Политическая речь. Жанры политической речи
Жанры политической речи
Жанры политической речи – это литературные виды политической речи, каждый из которых погружает говорящего, а за ним и слушающего, во вторую реальность. Например, если в политической пропаганде заходит речь о коррупции, то предметом обсуждения является не реальная коррупция, а «коррупция» выступает как тема, повод для патологической речи.
Жанры политической речи несут светский мистический заряд. Они пьянят и усыпляют, дезориентируют, образуют беспорядок в душе и транслируют его вовне. Они объединяют и разъединяют говорящего со слушающим, а слушающих между собой, приобщают к текучей жизни и отчуждают от нее, дают ощущение полноты и чувство одиночества и т.п.
Жанры, используемые в конкретной речевой стратегии, образуют систему, в которой можно выделить типологические, смысловые (синонимия, антонимия и омонимия), генеалогические и контактные связи.
Прежде всего жанры расположены иерархически. Например, в официальной советской речи предвоенного периода лирическая, бытовая песня была подчиненным жанром. Начиная, с 1970-х она становится главенствующим жанром.
Иерархия присутствует и внутри жанров. Например, «частный человек» – это миф внутри мифа о «массовом человеке»; тема «Завод» подчинена теме «Труд».
Мифы, лозунги, плакаты и т.д. могут использоваться в более сложных литературных формах политической речи: массовой песне, в жанрах символического поведения и т.п. Напротив, строки из песни могут становиться лозунгами и штампами.
За счет такого кумулятивного, иерархического устройства жанровой системы одна тема автоматически вызывает в памяти «сказителя» другую, что и позволяет говорить много и бессознательно.
Пример: Псевдология (классовый мир в социалистическом обществе) → мыслеформы (класс, мир) → штамп (рабочий и колхозник) → лозунг → плакат → символ (Серп и молот) → массовая песня (“Вперед, краснофлотцы!“) → демонстрация.
Типология
Устойчивые формы и литературные формы. Под устойчивыми формами политической речи мы понимаем средства выразительности, тропы. Литературные формы – это жанры в собственном смысле.
Жанры частной и официальной речи. Например, символическое поведение частного человека, символическое официальное поведение. Речь частная: СМС; Интернет-речь: форумная речь, интернет-мемы, хештеги, демотиваторы.
Общеупотребительные жанры и употребляемые только в политической речи. В политической речи есть жанры, характерные только для нее: гностический коран, лозунг.
Другие жанры (например, афоризм, новые имена) могут встречаться в разумной речи. Судить о этом случае о патологичности текста приходится не по жанру, а по свойствам, приемам.
Сюжетные и бессюжетные. «Комсомол», например, не сюжетная тема, а «разоблачение» – сюжетная.
Внутренняя форма
Хотя данный вопрос не может считаться до конца проясненным, можно утверждать, что у разных жанров есть своя внутренняя форма. Для тропов – это так называемые «моментальные боги», то есть мысленные образы. Мыслеформы, с одной стороны, соседствуют с псевдологией, а с другой, служат внутренней формой для литературных жанров. И мысленные образы и мыслеформы – это составные, аналитические формы, которые образуются методом гностического смешения. Заметим также, что такие внутренние формы неудержимо, автоматически восходят к слову и действию.
Генеалогические и контактные связи
Вопросы генеалогии жанров политической речи должны выясняться каждый раз конкретно, на историческом материале. То есть связи должны быть не только генетическими, но и контактными.
Устойчивые формы
- Штампы:
- Ругательные слова:
- общеупотребительные,
- частные.
- Обращения:
- обращения в лозунгах.
- Матерная лексика.
- Аббревиатуры.
- Эпитеты:
- постоянные эпитеты.
- Новые имена:
- имена времен пуританской революции,
- имена времен Французской революции,
- советские имена,
- национал-социалистические имена,
- календарь революционный: названия месяцев,
- переименования географические,
- названия сигарет, конфет, кинотеатров и т.п.
- Ругательные слова:
- Гностический приказ.
- Интернет-речь:
- интернет-мемы,
- хештеги.
- Символы:
- эмозди,
- эмотиконы.
Литературные формы
- Мыслеформы:
- диалектика,
- дискурс,
- симулякр.
- Мифы:
- окончательный миф Нового времени,
- основополагающий миф той или иной гностической цивилизации,
- «формирование героя» (комплекс антропологических мифов),
- «формирование мира» (комплекс космогонических мифов).
- Темы:
- бессюжетные,
- сюжетные.
- СМС-речь.
- Телеграфный язык.
- Лозунги.
- Речевки.
- Интернет-речь.
- Клятва, присяга.
- Плакат:
- политический,
- рекламный.
- Массовая песня:
- советская массовая песня,
- авторская песня,
- коммерческая массовая песня,
- национал-социалистическая песня,
- фашистская песня.
- Искусственная традиция.
- Городская легенда.
- Утопия:
- литературный жанр,
- драматический жанр.
- Гностический коран:
- катехизис (модернистский).
- Гностическое пророчество.
- Афоризм, гномическая речь, пословицы, поговорки.
- How-to – руководства по уходу, обращению с приборами, товарами, в том числе памятки, советы митингующим.
- Анекдот.
- Сквернословие.
- Высококонцентрированный идиотизм (highly concentrated imbecility. – термин Эриха Фогелена).
- Политическая речь: «У меня есть мечта» и т.п.
- Канцелярская речь.
- Газетная речь:
- передовая статья,
- очерк,
- фельетон,
- репортаж,
- новость.
- Стенная газета.
- Насилие (садизм, как отдельный жанр патологической речи):
- фильм ужасов,
- жестокость в теленовостях,
- жестокие телезрелища,
- фильм, воспевающий насилие, террор.
- Порнография.
- Памятники.
- Панегирик:
- светское житие.
- Пасквиль.
- Полемика (полемика против определений, доказательств, против теории и т.п.).
- Символическое поведение:
- массовые действа (праздники):
- сценарий массового действа,
- Пир (застолье):
- официальное (кремлевские приемы; дипломатические приемы).
- Массовые православные действа.
- Тингшпиль.
- Литмонтаж, литературно-музыкальный монтаж.
- Массовая гимнастика и художественные представления (КНДР).
- Сокольская гимнастика.
- Демонстрация:
- флеш-моб,
- митинг,
- массовка.
- Этикет.
- массовые действа (праздники):
Продолжение следует
Роман Вершилло
Добавить комментарий