Когда лжеправославие это православие
Гностические понятия (концепты) лишены разумного и понятного содержания. Это значит, что православный человек не может проникнуть в патологическое сознание гностиков. Но мы не можем и оставить концепты без анализа. Иначе мы окажемся беззащитными перед гнозисом, особенно когда он одевает на себя одежды Православия или даже сверх-Православия.
Возьмем простой пример из словаря православных модернистов:
«Лжеправославие»
Выяснить значение этого слова легко: в модернистской речи «Лжеправославие» обозначает собственно само Православие, как веру и Церковь.
Это ругательное слово-штамп принадлежит к отвлеченной лексике. Образовано оно с помощью регулярной и продуктивной словообразовательной единицы «лже-» и стоит в одном ряду с такими словами из модернистского словаря как «Лжелиберальный», «Лжеправославный», «Лжесмиренный», «Лжехристианин», «Лжехристианский», «Лжехристианство».
У «Лже-» есть синоним – «Псевдо-», который более распространен в жаргоне модернистов. Я отметил у них слова:
- Псевдоаскетический
- Псевдобогословие
- Псевдодуховность
- Псевдодуховный
- Псевдодухоносец
- Псевдоконсерватизм
- Псевдомиссия
- Псевдонационализм
- Псевдоправославие
- Псевдоправославный
- Псевдорелигиозный
- Псевдорелигия
- Псевдосвобода
- Псевдосмирение
- Псевдостарец
- Псевдостарчество
- Псевдотрадиционализм
- Псевдохристианский
- Псевдохристианский
- Псевдохристианство
К списку ругательств можно добавить и «мнимых христиан», как называл христиан В. Соловьев. Обратившись к форме «Слово» на сайте «Два града», вы можете узнать, кто, когда и в каком контексте эти слова употреблял.
Слово «Лжеправославие» не находится, как мы видим, в безвоздушном пространстве. Оно прочно связано с модернистской лексикой и имеет полные синонимы: «лжехристианство», «псевдоправославие», «псевдохристианство» и «псевдорелигия». Всеми этими ругательствами модернисты казнят истинное Православие.
Примеры
Самое раннее известное мне употребление слова в модернистском смысле относится к 1891 году:
Пусть невежественные гордецы глумятся над «человеком» и «человеческим», — они — не русские мыслители. Лицемерно скрываясь под знаменем лжеправославия и народности, они совершенно чужды истинному духу русского христианского народа, так как самое превознесение идеи «православия» над идеей «христианства» и учением Христа с точки зрения русского человека — кощунство (Грот, Н. Я. Еще о задачах журнала // Вопросы философии и психологии. – М., 1891. – Год II, кн. 6. – С. VI).
Н.Я. Грот – фигура не случайная. Он играл заметную роль в кругу ранних православных модернистов и был редактором такого влиятельного источника патологической речи и мысли, как «Вопросы философии и психологии».
В 1909 году «Лжеправославие» встречается в переводе Г. Рачинским сочинения В. Соловьева «La Russie et l’Eglise Universelle» (Россия и вселенская церковь). В главе «Истинное православие русского народа и лжеправославие богословов антикафоликов» говорится:
Это лжеправославие нашей богословской школы, не имеющее ничего общего ни с верою Вселенской Церкви, ни с благочестием русского народа, не содержит в себе никакого положительного начала: оно все состоит из произвольных отрицаний, вызванных и питаемых предвзятой полемикой.
Во французском оригинале у Соловьева: «pseudo-orthodoxie». Это слово существовало с XVIII века и обозначало в немецком, а затем французском языках уклонения в протестантизме. К Православию, насколько известно, это слово применил первым именно Соловьев.
Затем мы встречаем ругательство в известной фразе о. Павла Флоренского:
«Православие» учебников… на деле есть лже-православие, представляющее собою букет несовместимых ересей (Столп и утверждение истины, 1914).
После революции Н. Бердяев обращает это ругательство против Русской Зарубежной Церкви, которая в 1926 году осудила Парижский богословский институт за модернизм:
Мы присутствуем при последних судорожных движениях монофизитского, враждебного человеку православия или, вернее, лже-православия. Этот дух обречен на гибель, он злобствует против человека и проклинает всякое движение жизни (Церковная смута и свобода совести, 1926).
Наконец, спустя год этим словом обновленческий вождь А. Введенский называет Русскую Церковь:
Самый термин «обновленчество» (прекрасный, библейский, апостольский — по своей филологии) родился в Drang und Sturm Periode, в эпоху религиозного варварства, в эпоху Атиллы — тихоновщины, (поскольку Мамона-Государство монархического типа поставлено рядом с Богом). Защищаясь от этого лже-православия, жизнь Церковная и создала временный (но благословенный) термин «обновленчество» (К празднику нашего дела, 1927).
Что значит слово «Лжеправославие»
Значение слова «лжеправославие» понятно: в модернизме оно означает «Православие». Зная это, мы можем перевести на разумный язык заявление о. Павла Флоренского о лжеправославии учебников. Он таким способом сообщает нам, что Православие символических книг, и прежде всего, Катехизиса, есть истинное и чистое Православие. Выходит, что даже из сочинений о. Флоренского можно узнать истину, если понять его точно наоборот.
Но это еще не все, что говорит нам о. Флоренский. Той же своей фразой он показывает нам, что он с ненавистью отвергает Православие. Здесь, как вы видите, наше понимание также увенчалось успехом. Мы узнали, что о. Павел Флоренский – враг Православия.
Можно было бы составить модернистско-русский словарь и с его помощью переводить тексты модернистов на русский язык. «Православие» в их языке означает модернизм, а «Лжеправославие» – Православие. После перестановки слов на противоположные, их тексты начинают звучать как разумные высказывания, сообщать истины.
Но так ли обстоят дела? Верно ли мы понимаем, что делаем, когда занимаемся таким переводом?
Совсем не одно и то же назвать Православие «Православием» или «лжеправославием», хотя оба слова обозначают один и тот же предмет. Ругательное слово, как и любой другой штамп, не имеет разумного содержания, а выражает либо гностический восторг, либо ненависть к истине. Вот эта неразумная ненависть и является подлинным содержанием фразы о. Флоренского. Это стон, крик, но не рациональное сообщение, пусть и зашифрованное.
Следовательно, «лжеправославие» в модернистской речи не значит «Православие», а означает «Православие осуждаемое». Само Православие при этом остается вне патологической речи. Оно никак не может быть названо модернистами.
Православные и модернисты говорят на разных языках
Слово «Лжеправославие» показывает, что о. Флоренский, Введенский и Бердяев сами себя относят к православным. Они сигнализируют: «Мы знаем, что такое Православие и где оно находится». Они демонстрируют, что радеют о Православии в гораздо большей степени, чем обычный православный человек. И правда, не всякий православный даже Соловьева назовет «лжеправославным», а назовет его «модернистом», «гностиком» или как-нибудь еще.
С другой стороны, в сочинениях тех же Бердяева, о. Флоренского и им подобных нет ничего, что можно назвать «Православием», пусть альтернативным или поддельным. Их «православие» даже внешне не похоже ни на какую ортодоксию. Это дерзкое и явное новшество, искажение, революция. Словом «лжеправославие» орудуют самые отъявленные лжеправославные, и притом такие, которых неоднократно публично обличали в неправославии.
Наши авторы знают, что православные обвиняют их в отступничестве и вынуждены прикрываться от этого. То есть мы имеем дело с «уходом от преследования». Но прикрываются они почему-то не скромно, а, напротив, вызывающе, только для вида.
«Лжеправославие» и подобные ему слова обращены вовне и никогда на самого говорящего. Ругательство выбрасывается во внешний враждебный мир, а сам говорящий закрыт от оценки и самооценки. Итак, теперь мы видим, что в своей мыслительной деятельности гностик демонстрирует закрытость от действительности и дезориентацию. Он не знает, что такое Православие и где оно находится.
Больше того, гностик не знает, где находится он сам. Он не знает, что предстоит пред Богом, от Которого ничто не скрыто и перед Которым бессильна всякая дерзость.
Какое «лжеправославие» ненавидят модернисты?
Гнозис – это ложное знание, и поэтому предмет искренней ненависти не соединен у гностика ни с каким понятием. Гностик знает и не знает, верит и не верит, искренен и фальшив одновременно. Поэтому мы и не смогли извлечь истину из ложных высказываний. Для познания истины и ее изложения на разумном языке нужно иметь правое намерение. Познать истину можно только искренно стремясь к ней, любя ее.
Отметим, наконец, что гностик никогда не путает Православие с лжеправославием. Он сознательно ненавидит именно истинное Православие. В этом есть демоническая интуиция, проекция лжи в область истины. Она заключается в том, что модернисты ненавидят православных христиан, знают это, и только таким образом прикасаются с истиной.
Роман Вершилло
Добавить комментарий