Безрелигиозное богословие – митр. Иерофей (Влахос)
Новое – безрелигиозное – богословие
протоиерей Владимир Переслегин
Вслед за упразднением “религии в самой религии” через смешение задач религии и искусства, религии и государства, религии и семьи – о. А. Шмеман пришел к чистой антирелигиозности. “Христа убила религия”,– напишет он в дневнике.
И мы видим, как эти антихристианские настроения и идеи развиваются в наше время.
Идет проповедь антирелигиозности.
“Не надо спасаться,– учат они,– не от чего спасаться! Живи с Богом, оставаясь самим собой. Бог пришел в этот мир, и мы породнились с Богом. Будь на высоте своего человечества, не греши против своего Божественного достоинства. Мы – община – и есть воплощенная благая весть. Иисус с нами как Брат, Друг и Собеседник”.
Под запретом сегодня: “угодить Богу”, “отвращаться мира сего”, “спасти душу для Вечного Живота”, “памятовать Страсти Христовы и поучаться в Законе Его день и ночь”, веровать в Царство Небесное, уготованное благим, и огонь вечный – злым, веровать в Благого Судию и Мздовоздаятеля.
От смешения религии и всего остального приходят, причем “нечувствительно”, к отвержению и деятельной вражде к религии, как вещи чуждой их земной горизонтальной вере.
Вот вам пример: Православный кинематограф. Православная психотерапия. Умная молитва как метод лечения. Безмолвие как метод лечения. Православная ярмарка. Православное кафе.
Примеров не счесть.
Главное и самое ужасное: Господь для них не Врач, а – лекарство.
Понимаете?! Тогда как Он не лекарство, но Сам Врач.
Это-то благоговение, чтобы со страхом Божиим приступать, припадая, к Нему – отменено шмеманизмом. Ибо о. А. Шмеман учил: Православию чуждо поклонение Св. Дарам, Православию чуждо преклонение перед Святыней, Христос и так посреди нас, нечего “рефлексировать”!
И вот это “инструментальное”, в полном смысле потребительское отношение ко Господу сделалось если не всеобщим, то, во всяком случае – общим местом.
Вот что пишет, например, митр. Иерофей (Влахос) в главе “Православие как медицинская наука” в книге “Православная психотерапия”. Христианство нельзя считать религией.– пишет он,- Мы, православные, не ждем окончания истории, но уже сейчас переживаем то, чему предстоит произойти в грядущей после Второго Пришествия жизни. И в подкрепление этих страшных слов, упраздняющих нашу веру в Грядущего Судию и Его бесконечное Царство, которое на сердце человеку не восходило – он приводит слова св. Симеона Богослова: Кто видел нетварный свет и соединился с Богом, тот не ждет Второго Пришествия Господня, но живет в нем.
Эту меру – преподобного Симеона Нового Богослова – применяют к себе они, модернисты. Они “соединились с Богом”! Они уже “живут в Господе Пришедшем”.
Теперь мы понимаем, что означает тот “эсхатологический смысл Евхаристии”, который тщательно и методично противопоставлялся о. А. Шмеманом “индивидуально-освятительному”.
Стать Симеоном Новым Богословом – без аскезы и подвигов, без распятия для мира, без отвержения мира, лежащего во зле, без тесного и скорбного пути следования за Господом в Царство Небесное!
Это воистину Новые Богословы.
Только ни Иоанн, ни Григорий, ни Симеон не имеют с этими Новыми ничего и никого общего.
Их могла бы связать Религия, однако “Новые” отвергают ее.
Добавить комментарий