Технологический сомнамбулизм на сайте Богослов.ру
Историк философии Сергей Хоружий самозабвенно пишет на сайте Богослов.ру:
В окружающем человека тварном мире все открыто для пользования, но и доступно для злоупотребления. В особенности отцы-аскеты подчеркивали, что нет ничего, что было бы дурно уже само по себе, однако все может быть употреблено во зло. Нам важно, что это – самый универсальный принцип, равно имеющий силу для всех эпох и всех областей реальности. Тем самым, он определяет и отношение православного сознания к технике и технологиям, будь то древним или новейшим. И это сразу снимает старую бинарную оппозицию, мнимую необходимость априорного выбора между позитивной и негативной оценкой техники. Техника не хороша и не плоха сама по себе!
В общем по Хоружему выходит, что вопрос о технике – это тоже вопрос техники. Ирония, скрытая в этом выводе, от Хоружего явно ускользает и не в последнюю очередь за счет слишком тщательного исследования разнообразного идеологического мусора от Соловьева и о. Флоренского до Яннараса.
Перед нам в чистом виде то, что теоретик масс-медиа Маршалл Мак-Люэн называл современным сомнамбулизмом, комментируя слова одного американского генерала: Продукты современной науки сами по себе ни хороши, ни плохи; их ценность определяется тем, как они используются. Мак-Люэн пишет:
Это глас современного сомнамбулизма. Представьте, что мы сказали бы: „Яблочный пирог сам по себе не хорош и не плох; его ценность определяется тем, как его используют“ (Понимание медиа: внешние расширения человека. М.- Жуковский: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2003).
Точно так же Хоружий едва ли бы согласился с тем, что термоядерный заряд или “Циклон-Б” сами по себе не плохи и не хороши. Что касается медийных технологий, то телевидение – вроде бы не ядерный взрыв, но почему-то так получается, что его используют с исключительным постоянством только во зло. Может быть, медиатехнологии все-таки не столь безразличны к добру и злу как “православные” модернисты?
Что касается сайта “Богослов.ру” (гл. редактор – о. Павел Великанов), то для его создателей учение Сергея Хоружего – это, должно быть, бальзам на душу. Ведь теперь выходит, что модернистская и ярая обновленческая пропаганда, ведущаяся о. Павлом Великановым, не добро и не зло, а зависит от употребления.
Роман Вершилло
Добавить комментарий