 1922 г. на Соборе ЭПЦ определен на викарную Нарвскую кафедру.
В 1922 г. на Соборе духовенства Финской Православной Церкви (ФПЦ) в юрисдикции Московского Патриархата избран викарным епископом с титулом “Сортавальский”. Под давлением финского правительства церковное управление ФПЦ приняло решение отколоться от Русской Церкви. Несмотря на протесты архиеп. Серафима Финляндского и Выборгского, заявлявшего о неканоничности избрания без его согласия викарного епископа, церковное управление ФПЦ утвердило кандидатуру Г.А. и обратилось к известному модернисту и экуменисту Патриарху Константинопольскому Мелетию с просьбой совершить над ним хиротонию.
6 июля 1923 г. Патриархом Мелетием (Метаксакисом) был подписан томос, подтверждавший право ФПЦ на автономию. Вопреки протестам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей, 8 июля 1923 г. Патриарх Мелетий и архиереи Константинопольского Патриархата совершили хиротонию Г.А., без его предварительного пострижения в монашество, во епископа Сортавальского, тем самым совершив акт раскола.
В 1923 г. Собор ФПЦ назначил Г.А. епископом Карельским. 14 ноября того же года Патриарх свт. Тихон и Священный Синод РПЦ приняли постановление, согласно которому временное окормление ФПЦ Константинопольским Патриархатом признавалось более не имеющим необходимости и объявлялось о возвращении ФПЦ в юрисдикцию Московского Патриархата, но 15 февр. 1924 г. Г.А и церковное управление ФПЦ направили Патриарху свт. Тихону извещение, в котором заявили о своем окончательном уходе в раскол. В том же году под предлогом принятия нового закона об официальном языке Финляндии архиеп. Серафим, как не знающий финского языка, был отстранен от управления Финляндской Церковью и выслан из Финляндии. На состоявшемся в 1925 г. Соборе духовенства Г.А., также не знавший финского языка, был избран предстоятелем ФПЦ с титулом “архиепископ Карельский и всей Финляндии”.
Г.А. тут же перешел к обновленческим реформам по примеру рукоположившего его Мелетия (Метаксакиса). Под давлением правительства Финляндии, а также ввиду принятых на “Всеправославном конгрессе” 1923 г. решений о переходе на новый стиль, Г.А. предписал всем монастырям и приходам ФПЦ перейти на новый стиль и западную пасхалию, став участником так называемого “новостильного раскола”. В 1924 г. Г.А. впервые совершил пасхальные богослужения по западному календарю в нарушение канонов Вселенских соборов о правилах празднования Пасхи. Братия Валаамского монастыря отказалась подчиниться этим нововведениям. Чтобы принудить их подчиниться, в сентябре 1925 г. вместе с Г.А. на Валаам прибыл видный экуменист и модернист архиеп. Герман Фиатирский, соратник Мелетия (Метаксакиса). Насельники Валаамского монастыря в своем большинстве отказались участвовать в совершавшихся Г.А. богослужениях.
Церковное управление во главе с Г.А. приняло решение наказать монахов, оставшихся верными старому стилю. В 1925-26 гг. из монастыря и страны было выслано 42 монаха, еще трое уехали по собственному желанию. Высланные из монастыря иноки, продолжительное время томились в пустом доме близь г. Сердоболя, претерпевая разные лишения, причем один из старейших священнослужителей, иерм. Потапий, скончался от разрыва сердца… Его похоронили в Сердоболе, т. к. не могли добиться разрешения на погребение в монастыре,– писал валаамский письмоводитель монах Иувиан.
Г.А. проводил одновременно политику “космополитизации” Церкви и ее “национализации”, устраняя все русское из жизни Церкви. По его инициативе надписи на иконах переписывались с церковнославянского на финский язык. Он добился изменения внешнего вида облачений священнослужителей по униатским “греко-католическим” образцам; отмены обязательного ношения священниками рясы и восьмиконечного “русского” креста, вместо которого был введен четырехконечный крест, крепившийся на цепочке, составленной из соединенных между собой свастик. Духовенству дозволялось остригать волосы и брить бороды, женатым клирикам разрешалось ношение обручальных колец на левой руке; при строительстве храмов предписывалось брать за образцы лютеранские кирхи или придерживаться византийского, а не “русского” стиля. Г.А. поощрял экуменические контакты с католиками и лютеранами.
Источники
Игумен Харитон Валаамский. К истории введения нового стиля на Валааме. 1927
Ведерников А. В. Горькие плоды церк. разделения: (К положению Православной Церкви в Финляндии) // Журнал Московской Патриархии. 1951. № 12. С. 34-43
Буевский А. С. Патриарх Константинопольский Мелетий IV и РПЦ // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 3. С. 33-35
о. Б. Павинский. Архиеп. Герман // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 3. С. 76-77
Veikko Purmonen. Arkkipiispa Hermanin elämä. 1986
Кырлежев А.И. Архиеп. Герман – Предстоятель Финляндской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 4. СС. 55-58
Православная энциклопедия. Т. XI. М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2006
Добавить комментарий