Приспособление

В основе нового порядка лежит приспособление ко времени и к миру.

Блез Паскаль изучает ослабленное Христианство, выясняя, почему и в чем оно ослаблено.

Паскаль обнаружил все это с помощью разработанного им понятия «Развлечение». Благодаря этому понятию стало видно истинное положение человека и то, почему оно невыносимо для нового человека. Этот человек создает новый порядок, в котором он только и может выжить в качестве «сильного» и «свободного». Паскаль видит, что человек будет бороться за свои развлечения, употребляя всю власть, которую ему дает новое государство и новая Церковь.

В основе нового порядка лежит приспособление, и Паскаль подвергает анализу его разные виды.

Он отмечает, что иезуиты приспосабливаются ко времени, а точнее, к Новому времени. Правда, сам Паскаль осуждает современность, не употребляя термин “Новое время”.

Приспособление

Изобретения Нового времени

Ян Колларт. Nova Reperta. Титульный лист. XVI век.


Иезуиты, как видит Паскаль, приспосабливаются к миру, к его разным обычаям, а говоря короче, ко всему. И во всех своих видах иезуитское приспособление утверждает человека во мнении о его свободе и силе.

Приспособление ко времени

Приспособление ко времени занимает очень важное место в этой картине. Христианская древность и Средневековье разоблачают несвободу, беспорядок и безвластие современного мира и человека. Что же с ними делать?

Как известно, общий принцип гнозиса есть смешение понятий. Отсюда следует принцип иезуитизма: ничего не запрещать, ничего не исключать, все принимать, придавая другой смысл. Такая адаптация на языке православного лжемиссионерства называется «воцерковлением» мира, культуры и т.п.

Значит, не надо спорить с Христианской древностью, моралью, врожденными понятиями. Надо все это приспособить к Новому времени, лишив древность законополагающей силы (Дела Апостолов законоположительны для нас. св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам).

Поразительно точно пишет об этом английский католик времен Шекспира. Он сообщает в Рим, что иезуиты все соразмеряют со временем и ничего – с истиной (The Jesuits believed that everything should be according to the time and nothing according to the truth. Цит. по Zagorin P. Ways of lying. Cambridge (Mass.), London: Harvard University Press, 1990. – P. 199).

Моралью теперь руководят новые казуисты

У Паскаля иезуит говорит:

– Отцы церкви были хороши для морали своего времени; но они слишком отстали для морали нашего времени. Уже не они руководят ею теперь, а новые казуисты. Послушайте нашего отца Селло (de Hier., кн. 8, гл. 16, стр. 714), который в этом следует нашему знаменитому отцу Регинальду: «В вопросах морали новые казуисты предпочтительнее древних отцов, хотя они и более близки по времени к апостолам».[3, С. 117]

А как же слова самого Апостола? Например:

Итак желаю, чтобы жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,  но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2:8-10).

Они тоже были вызваны обстоятельствами того – не нашего – времени.

– Лессий,– сказал патер,– отвечает вполне научным и удовлетворительным образом (De just., кн. 4, гл. 4, от. 14, № 114), говоря, что «эти места св. Писания были правилами только для женщин того времени, чтобы они служили своей скромностью к назиданию язычников».

Старые законы теряют силу

Столь же «научно» можно говорить и о подготовке к Таинству Исповеди. Паскаль беседует с воображаемым иезуитом:

Приспособление
Кардинал Дени Пето (Denis Petau, 1583-1652).

– Но как же быть с тем, что сам о. Пето должен был признать в предисловии к своему Всенародному покаянию (стр. 4), – что «святые отцы, ученые и соборы единогласно считают несомненной истиной, что покаяние, приготовляющее к Таинству Причащения, должно быть истинным, постоянным, мужественным, а не расслабленным, сонливым и подверженным новым падениям и возобновлениям?»

– Разве вы не видите,– сказал он,– что о. Пето говорит о древней церкви? Но теперь это так не в пору (si peu de saison), выражаясь словами наших отцов, что обратное одно истинно.

Но ведь законы Церкви написаны на все времена? На это у иезуита есть ответ:

Законы церкви теряют свою силу, если перестали соблюдать их: «cum jam desuetudine abierunt», как говорит Филиуций. Мы лучше древних видим современные нужды церкви. Если с такой строгостью отлучать священников от алтаря, вы поймете, конечно, что тогда не будет столь большого числа обеден.

Церковь развивается, приспосабливаясь к современности, потому что, наконец, появились люди, понимающие ее современные нужды. Новые христиане плывут в потоке времени, приветствуя новое и отбрасывая старые законы, которые устарели только потому, что их перестали соблюдать.

Так Новое время начинает властвовать над Церковью, а иезуиты и над современностью (к ней они приспосабливаются), и над Церковью (ее они приспосабливают). Вот что значит соразмерять все со временем, а не с истиной.

Приспособление к миру

Изменение порядка состоит также в приспособлении к миру. Мир, с его новыми обстоятельствами, становится руководителем и мерой для Церкви.

Иезуит говорит у Паскаля:

Люди до того теперь испорчены, что мы, не имея возможности привести их к себе, принуждены идти к ним сами; иначе они вовсе оставят нас, они сделают хуже, они окончательно опустятся. И вот, чтобы удержать их, наши казуисты и рассмотрели те пороки, к которым люди более всего склонны во всех жизненных ситуациях с целью, не нарушая истины, установить правила настолько легкие, что надо быть чересчур требовательным, чтобы не остаться довольным ими; ведь главная задача, которую поставило себе наше Общество для блага религии, это – не отвергать кого бы то ни было, дабы не доводить людей до отчаяния.

Приходится применяться к человеку, чтобы он не огорчился, увидев свое бедственное и беспомощное положение. Любыми средствами его надо спасти от отчаяния, потому что он, как иезуиты знают по себе, не имеет веры, чтобы в своем несчастье обратиться к Богу. Его надо привести в Церковь, да так, чтобы он не чувствовал себя грешником.

Приспособление ко греху

Новый мир моды, развлечения и тирании страшен своей расположенностью к человеку. Он весь обращен к человеку, но это мир маловерия и греха, и поэтому мир замкнутый. Из него некуда бежать.

В новом мире нельзя не грешить, рассуждают иезуиты и современные нам модернисты и используют это утверждение не для осуждения мира, а для оправдания греха.

Вот что иезуит говорит у Паскаля о правилах относительно одежды женщин:

Мы не станем вовсе говорить о тех, у которых нечистые намерения, но относительно остальных Эскобар выражается следующим образом (тр. 1, пр. 8, № 5): «Если женщины наряжаются без дурного намерения, но только для удовлетворения естественной потребности тщеславия, ob naturalem fastus inclinationem, то это или только простительный грех или даже вовсе не грех». И отец Бони в своей «Сумме грехов» (гл. 46, стр. 1094) говорит, что «хотя бы женщина и знала о дурном действии, производимом тонко продуманным нарядом на тело и душу любующихся ею, украшенной богатыми и драгоценными одеждами, она, тем не менее, не грешит, пользуясь ими». И о. Бони приводит, между прочим, нашего отца Санчеса как разделяющего то же мнение.

Новый человек приспосабливается сам к себе

Тут мы подходим к важному выводу. В основе нового порядка лежит приспособление человека к тем условиям, которые он создает сам для себя.

Человек стал «новым», и теперь вынужден приспосабливаться сам к себе. Он непрестанно становится «самим собой», оправдывает себя сам или с помощью казуистов.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Письмо семьдесят пятое

св. Тихон Задонский. Письма келейные Како-де явился Спаситель наш Сын Божий миру?– Ответ. Евангелие святое повествует нам, что когда люди приходили ко святому Предтечи креститися от него, тут между прочиими

Протоиерей Владимир Переслегин. Устоять на камне

Методичный, аккуратный расстрел из танковых пушек в центре Москвы здания с находящимися в нем женщинами и подростками, тысячами людей (неважно, каких), расстрел безответный, показательный, глумливый, – с предельной откровенностью, как никогда и нигде раньше показал миру лицо Человекоубийцы.

Романтизм, пантеизм или атеизм?

Вроде бы странно называть о. Александра Шмемана или о. Киприана (Керна) пантеистами, но к этому определению приходится прибегать за неимением лучшего.

4 Responses

  1. “широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими”

  2. Поразительно все-таки, как старые иезуиты похожи на новых. “Митрополит Кирилл уверен, что канон о запрете молитвенного общения «с так называемыми еретиками» – это «очень правильный канон, /…/ Однако этот канон, по мнению митрополита Кирилла, «не работает» в «современной межхристианской ситуации” (https://pravoslavie.ru/24887.html).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.