О. Иоанн Мейендорф и святость
В благообразно издаваемых книгах о. Иоанна Мейендорфа содержится учение о святости не вполне благообразное. Согласно о. И. Мейендорфу, Православие, якобы, учит, что Святые Православной Церкви отнюдь не безгрешны в нравственном отношении. Мало того, они, как правило, грубо нарушают Правило веры, и впадали даже в арианство, то есть не верили во Христа как Бога от Бога.
Модернист-патролог утверждает: Церковь никогда не считала безгрешность условием признания кого-то святым… Половина всех средневековых византийских патриархов – тех, которые не были формально осуждены за ересь (!) – были причислены Церковью к лику святых.
О. Иоанн Мейендорф настолько воодушевлен этой мыслью, что поднимается до обобщений: В нашем падшем мире полной свободы от заблуждений не существует, и в каком-то смысле люди даже “имеют право” на заблуждения. Еретические утверждения можно отыскать у любого св. отца. Но не существует и такого явления, как полный абсолютный еретик…
Несмотря на все это, согласно о. И. Мейендорфу, мы, как православные, должны почитать Святых, потому что коллективное сознание признает их таковыми и поучается на их ошибках. Это ставит Святых в один ряд с гениями человечества: Данте, Сервантесом, Толстым и т.д. И они тоже были не безгрешны, тоже во многом – в том числе в главном – ошибались, но что-то в них было хорошее и ценное. Вот это мы все вместе и признаем.
Разумеется, согласно богослову-модернисту, не может идти и речи о том, чтобы слепо повторять все, что написано у свв. отцов. Иными словами, перед нами не Святые в точном смысле слова, а обычные люди, такие же, как мы. И перед нами такое “почитание”, при котором мы не следуем за Великими Святителями, Учителями и Чудотворцами, а тщательно различаем у них хорошее от дурного, как учитель разбирается в сочинении не очень успевающего школьника. То есть Святые Отцы – не “отцы”, а, скорее, “дети” перед лицом нечеловеческой мудрости о. Мейендорфа.
Нам предлагается совершенно обмирщенный протестантский взгляд на святых и святость. Однако есть и одно решительное отличие между о. Мейендорфом и протестантами, которые, по крайней мере, не выдают себя за православных и не притворяются, что почитают святых. То есть модернизм в данном случае является не только нечестием, но и нечестностью.
Во всей стройной протестантской концепции о. Мейендорфа есть один пробел. Он забыл о святости от Бога, о Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением. При модернистском подходе не может быть и речи о том, что Бог прославляет святых Своих, и о том, чтобы быть святыми, как Бог свят.
В святых, которых весь мир не был достоин (Евр. 11:38), Христианская Церковь почитает не людей, а благодать Божию, которая их довела до совершенства. И именно поэтому в Православии считается кощунством мысль о том, чтобы благодать обитала в людях грешных и нечестивых. Это покушение на Святость Самого Бога, потому что у Бога и святых Его – общая и единая слава и царство и этот Свет (св. Григорий Палама).
Неужели сверхъестественная благодать бессильна очищать и освящать? Прочь такую мысль! Да, мы говорим о грехах и падениях святых – прп. Марии Египетской и других – но не потому, чтобы это было делом безразличным, а потому что это доставляет тем большую славу Богу, Который Он творит святыми покаявшихся грешников, победивших Его благодатью владевшие ими страсти и ложные мнения. И как объясняет св. Иоанн Златоуст: Праведник, если терпит какое-нибудь бедствие, то получает возмездие здесь (в земной жизни), чтобы здесь сложить с себя грех, и отойти туда (в Царство Небесное) чистым.
Такими грешниками были некоторые из вас,- говорит Апостол,- но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:11).
И не надо говорить, что о. Иоанн Мейендорф имеет в виду то же самое. Ничего подобного: он прямо законополагает новое право человека: “право на ошибку”, чем вносит в Православную Церковь полный нравственный релятивизм и беспринципность, которые и так господствуют в окружающем мире.
Р.А. Вершилло
Добавить комментарий