благодать. природа. добродетель. знание
Выше природы, выше добродетели и знания благодать обожения, и «все подобное, — по слову св. Максима, — бесконечно далеко от нее» [св. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов]: всякая добродетель и всякое зависящее от нас подражание Богу делают праведника удобным для божественного единения, благодать же совершает само несказанное единение, ибо через нее «всецелый Бог перемещается во всецелых достойных» [св. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов], а всецелые святые всецело перемещаются во всецелого Бога, приняв взамен // самих себя всецелого Бога и приобретя словно бы в награду за свое восхождение к Нему Самого единого Бога, «Который как с собственными членами срастается с ними по образу срастания души с телом» [св. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов] и удостоивает пребывать в Себе через ипостасное усыновление по дару и благодати Святаго Духа. Поэтому когда услышишь, что Бог вселяется в нас за добродетель или что через память Божию мы носим Его в себе, считай тут обоживанием не просто приобретение добродетелей, но дарованные за добродетель божественные сияние и благодать…
св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих // пер. В. Вениаминова. М.:»Канон», 1996. Триада 3. Ответ 1. Гл. 27. С. 290-291
Добавить комментарий