У христиан нет права на самоубийство
В связи с последовательным прославлением самоубийства во исполнение воинского долга как высшей из жертв— жертв своей земной жизнью на сайтах “Православие и мир”, Религия и СМИ и т.п. публикуем главы из сочинения блж. Августина “О Граде Божием”.
Особенно в пропаганде самоубийства преуспевает журналист Александр Щипков, который утверждает:
Проблема состояла в том, что генерал Ефремов покончил с собой, он застрелился, будучи окружен врагами и не имея шансов спастись. Генералу нельзя было попасть в плен!.. Это самоубийство во исполнение воинского долга, это высшая из жертв — жертва своей земной жизнью.
Блж. Августин иначе учит
О добровольной смерти из опасения наказания или бесчестия
Если не дозволительно вообще лицу частному своей властию убивать человека, хотя бы и совершающего преступления (никакой закон не дает права на подобное убийство): то и убивающий самого себя, несомненно, человекоубийца; и когда убивает себя, бывает тем преступнее, чем он невиннее в том деле, из-за которого считает нужным убить себя. Мы по справедливости гнушаемся поступком Иуды, и по суду истины он скорее увеличил, чем: искупил преступление своего злодейского предательства тем, что удавился: потому что, отчаяваясь в Божием милосердии, он в чувстве раскаяния пагубного не оставил себе никакого места для покаяния спасительного.
Но не тем ли более должен воздерживаться от самоубийства тот, кто не имеет в себе ничего, что заслуживало бы подобного наказания? Когда убил себя Иуда, он убил человека, запятнанного злодейством, и все же окончил эту жизнь как виновный не только в смерти Христа, но и в своей собственной: потому что был убит хотя и за злодейство свое, но посредством своего же другого злодеяния. С какой же стати человеку, который не сделал никакого зла, совершать злодеяние над самим собою, и убивая себя, убивать человека невинного единственно для того, чтобы не допустить другого стать виновным? Зачем совершать над собою грех самому для того только, чтобы над нами не был совершен грех чужой?
Александр Щипков об отпевании самоубийц
Вопреки Церковному запрету на отпевание самоубийц Александр Щипков предлагает свое установление:
Согласно церковным правилам запрещено отпевание людей покончивших жизнь самоубийством от отчаяния и уныния, которые являются смертными грехами.
Блж. Августин:
Нет ни одного авторитета, который бы давал христианам в каком-либо случае право на самоубийство
В самом деле, не напрасно в священных канонических книгах нельзя найти нигде такого божественного предписания или дозволения на то, чтобы бы причиняли смерть самим себе даже ради приобретения бессмертия, или ради избежания и освобождения от зла. Когда закон говорит: не убий, надлежит понимать, что он воспрещает и самоубийство, потому в особенности, что не прибавляет «друга твоего», подобно тому, как воспрещается ложное свидетельство, он говорит: не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна (Исх. 20:13,16). Впрочем и тот, кто дал бы ложное показание против самого себя, не должен считать себя свободным от этого преступления. Заповедь: не убий, остается разуметь относительно человека,— не убивай ни другого, ни самого себя. Ибо кто убивает себя, убивает не что иное, как человека.
Добровольная смерть ни в каком случае не может относиться к величию души
И если совершившие это над самими собою могут вызывать удивление к величию душевному, не могут быть хвалимы за благоразумие. Хотя если всмотреться в дело внимательнее, окажется, что и величием духа называется неправильно, когда кто-либо умерщвляет себя потому, что не в состоянии перенести или какие-нибудь житейские трудности, или чужие грехи. В самом деле, если наиболее слабым считается тот ум, который не в состоянии бывает перенести или грубого рабства, коему подвергается его тело, или невежественного мнения толпы; то наиболее великим по справедливости должен быть назван дух, который в состоянии скорее вынести бедственную жизнь, чем бежать от нее, и который, в состоянии чистоты и безупречности совести, презирает людское мнение, в особенности мнение толпы, по большей части, исполненное заблуждения…
Но многие-де умерщвляли себя, чтобы не попасть в руки врагов? Но мы рассуждаем не о том, делалось ли так, а о том, должно ли так делать. Ибо здравый разум следует предпочитать примерам. Впрочем, с ним согласны и примеры, но только такие, которые тем более достойны подражания, чем выше по благочестию. Не делали так ни патриархи, ни пророки. ни апостолы. И сам Христос Господь, заповедуя апостолам, в случае гонения на них в одном городе, бежать в другой (Мф. 10:23), мог повелеть, чтобы они предавали себя смерти, дабы не впасть в руки преследователей. Но поелику Он не заповедывал и не повелел, чтобы таким образом переселялись к Нему из этой жизни те, коим Он, как странствующим, обетовал уготовать вечные обители (Ин. 14:2): то какие бы примеры люди, неверующие в Бога, нам ни противопоставляли, ясно, что чтущим единого истинного Бога делать так непозволительно.
Святые
Александр Щипков ссылается на святых во оправдание греха самоубийства:
Нужно вспомнить княгиню Евпраксию Зарайскую, которая в 1237 году, когда Зарайск был окружен татарами, бросилась с крепостной стены с маленьким сыном на руках. Она причислена к лику святых!
Блаженный Августин отвечает на этот вопрос:
Как надобно смотреть на дела, которые совершить непозволительно, когда оказывается, что они были совершаемы святыми
Но, говорят, многие святые женщины, избегая, во время гонения, преследователей своего целомудрия, бросались в реку с тем, чтобы она унесла и потопила их; и хотя они умирали таким образом, их мученичество однако же весьма чтится кафолическою церковью. — Не осмеливаюсь судить об этом необдуманно. Повелевал ли божественный авторитет какими-нибудь, заслуживающими доверия, свидетельствами, чтобы церковь чтила подобным образом их память, — не знаю; может быть — и так. Что если женщины эти поступили таким образом не по свойственной человеку ошибке, а в исполнение божественного повеления, не заблуждаясь, а повинуясь, подобно тому, как должны мы думать о Сампсоне? А когда повелевает Бог и не оставляет никаких недоразумений относительно того, что повелевает Он, — кто сочтет послушание преступлением? кто обвинит благочестивую покорность?
Но отсюда не следует, чтобы всякий, кто решился бы принести своего сына в жертву Богу, не совершил бы преступления потому, что похвально поступил подобным образом Авраам. Ибо и солдат, когда убивает человека, повинуясь поставленной над ним законной власти, не делается по законам своего государства повинным в человекоубийстве; напротив, если бы не сделал того, был бы повинен в ослушании и пренебрежении власти. Но если бы он сделал это самовольно, то совершил бы преступление пролития человеческой крови. Таким образом, за что наказывается он, если совершает без приказания, за то наказывается, если не совершает по приказанию. А если бывает так, когда приказывает полководец, то во сколько раз более должно быть так, когда повелевает Творец?
Итак, кто слышит, что убивать себя непозволительно, пусть убивает, коль скоро ему повелел Тот, приказаний Которого нельзя не исполнять; пусть смотрит только, действительно ли имеет он на это несомненно божественное повеление.
Итак, кто слышит, что убивать себя непозволительно, пусть убивает, коль скоро ему повелел Тот, приказаний Которого нельзя не исполнять; пусть смотрит только, действительно ли имеет он на это несомненно божественное повеление. Мы судим о совести на основании того, что слышим; права судить о сокровенном совести на себя не берем. Никто не знает того, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем самом (1 Кор. 2:11). Мы одно говорим, одно утверждаем, одно всячески доказываем, что самовольно никто не должен причинять себе смерти, ни для избежания временной скорби, потому что иначе подвергается скорби вечной; ни из-за чужих грехов, потому что иначе неоскверненный еще чужим грехом он совершит собственный самый тяжкий грех; ни из-за своих прежних грехов, ради которых настоящая жизнь особенно необходима, чтобы можно было уврачевать их покаянием; ни из-за желания лучшей жизни, приобрести которую надеется по смерти: потому что для виновных в собственной смерти нет лучшей жизни по смерти.
Публикуется по изд.
блж. Августин. О Граде Божием // Творения. 2-е изд. Киев, 1906. Часть 3. Кн. I. главы 17, 20, 22, 26. С. 31-48
Добавить комментарий