metropoliitta Ambrosius Jääskeläinen, в миру Ристо Яаскеляйнен (иначе Йяаскеляйнен, Яаскелайнен) (1945) — митрополит Финской Православной Церкви (ФПЦ), известный предатель Православия. Экуменист, модернист, масон.
митр. Амвросий (Яаскеляйнен). Образование
В 1964 г. окончил лицей в Йоэнсуу, Хельсинкский университет со степенью бакалавра богословия (1968), позднее получил степень магистра. Обучался в США (1969) и Венгрии (1969-1970). В 1972 г. бакалавр (позднее — магистр) политических наук Хельсинкского университета. С 1967 по 1968 г. работал директором евангелическо-лютеранского колледжа в Нурмесе, а с 1969 по 1970 г. лектором в православной семинарии в Куопио. В 1971-1975 гг. был исследователем в Кембриджском университете. В 1975-1976 гг. – профессор-ассистент в в университете Йоэнсуу. В 1979 г. обучался в Москве. В 1986-1988 гг. продолжал обучение в США.
митр. Амвросий (Яаскеляйнен). Иерархия
В 1969 г. становится лютеранским пастором. Перешел в Православие в 1975 г. Вступил в братство Ново-Валаамского монастыря. Эконом монастыря (1977-1988 гг.), заместитель настоятеля (1986-1988 гг.). За время своего пребывания в монастыре построил «Валаам-отель» (1983) и вообще положил начало превращению монастыря в место для развлечений. Монах, иеродиакон, иеромонах (1979). В 1986 г. архимандрит. Еп. Йоэнсуу, викарий Карельской епархии (1988 г.). Митр. Оулуский (1996). В 2002 г. – митр. Хельсинкский. С 1988 г. член Синода ФПЦ и постоянно избирается делегатом Поместного Собора. С 1996 г. член Церковного Правления ФПЦ.
митр. Амвросий (Яаскеляйнен). Экуменическая деятельность
Член комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей (ВСЦ) (1983-1991), член ЦК ВСЦ (1991-2006). Член Специальной комиссии по православному участию в работе ВСЦ (1999-2001). Входил в состав Смешанной комиссии по православно-старокатолическому диалогу (1981-1985), Совместной комиссии по православно-лютеранскому диалогу (1980-1988). Член Смешанной международной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу (с 1980), Международной комиссии по богословскому диалогу между англиканской и православной Церквами (с 1982).
Участник Молитвы в Ассизи (1986 г.). Согласно митр. Амвросию,
И католиков, и нас, представителей других церквей, обвиняли в синкретизме (смешении религий). Ватикан, который лучше нас преуспел в дипломатических тонкостях, объяснил происходящее таким образом: «Мы молились не вместе, а лишь в присутствии друг друга». Однако целый ряд участников, и я в их числе по другому пережили эту ситуацию. В моем сердце я молился и воздыхал вместе с индуистами, буддистами, мусульманами и т. п. Мысль о том, что в этой ситуации есть нечто нереальное или абсурдное не приходила мне в голову. Напротив, атмосфера напоминала чудо Пятидесятницы, проблеск надежды среди противостояния и возмущения нашего современного мира. Мы понимали, что Бог каким-то образом присутствовал в поиске истины другими.
Один из подписавших Баламандскую унию: заявление Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католической церковью и Православной Церковью «Униатство, метод достижения унии в прошлом и современные поиски полного общения» (1993 г. Баламанд, Ливан).
В октябре 2003 г. получил «благословение» от индуистской «святой» Аммы (Мата Амританандамайи) во время ее визита в Хельсинки.
В 2005 г. предложил «ввести евхаристическое общение между Православной и Лютеранской Церквами». Считает, что в качестве первого шага Церковь должна благословить неправославных членов смешанных семей приступать к Причастию. 1 марта 2015 г. пригласил в алтарь лютеранскую «епископшу» Ирью Аскола. По сообщению газеты Helsingin Sanomat, Аскола принимала участие в воскресном богослужении в православном кафедральном Успенском соборе.
«Евхаристическое гостеприимство» митр. Амвросия распространяется и на монофизитов, членов Эфиопской церкви, Хельсинкскую общину которых митр. Амвросий распорядился причащать в православных храмах.
Митр. Амвросий выступает за пересмотр отношения Православной Церкви к масонству. В епархиальном центре “София” он несколько раз устраивал собрания для членов масонских лож Финляндии, как об этом сообщает официальный журнал финских масонов Koilliskulma (№ 2, 2009 г.). Согласно сообщениям финских СМИ, митр. Амвросий неоднократно выступал на масонских собраниях.
Женское священство
В 2007 г. митр. Амвросий поднял вопрос о “женском священстве”.
Согласно митр. Амвросию, Финляндия является образцом межцерковного сотрудничества. Если бы Финская Церковь не была связана обычаями иных (православных. – Ред.) стран, такое сотрудничество могло бы быть еще более тесным. Мы внимаем тому, что происходит в лютеранской церкви: в отношении рукоположения женщин, и в этом отношении мы отличаемся от всего остального Православного мира.
Он заявил крупнейшей финской газете Helsingin Sanomat 1 февраля 2007 г., что вопрос о женском священстве не разделяет церкви. У православных широкий взгляд на этот вопрос, но посвящение женщин в епископы является проблематичным для нас с точки зрения Церковного учения. 6 апреля 2007 г. та же газета цитирует митр. Амвросия, заявившего, что он не видит ничего невозможного в рукоположении женщин в Православной Церкви. Однако этот вопрос, по его словам, еще не стоит на повестке дня и пока не был исследован ни на одном из православных совещаний.
В целом, по отношению к женскому священству, так и к церковному благословению «браков» между содомитами митр. Амвросий занимает ту же позицию, что и либеральная «Евангелическо-лютеранская церковь» Финляндии.
Член совета директоров корпорации по производству каминов Tulikivi (1992-2011).
С 2004 г. – председателем правления Фонда «Центр финской православной культуры „София“». В 2006 г. правление Фонда выкупило здания административно-гостиничного комплекса «София» в Хельсинки. С 2007 г. началась коммерческая эксплуатация комплекса.
В 1990-е гг. был одним из инициаторов раскола в Эстонской Церкви, где Константинопольский Патриархат создал параллельную структуру: «Эстонскую Апостольскую Православную Церковь».
Редактор журнала Ortodoksinen kirkko Suomessa (1979 г.), газеты Ortodoksinen Kulttuuri (1983-1986 гг.). В 1990-1997 гг. председатель правления Издательского совета по выпуску православной литературы.
Основные труды
Pyhyyden kaipaus (1999)
Etsijän tie (2001)
Suomessa, Euroopassa ja maailmassa (2005)
Источники
Ambrosius (1945 – ) // Biografiakeskus. http://www.kansallisbiografia.fi/kb/artikkeli/9951/ 08.03.2015
Амвросий (Яаскеляйнен) // Древо. http://drevo-info.ru/articles/14376.html 08.03.2015
Платонов Андрей о.; Платонова Риикка. Новый митрополит Хельсинки // http://www.golubinski.ru/suomi/ampa.htm 2002
Bishop of orthodox church, Cultural minister meets Amma in Helsinki, Finland 2003 // Amritapuri.org. http://archives.amritapuri.org/amma/2003/0310same.php 2003
Митрополит Хельсинкский Амвросий предложил “ввести евхаристическое общение между Православной и Лютеранской церквами” // Православие.Ru. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/print41051.htm 30.08.2005
Homosexuality Debate in the Orthodox Church of Finland // Антимодернизм.ру. https://antimodern.ru/homosexuality-debate/ 15.01.2010
An OO parish has been established in Finland // OrthodoxChristianity.net. http://www.orthodoxchristianity.net/forum/index.php?topic=38258.0 27.07.2011
В Хельсинки обсуждали вопросы модернистской индоктринации // Антимодернизм.ру. https://antimodern.ru/voprosy-modernistskoj-indoktrinacii/ 12.10.2011
Торжество над Православием // Антимодернизм.ру. http://antimodern.ru/askola/ 05.03.2015
Ambrosius Helsingin metropoliitta // Ortodoksi.net. http://www.ortodoksi.net/index.php/Ambrosius_%28metropoliitta%29 08.03.2015
JYK Helsingin seniorit Kulttuurikeskus Sofiassa // JYKin Helsingin Seniorit. http://www.jykinseniorit.com/tapahtumat.html 06.09.2013
Tuomasmessu ekumeenisessa hengessä Helsingissä // Suomen Ekumeeninen Neuvosto. http://www.ekumenia.fi/sen_toimii/rukous_ja_jumalanpalvelus/toteutettuja_ekumeenisia_jumalanpalveluksia/tuomasmessu_ekumeenisessa_hengessa_helsingissa_2312011/ 23.01.2011
Kirkossa tilaa homoseksuaaleille // ANALOGI-seurakuntalehti. http://www.junes.fi/analogi/teksteja/6-2010/kirkossa_tilaa.php 2010