Search

Отец Александр Шмеман: характеристика мировоззрения

Учение о. Александра Шмемана принадлежит к иному типу религии, нежели Христианство, а именно – к светской религии массовых идеологий.

Краткие обозначения

о.Ш. – о. Александр Шмеман

ВБ – Шмеман, о. А.Д. Воскресные беседы. Paris: YMCA-PRESS, 1989

ВиД – Шмеман, о. А.Д. Водою и Духом: О Таинстве Крещения. М.: Паломник, 2001

Д – Шмеман, о. А.Д. Дневники 1973-1983. Москва: Русский путь, 2005

ЕТЦ – Шмеман, о. А.Д. Евхаристия. Таинство Царства. P.: YMCA-Press, 1988

ЗЖМ – Шмеман, о. А.Д. За жизнь мира. NY: Religious Books for Russia, 1983

ИПП – Шмеман, о. А.Д. Исторический путь православия. М.: Паломник, 2003

ЛБ – Шмеман, о. А.Д. Введение в литургическое богословие. К.: Пролог, 2003

ПвЖ – Православие в жизни / Сборник статей при участии о. В. Зеньковского, о. А. Шмемана, о. И. Мелиа, о. А. Князева, А. Карташева, Н. Арсеньева, С. Верховского, Б. Бобринского и Н. Струве. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1953

ПиБ – Шмеман, о. А.Д. Проповеди и беседы. М.: Паломникъ, 2003

СС – Шмеман, о. А.Д. Святая святым. Размышления об исповеди и причащении Святых Таин. К.: Пролог, 2003

ЦММ – Шмеман, о. А.Д. Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе. М.: ПСТБИ, 1996

Выделено в тексте всюду нами.

Переводы всех цитат, кроме сочинений о. Александра Шмемана, сделаны нами.

Вступление

Мировоззрение о. Шмемана. Заключение
О. Александр Шмеман.

Один из крупнейших православных модернистов XX в. протоиерей Александр Шмеман (1921–1983) поставил перед собой грандиозную, а лучше сказать, невыполнимую задачу – уловить живой и целостный «опыт» Православия, который он резко противопоставлял догматической вере и благодатной жизни по Духу. В этом своем поиске, ложном и как цель, и как метод, о. Александр Шмеман (далее – о. Ш.) необходимо и последовательно ошибался и вводил в жестокие заблуждения других.

Учение о. Ш., можно сказать, «параллельно» Православию, нигде с ним не соприкасается и потому не может быть исследовано с точки зрения православного богословия. Подлинный софист и враг истины, о. Ш. смело противоречил себе и другим, сочетая в своих высказываниях целые комплексы ложных утверждений и подразумеваний.

Его частные утверждения, исторические и литургические концепции, его оккультное учение о «мире как Таинстве», об «освящении всего мира», его герметическое учение о символе, посюсторонняя мистика времени и коллектива, – все эти разнородные воззрения никак не связаны ни друг с другом, ни с главным тезисом о. Ш. о Христианстве как о целостном и живом опыте.

Экспериментальный феноменалистский метод проб и ошибок, воспринятый о. Ш. из массовой идеологизированной науки, сделал его бесстрашным в той сфере, где верующий человек боится изменить даже одну йоту и одну черту из Священного Писания и Священного Предания. Дерзкое и пространное пустословие о. Ш. на темы богословия и Божественной Литургии до сих пор ограждает его сочинения от надлежащего научного рассмотрения.

Указанные особенности о. Ш. как автора, церковного деятеля и личности подводят нас к глубоким проблемам. Учение о. Ш. принадлежит к иному типу религии, нежели Христианство, а именно – к светской религии массовых идеологий. В варианте о. Ш. богословский модернизм предстает как анархическая воля к власти, причем к власти в той сфере, где человек абсолютно безвластен.

В своей работе мне хотелось бы показать не только ложность отдельных конструкций и концепций о. Ш., но и обозначить то, насколько полно – так сказать, по всему фронту – противоречит учение о. Ш. Христианству.

Свое тотальное противостояние Православию понимал в общих чертах и сам о. Ш., однако у него было для себя то оправдание, что спорит он с каким-то неправильным, ненастоящим Христианством: византийским, русским, схоластическим, западным и т. д.

На самом же деле, противоречие о. Ш. с Христианством носит идеологический, то есть обобщающий, характер. Это уже не личное неверие в догматическое учение Церкви, а общее, коллективное, которое абсолютно скрывает личность нашего автора от критики.

Роман Вершилло

Продолжение следует…

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

В Лавре хулили Столыпина в день его гибели

На конференции по Столыпину, которую проводили в пику «москалям», хулили имя великого государственного деятеля Российской империи. Присутствующие там студенты Налоговой академии, псевдоисторики-националисты яростно ругали его личность и его реформы.

По разделам

2 Responses

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.