Ортодокс-экуменист на “Русской народной линии”
“Русская народная линия” решила выяснить “Один ли Бог во всех религиях?”, спросив об этом известного модерниста и ветерана экуменического движения А.И. Осипова. Неудивительно, что ответ получился несколько необычным.
Как обнаружилось, А.И. Осипов различает Бога Самого по Себе от Бога исповедуемого, поклоняемого. Бог есть Дух, и потому Он выше каких-либо определений,- учит А.И. Осипов. Следовательно, пишет А.И. Осипов и в своей книге “Бог”, о Боге ничего нельзя знать, о Нем нельзя сказать ничего достоверного, ни того, что Бог наказывает, ни того, что Бог милует.
Если так, то что же такое религия Истинная – Христианство, и что такое религии ложные?
Религии, как излагает А.И. Осипов, предлагают людям не поклонение Самому Богу, а лишь различным образам Бога. Он прямо пишет откровенную ересь: В каждой религии именно этот образ является ее Богом, и разъясняет, что поклонение Богу с необходимостью требует содержательного о Нем представления, то есть требует Его осязаемого образа (понятийного, символического, иконографического…). Почему именно осязаемого образа, А.И. Осипов, правда, не объясняет.
Так вот эти осязаемые образы в разных религиях и различаются: Религии монотеистические (христианство, иудаизм, мусульманство) утверждают, что их учение открыто Самим Богом через определенных лиц. Но при этом, те образы Бога, которые присутствуют в этих религиях, далеко не однозначны. Так, в христианстве единый Бог в Своей внутренней жизни открывается как триипостасный: Отец, Сын (Логос) и Святой Дух; Логос воплощается; спасение человечества совершается Крестом и Воскресением Христа и др. Ничего подобного нет ни в иудаизме, ни в мусульманстве.
Отсюда следует вывод: Каждая из монотеистических религий, признавая существование одного (а не многих) Бога, тем не менее, имеет свой Его образ, которому она поклоняется и который полностью определяет вероучительную и духовно-нравственную сущность и самой религии, и всей духовной жизни верующего. Поэтому в каждой религии именно этот образ является ее Богом. И, следовательно, каждая из них имеет своего Бога.
Видимо, РНЛ полагает, что А.И. Осипов выступает здесь против экуменизма. Но, увы, это не так. Даже в диалоге с язычниками “православные” экуменисты всегда с готовностью признавали и признают, что у каждой религии свой образ Бога. Таким образом, А.И. Осипов предлагает своего рода “ортодоксию”, правда, ортодоксию вполне экуменическую.
Роман Вершилло
См. также:
Добавить комментарий