Вчера в исторической резиденции Московских митрополитов, расположенной неподалеку от храма пророка Божия Илии в Черкизове, состоялась встреча с известным модернистом, представителем ереси «нравственного монизма» Алексеем Осиповым.
Сайт храма пророка Божия Илии в Черкизове – настоятель храма о. Савва (Тутунов) – называет выступление профессора-модерниста яркой и насыщенной лекцией и сообщает, что эта встреча открывает новый сезон «Илиинской гостиной», в рамках которой проходят тематические встречи со священнослужителями и известными церковными деятелями.
Тема встречи с крупнейшим модернистом нашего времени была определена как «Сущность христианства и его искажение», что отчасти соответствует действительности. Хотя сущность Христианства в православном ключе Осиповым изложена не была, но зато присутствовало серьезное искажение Христианства.
А.И. Осипов о вечных муках
Помимо прочего, А.И. Осипов изложил свое учение о безразличном спасении всех людей:
Мы верим, что Бог есть Любовь, и Он не взыщет с человека ни на одну йоту больше того, чем он мог бы сделать. Эта надежда на Бога-Любовь вселяет в нас радость. Это надо иметь в виду. Нельзя же представить себе, чтобы Бог, зная, что человек в своей жизни изберет зло и следовательно пойдет в бесконечные мучения, дал ему бытие. Как Любовь может дать бытие для бесконечных мучений? Коль уж Бог-Любовь дал человеку жизнь, то значит, он дал ее в конечном счете, пусть и через страдания, но для его блага. Это мысль подтверждается множеством святых отцов, вселяет надежду и импульс радости.
Насчет «множества Святых отцов», которые бы придерживались учения религиозного индифферентизма и учили о всеобщем спасении, это, мягко говоря, преувеличение, а говоря прямо – ложь.
Крещение детей с этой точки зрения также ненужно, как и взрослых, поскольку умерший ребенок уже дома. А мы еще идем,- сообщает А.И. Осипов.
Юмористическую нотку в репортаж на сайте «Православие и мир» вносит его автор Мария Сеньчукова. Она сообщает: Существования ада и загробных мук профессор не отрицает, и тут же приводит цитату А.И. Осипова:
Муки будет претерпевать душа. Страсти нас уже мучают. Совесть может мучить. Злоба или зависть могут мучить. Когда тело сбросится, страсти откроются с еще большей силой. Здесь мы заснули, и кажется, забылись. А там уже не заснешь, и страсти будут мучить в тысячу раз больше, чем здесь. Вот, что такое мытарства и страдания.
Почему из мучений человека в аду А.И. Осипов изымает тело, с которым человек воскреснет? Неизвестно. Зато известно, что он считает, что в аду человека будут мучить его собственные страсти. Однако для страстей и греха вообще в загробной жизни места нет. Согласно учению Церкви, там нет никакой возможности для человека согрешать мыслью, словом и делом.
Это учение – о том, что человек мучает себя сам – является весьма важным в атеистической концепции «нравственного монизма», поскольку в нем нет учения о спасении человека Богом и о наказании Богом грешников. Человек сам спасает себя, и сам себя наказывает.
А.И. Осипов “почитает” Святых отцов
Наконец, А.И. Осипов рассказал о том, как он почитает учение Святых отцов. Оказывается, он является приверженцем теории «теологуменов»:
Поэтому надо держаться учения святых отцов. Когда мы находим единое мнение целой группе святых отцов, мы говорим, что это учение церковное.
Если мы находим у другой группы отцов иное учение, мы говорим, что Церковь не осудила ни того, ни другого и возможны две точки зрения.
Если возможны две равносильные точки зрения на Православные догматы, на аскетическое Предание, на заповеди или на каноны, то никакого в собственном смысле учения Святых отцов не остается,
На этом фоне слова А.И. Осипова: Поэтому надо держаться учения святых отцов, являются зловещей насмешкой над слушателями, прилежно внимающими словам лжеучителя.
Они выйдут из исторической резиденции Московских митрополитов с полным ощущением того, что А.И. Осипов – человек православный, что православным явялется и их настоятель, и что они сами – тоже православные.
Если же они встретятся вдруг с Церковным учением о спасении, о наказании, о Церкви, они будут спокойно придерживаться каких им угодно взглядов на Истину, и думать, что это и есть Православие…
В.Р.