Search

Итоги 2022

Удерживающий был отнят, потому что люди потеряли порядок в душе.

Упорядоченная душа в Новое время

Мы живем во все более странном мире, и положение христиан в нем все более и более странное.

Итоги 2022
Иероним Босх. Бродяга, идущий через мир. Внешняя часть створок триптиха “Воз сена”.

К настоящему времени на сайтах «Антимодернизм» и «Два града» мы собрали много устрашающих фактов, описывающих это странное положение. Теперь попробуем свести факты к простой и обозримой картине, применив к ней соображения из главы «Два рода вопросов, два рода бедствий, два рода людей».

Основные соображения

Еще раз перечислим основные соображения:

  1. История есть цепь Божественных вопросов к человеку.
  2. История кончилась, так как новое человечество неправильно ответило на основные вопросы человеческого существования.
  3. История идет ко все большей ясности. Христиане всё лучше слышат вопросы, всё лучше понимают, почему они нерешаемы.
  4. История идет ко все большему смешению. К смешению ее приводит новый человек, который
    • слышит неразрешимые вопросы, задаваемые человечеству,
    • способен их сформулировать,
    • но при этом считает разрешимыми
    • и практически решает их («Кирпичи пали – построим из тесаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами» Ис. 9:10).

Тезис о смешении следует разъяснить точнее

Новые люди подчинены естественному порядку, установленному и поддерживаемому Христом. Они отказываются ему подчиняться и заводят свои порядки (беспорядки) в обществе и мире. Они пытаются исправить непоправимое, решить нерешаемое, дают неправильные ответы и создают новые проблемы.

В этом следует видеть бунт против Творца и претензию на овладение своим существованием. В окончательном мифе Нового времени познающий субъект окончательно утверждает свою власть над предметом познания, сам восхищая свою абсолютную свободу.[1] Таков окончательно и непоправимо неправильный ответ на основной вопрос человеческого существования. И все это происходит из-за духовной слепоты, которая есть средоточие всех духовных болезней.

От общих соображений перейдем к истории последних 100 лет.

Что произошло?

Здесь мы видим, что в 1917 году был отъят Удерживающий от среды (2 Фес. 2:7). Это событие готовили в предыдущие столетия идеологи Русского освободительного движения, которые привели Россию в XX век, век победивших идеологий.

На сегодняшний день идеологии прошли свой путь до самого конца. Во всем мире они решили свои утопические проблемы, выполнили свою главную задачу.

Государства больше нигде нет. Православная Церковь, утратив защиту православного царства, утратила власть учительства. Связь одного с другим теоретически не очевидна, а фактически стала видна очень ясно.

Уничтожены: политика как государственная дружба, разумный диалог в обществе, традиционная семья. Власть в Церкви захватили модернисты и решили проблемы, поставленные ими самими: привлекли в Церковь интеллигентов, соединили священника с приходом, а Церковь – с развращенным обществом и т.д и т.п.

См. программу реформ.

Сегодня у революционеров и модернистов не решены лишь некоторые частные проблемы, такие как свержение Александра Лукашенко в Белоруссии или нашего российского строя. Но это задачи совсем другого порядка, чем свержение монархии и извращение Православия. Их можно решать между делом.

Почему произошли эти события?

Почему произошли все эти события, начиная с отъятия Удерживающего?

Удерживающий был отнят, потому что люди потеряли порядок в душе, причем не все люди, а строго определенные, пусть и многочисленные. Следовательно, тот, у кого этот порядок есть, и сегодня может восходить к пониманию, как мы это видим на примере святых и праведников XX века.

Вникая в то, из чего состоит порядок и современный беспорядок, мы видим, что идеологии сначала сделали мир непонятным. Мир стал непонятным, потому что идеологи закрыли глаза на существенные его области. Они сделали невидимыми те области реальности, которые показались им страшными. Далее, этот усеченный мир снова делается понятным: идеологии предложили свои объяснения, которые до поры были очень убедительными и авторитетными.

Теперь рассмотрим по порядку эти стадии смешения.

Мир стал непонятен

Мы говорили о вопросах к человечеству как о вызовах не времени, а вызовах вне времени. Эти вопросы звучат и сегодня, однако наше время отличается тем, что, хотя есть отвечающие на эти вопросы, они никому не видны. Люди с порядком в душе: художники, мудрецы, даже политики, – все они есть. Но теперь их порядок в душе социально бездейственен. Он не меняет общество.

Мудрецы могли бы вносить порядок в общество, например, обсуждая политические предметы, но обсуждать не с кем. К тому же в общественном пространстве нет языка, на котором можно было бы говорить разумно.

Думать
св. Филарет Московский.

И такое положение установилось давно, с нач. XIX века. Свт. Филарет Московский мог ответить на любой вопрос о времени, политике и истории, если бы его спросили, но его не спрашивали. Он говорил об этом, но не был услышан.

В сочинениях свт. Филарета внимательное чтение может обнаружить ответы на следующие вопросы:

  • что такое государство,
  • в какое время мы живем,
  • что такое народ,
  • что такое демократия,
  • какова роль Церкви, если государства больше нет,
  • что такое государство без царя,
  • что такое новая наука и реформированное Христианство?

Но многие ли прочли его внимательно?

Более того, когда наступает общественный беспорядок, мудрецы становятся врагами развращенного общества и модернистской Церкви, потому что являются носителями высшей истины, как нам показывает пример Новомучеников Российских. Они говорят страшные и понятные вещи в мире, где нет понимающих.

Мир стал непонятен без Удерживающего

Без Удерживающего мир стал непонятен, потому что государство объясняло мир самим своим порядком. Государство соответствовало Божественному порядку, то есть тому единственному, что человек может понять умом, и этот ум – один у всех.

«Здравый рассудок – у всех общий» (Гераклит).[2]

Богооткровенное знание о сверхъестественном Порядке хранится только в Церкви, и для него нужен не просто ум, а ум Христов (1 Кор. 2:16). Ее откровенное учение: о Боге и о спасении, а не о мире, порядок в котором очевиден для всех (Рим. 1:19-20).

Люди отказываются постигать очевидный Божественный миропорядок. Новые люди утрачивают общий всем ум и приобретают отдельный, свой, ум, а им, конечно, ничего нельзя познать как следует.

«Должно следовать общему, но хотя разум общ, большинство живет так, как если бы у них был особенный рассудок» (Гераклит).[3]

Вместо понятного мира, новые люди создают свой, непонятный, и вносят его в Церковь, если становятся лжехристианами.

Православная Церковь не может объяснить этот непонятный мир, и не стремится к этому. Зло, то есть грех, непостижимо. Когда в Новое время Церковь говорит, что мир и человек стали непостижимы, ее объяснения не слушают.

Закрыта часть мира

В каком отношении новый мир стал непонятен?

Непонятность мира произошла оттого, что люди отказываются видеть существенную его часть. Какую часть? Они отказываются соглашаться со своим бедственным уделом на земле и со своим беспомощным положением пред Богом. Идеологи, а в Церкви – модернисты, видят это положение и удел, но считают его поправимым и начинают поправлять, решая нерешаемые проблемы.

Идеологи закрывают часть реальности для себя. Для идеологов невыносимо присутствие в обществе людей зрячих, и из этого вытекает необходимость закрыть реальность и для всех других. Итак, у нас возникает мир не только усеченный, но и демонически закрытый, то есть такой, в котором человек может свободно выполнять волю бесовскую.

Далее наступает разделение, когда одни согласны жить по воле идеологов, а другие не согласны.

Частный человек соглашается не видеть часть действительности и согласен с объяснениями идеологов, почему ее видеть не следует.

Тем самым новый человек, в обеих его ипостасях: 1) идеолога и 2) частного человека, дал неверный ответ на вопросы: основной вопрос человеческого существования и об условиях существования. Ответ дан, и поэтому история кончилась. Мир стал непонятен, потом урезан и закрыт, и снова сделан понятным соответственно той или иной идеологии.

Возникает развращенное общество, которое закрыто для вразумлений. Закрытость и сужение духовного горизонта губительны для развращенного общества, но в то же время необходимы для его дальнейшего существования.

Практика

Идеолог, описывая человека, самосоздавая себя, видит человека не таким, каков он есть. Он видит и рисует не целого человека, не всего человека, а только одну из сторон. И главная частичность, калечество человека – это разговоры о действии, «в начале было Дело»,[4] и погружение в мир фактов.

Сквозь свои идеологические очки идеолог видит только практическое всемогущество человека, а в окружающей действительности – только то, что поправимо человеческими силами.

Вот поэтому мир стал непонятен: на существенные вопросы больше нет ответов. На самые важные вопросы можно ответить только теоретически, а ищут ответа практического, рассматривают вопросы как практически (но не теоретически) решаемые.

Если нерешаемые вопросы и всплывают в патологической речи идеологов, то только когда о них предлагают не думать: ведь все это вопросы «схоластические», «рационалистические», «юридические», «теоретические», «абстрактные».

Тогда даже Христианство становится религией самосовершенствования, мнимо понятного и якобы доступного всем без исключения. Такое новое христианство несет «благую» весть злодеям, злодействующим злодейски (Ис. 24:16): «Если мы все исправимся, то и мир исправится». Так идеологи-модернисты предлагают решить ту проблему, что порядок в развращенном обществе невосстановим.

Следующая глава Идеологии спасают от страха

Роман Вершилло

Примечания

[1] Blumenberg H. Work on myth. Cambridge, Mass: MIT Press, 1990. P, 685. P. 266-269.

[2] Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. Т.1. С. 198.

[3] Там же. С. 197–198.

[4] Гете И. В. Фауст. / Пер. Б. Пастернака. М.: Художественная литература, 1969. С. 73.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Святитель Нектарий, митрополит Пентапольский

Когда Церковь ожидают страшные испытания, Господь наш Иисус Христос посылает верующим в Него обильные утешения. Таким утешением стали для верующих Греции, а затем и всех чад Божьих, подвиги, труды, молитвы и чудеса Святителя Нектария, митрополита Пентапольского.

Развлечения

Новая религия возникает там, где разрешено то думать, то не думать о Боге.

“Диалог религий” в Башкирии

Духовные лидеры православной, магометанской и иудейской общин Башкирии подписали сегодня в Уфе на молодежном слете “Диалог религий – основа национального единства” соглашение о межконфессиональном сотрудничестве.

По разделам

10 Responses

  1. “25 декабря 2022 года в Гамбурге, в лютеранском соборе в честь апостола Андрея прошла совместная «литургия» представителей «Украинской православной церкви в диаспоре» и лютеран. Об этом сообщается на Facebook-странице «Feine Ukraine – Verein der deutsch-ukrainischen Zusammenarbeit».

    «Сегодня состоялась уникальная историческая рождественская служба. Совместная литургия, в которой были две евхаристии, православная и протестантская», – говорится в сообщении. 

    Со стороны украинских фанариотов в «литургии» принял участие настоятель общины в честь святителя Николая Мирликийского в Гамбурге Ярослав Богодист, а со стороны лютеран – д-р Корд Шоелер.

    На фотографии «литургии» видно, что Богодист и Шоелер в богослужебных облачениях стоят вместе перед престолом, на котором находится предмет, похожий на дискос, покрытый воздухом.

    Одна из прихожанок общины «Украинской православной церкви в диаспоре в честь святителя Николая» Флорина Чудновская в своем Facebook написала, что это «первое православное Рождество вместе с христианами Европы, шаг в будущее украинской зарубежной православной церкви». 

    «Когда-нибудь потом историки оценят значение сегодняшнего дня. Литургия на украинском и псалмы на немецком в сопровождении органа – это наше новое европейское Рождество, единение и взаимообогащение двух христианских миров», – считает Чудновская.”
    https://spzh.news/ru/news/70342-ukrainskie-fanarioty-hamburha-proveli-obshchuju-liturhiju-s-ljuteranami

  2. А думаю новьıй человек или уже знает Истину или по крайней мере ей можно узнать от Св. Писания и Предание Церкви, но ему истина или не нравится или он не хочеть ей узнать, а заниматся своим утопичньıм мечтам. Поэтому для новаго человека важить это : “они не приняли любви истины для своего спасения” (2 Фес. 2:9)

  3. Спасибо. Действительно думал «Если мы все исправимся, то и мир исправится». Озарило прямо!

  4. Читал, перечитывал, но так ничего и не понял. Наверное, я безнадёжно глуп…

  5. С Рождеством Христовым, Роман!
    Вы пишите: “Власть в Церкви захватили модернисты и решили проблемы, поставленные ими самими: привлекли в Церковь интеллигентов, соединили священника с приходом, а Церковь – с развращенным обществом и т.д и т.п.”
    Вот это не понял: “соединили священника с приходом”. А с чем он должен быть соединён и с чем не должен?

    1. “Соединение священника с приходом” – это обновленческий лозунг, даже еще дореволюционный. Православная позиция в том, чтобы ничего не менять в этом, и в других, отношениях.
      С Рождеством Христовым!

      1. Роман, но ведь священника рукополагают к конкретному приходу (если только не в семинарии). Он с ним соединён, даже можно сказать обручён. Как ещё хотели “соединить” священника с приходом обновленцы? И с чем он должен быть соединён по Вашему?

          1. Читал Вашу статью про “богословие иконы”. Пишете хорошо и во многом правильно. Но. Нет у Вас, Роман, положительной программы. Одно только отрицание. Что, запретить интеллигентам писать иконы? А другие иконописцы у нас есть? Перед чем молиться будем?

          2. Да, у меня нет плана по спасению Церкви и церковной живописи, но иконописцы есть, просто они не видны из-за заслоняющей их толпы лжехудожников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.