Search

Приспособление

В основе нового порядка лежит приспособление ко времени и к миру.

Блез Паскаль изучает ослабленное Христианство, выясняя, почему и в чем оно ослаблено.

Паскаль обнаружил все это с помощью разработанного им понятия «Развлечение». Благодаря этому понятию стало видно истинное положение человека и то, почему оно невыносимо для нового человека. Этот человек создает новый порядок, в котором он только и может выжить в качестве «сильного» и «свободного». Паскаль видит, что человек будет бороться за свои развлечения, употребляя всю власть, которую ему дает новое государство и новая Церковь.

В основе нового порядка лежит приспособление, и Паскаль подвергает анализу его разные виды.

Он отмечает, что иезуиты приспосабливаются ко времени, а точнее, к Новому времени. Правда, сам Паскаль осуждает современность, не употребляя термин “Новое время”.

Приспособление

Изобретения Нового времени

Ян Колларт. Nova Reperta. Титульный лист. XVI век.


Иезуиты, как видит Паскаль, приспосабливаются к миру, к его разным обычаям, а говоря короче, ко всему. И во всех своих видах иезуитское приспособление утверждает человека во мнении о его свободе и силе.

Приспособление ко времени

Приспособление ко времени занимает очень важное место в этой картине. Христианская древность и Средневековье разоблачают несвободу, беспорядок и безвластие современного мира и человека. Что же с ними делать?

Как известно, общий принцип гнозиса есть смешение понятий. Отсюда следует принцип иезуитизма: ничего не запрещать, ничего не исключать, все принимать, придавая другой смысл. Такая адаптация на языке православного лжемиссионерства называется «воцерковлением» мира, культуры и т.п.

Значит, не надо спорить с Христианской древностью, моралью, врожденными понятиями. Надо все это приспособить к Новому времени, лишив древность законополагающей силы (Дела Апостолов законоположительны для нас. св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам).

Поразительно точно пишет об этом английский католик времен Шекспира. Он сообщает в Рим, что иезуиты все соразмеряют со временем и ничего – с истиной (The Jesuits believed that everything should be according to the time and nothing according to the truth. Цит. по Zagorin P. Ways of lying. Cambridge (Mass.), London: Harvard University Press, 1990. – P. 199).

Моралью теперь руководят новые казуисты

У Паскаля иезуит говорит:

– Отцы церкви были хороши для морали своего времени; но они слишком отстали для морали нашего времени. Уже не они руководят ею теперь, а новые казуисты. Послушайте нашего отца Селло (de Hier., кн. 8, гл. 16, стр. 714), который в этом следует нашему знаменитому отцу Регинальду: «В вопросах морали новые казуисты предпочтительнее древних отцов, хотя они и более близки по времени к апостолам».[3, С. 117]

А как же слова самого Апостола? Например:

Итак желаю, чтобы жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,  но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2:8-10).

Они тоже были вызваны обстоятельствами того – не нашего – времени.

– Лессий,– сказал патер,– отвечает вполне научным и удовлетворительным образом (De just., кн. 4, гл. 4, от. 14, № 114), говоря, что «эти места св. Писания были правилами только для женщин того времени, чтобы они служили своей скромностью к назиданию язычников».

Старые законы теряют силу

Столь же «научно» можно говорить и о подготовке к Таинству Исповеди. Паскаль беседует с воображаемым иезуитом:

Приспособление
Кардинал Дени Пето (Denis Petau, 1583-1652).

– Но как же быть с тем, что сам о. Пето должен был признать в предисловии к своему Всенародному покаянию (стр. 4), – что «святые отцы, ученые и соборы единогласно считают несомненной истиной, что покаяние, приготовляющее к Таинству Причащения, должно быть истинным, постоянным, мужественным, а не расслабленным, сонливым и подверженным новым падениям и возобновлениям?»

– Разве вы не видите,– сказал он,– что о. Пето говорит о древней церкви? Но теперь это так не в пору (si peu de saison), выражаясь словами наших отцов, что обратное одно истинно.

Но ведь законы Церкви написаны на все времена? На это у иезуита есть ответ:

Законы церкви теряют свою силу, если перестали соблюдать их: «cum jam desuetudine abierunt», как говорит Филиуций. Мы лучше древних видим современные нужды церкви. Если с такой строгостью отлучать священников от алтаря, вы поймете, конечно, что тогда не будет столь большого числа обеден.

Церковь развивается, приспосабливаясь к современности, потому что, наконец, появились люди, понимающие ее современные нужды. Новые христиане плывут в потоке времени, приветствуя новое и отбрасывая старые законы, которые устарели только потому, что их перестали соблюдать.

Так Новое время начинает властвовать над Церковью, а иезуиты и над современностью (к ней они приспосабливаются), и над Церковью (ее они приспосабливают). Вот что значит соразмерять все со временем, а не с истиной.

Приспособление к миру

Изменение порядка состоит также в приспособлении к миру. Мир, с его новыми обстоятельствами, становится руководителем и мерой для Церкви.

Иезуит говорит у Паскаля:

Люди до того теперь испорчены, что мы, не имея возможности привести их к себе, принуждены идти к ним сами; иначе они вовсе оставят нас, они сделают хуже, они окончательно опустятся. И вот, чтобы удержать их, наши казуисты и рассмотрели те пороки, к которым люди более всего склонны во всех жизненных ситуациях с целью, не нарушая истины, установить правила настолько легкие, что надо быть чересчур требовательным, чтобы не остаться довольным ими; ведь главная задача, которую поставило себе наше Общество для блага религии, это – не отвергать кого бы то ни было, дабы не доводить людей до отчаяния.

Приходится применяться к человеку, чтобы он не огорчился, увидев свое бедственное и беспомощное положение. Любыми средствами его надо спасти от отчаяния, потому что он, как иезуиты знают по себе, не имеет веры, чтобы в своем несчастье обратиться к Богу. Его надо привести в Церковь, да так, чтобы он не чувствовал себя грешником.

Приспособление ко греху

Новый мир моды, развлечения и тирании страшен своей расположенностью к человеку. Он весь обращен к человеку, но это мир маловерия и греха, и поэтому мир замкнутый. Из него некуда бежать.

В новом мире нельзя не грешить, рассуждают иезуиты и современные нам модернисты и используют это утверждение не для осуждения мира, а для оправдания греха.

Вот что иезуит говорит у Паскаля о правилах относительно одежды женщин:

Мы не станем вовсе говорить о тех, у которых нечистые намерения, но относительно остальных Эскобар выражается следующим образом (тр. 1, пр. 8, № 5): «Если женщины наряжаются без дурного намерения, но только для удовлетворения естественной потребности тщеславия, ob naturalem fastus inclinationem, то это или только простительный грех или даже вовсе не грех». И отец Бони в своей «Сумме грехов» (гл. 46, стр. 1094) говорит, что «хотя бы женщина и знала о дурном действии, производимом тонко продуманным нарядом на тело и душу любующихся ею, украшенной богатыми и драгоценными одеждами, она, тем не менее, не грешит, пользуясь ими». И о. Бони приводит, между прочим, нашего отца Санчеса как разделяющего то же мнение.

Новый человек приспосабливается сам к себе

Тут мы подходим к важному выводу. В основе нового порядка лежит приспособление человека к тем условиям, которые он создает сам для себя.

Человек стал «новым», и теперь вынужден приспосабливаться сам к себе. Он непрестанно становится «самим собой», оправдывает себя сам или с помощью казуистов.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

4 Responses

  1. “широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими”

  2. Поразительно все-таки, как старые иезуиты похожи на новых. “Митрополит Кирилл уверен, что канон о запрете молитвенного общения «с так называемыми еретиками» – это «очень правильный канон, /…/ Однако этот канон, по мнению митрополита Кирилла, «не работает» в «современной межхристианской ситуации” (https://pravoslavie.ru/24887.html).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.