Search

Гностицизм древности

Гнозис - это особого рода религиозно-политическое знание, знание ложное, вымышленное человеком.
Древний гностицизм
Первая страница гностического “евангелия от Иуды”.

Слово “гностицизм” нечасто звучит в повседневной жизни. Этим термином, предложенным Генри Мором в XVII веке, обозначают древнее религиозно-философское течение I-V веков по Рождестве Христовом. Адептов гностицизма уже в древности называли “гностиками”, то есть имеющими особое знание, «гнозис» от др.греч. γνῶσις.

Мы знаем о гностицизме из Апостольских посланий, а наиболее подробно – из сочинений Святых отцов, которые его опровергали. Пять книг против ересей св. Иринея Лионского посвящены гностицизму и являются первостепенным источником для его изучения.

В списках сохранились некоторые гностические тексты, в том числе найденная в XVIII веке “Пистис София”, целая гностическая библиотека, найденная в 1945 году в Наг-Хаммади, кодекс Чакос (1970-е годы) и другие. Эти сочинения разной степени сохранности с большим трудом поддаются истолкованию, как, собственно, и должно быть с тайным учением. Только благодаря Святым отцам мы способны понять эзотерические, запутанные и прямо безумные тексты как “гностические”.

Древний гностицизм был одним из ингредиентов в эллинистическом и постэллинистическом идейном котле. В этом котле варились: языческая магия, иудаистская литература, в том числе начала каббалы, остатки древних античных философских течений, которые превратились к этому времени в эклектику, восточные культы, первохристианские ереси…

В целом гностицизм выглядит как реакция языческого мира (прежде всего Египта и Малой Азии) на иудейский прозелитизм и на христианскую проповедь. Соприкосновение с Богооткровенной истиной Ветхого и Нового завета и вызывало к жизни гностицизм. Гностиками стали те, кто не захотел полностью отрешиться от эллинистической массовой культуры и всех ее богатств.

Гностицизм и мир Божий

Самые древние гностики (конец I – II век) не считали себя отдельным течением и тем более сектой, враждебной Христианской Церкви. Они не шли на полный разрыв с официальным учением Церкви, в чем-то поправляли его, в чем-то соглашались с ним. Гностик Василид, например, претендовал на преемственность его учения от апостолов.

Они воспринимали себя как малую, тайную, но необходимую добавку к существующей реальности: язычеству, иудаизму и Христианству. Массы могут веровать и поступать как им удобно, а себе гностики приписывали роль элиты внутри установленных культов и прежде всего внутри Церкви.

Вначале гностики вполне могли сойти за христиан, если бы не последовательная борьба с ними со стороны апостолов, мужей апостольских, апологетов и Святых отцов. Для этого времени гностицизм – враг Христианства номер один, а гностики даже не еретики, а иноверцы.

Учение

С идейной стороны гностицизм полностью зависел от магии, а с другой стороны, заимствовал у Христианства идею спасения и извратил ее. Результатом стала смесь разнородных философских воззрений, мифов различного происхождения, идеи самоспасения, аморализма и новых для этой среды представлений о личности и Церкви.

Гностиков отличала особая дерзость, с которой они стремились овладеть духовным миром. Они мечтали о вмешательстве в Божественную жизнь и в природу человека.

Движение

Фактически гностицизм представлял собой ряд общин, возглавляемых разными учителями: Василидом, Валентином и т.д. При благоприятных обстоятельствах и отделившись полностью от Церкви, эти секты могли превратиться во вселенские религиозно-общественные движения, как это и случилось с монтанизмом и манихейством в III веке.

Гностицизм не просто сообщал своим адептам сведения и концепции. Он вооружал гностиков для деятельности или бездействия в мире, иерархически организовывал их в подобие Церкви. Сегодня мы бы назвали эту смесь идеологией, а гностического учителя – идеологом.

Гнозис предлагал не только учение, но навязывал и свой способ истолкования. Это были тексты с готовым ключом, который находится в руках гностика-учителя.

Гнозис несомненно вовлекал своих членов во вторую реальность, хотя она была устроена не совсем так, как в наши дни организованы антигосударства и идеологии. Главное различие состоит в том, что в древности еще не существовал массовый человек в том виде, как мы его знаем в эпоху Нового времени.

Гностицизм – лжеименное знание

Со стороны содержания гностицизм был знанием и одновременно верой, верой в мифы.

Гностицизм – это особое знание, тайное, “духовное”, хотя и не иррациональное, потому что в античности был высок авторитет разума. Апостол говорит о гнозисе как пустом, ложном и мнимом знании, которое лишает людей веры:

О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6:20-21).

А св. Ириней Лионский говорит о “глубоких и чудовищных таинствах” гностиков, “которые не всякий понимает, потому что не всякий выбросил свой мозг”.

Гнозис был мнимым знанием, потому что опирался на мнения лжеучителей. Гностики учили новому, разному и противоречивому, потому что учили по своему произволу и по мере своей фантазии. Учили не отдельным мнениям, а мировоззрению, как бы мы это назвали в наше время.

У гнозиса были основания для такого произвола: магическое учение об универсальном символизме, о том, что вещи сотворены по образу невидимых вещей. А это открывало путь к тому, чтобы всё означало всё в беспорядке.

Пустословие

Св. Ириней рассуждает так: раз ваши учителя дают названия духовным сущностям по своему усмотрению, то это мнения, а раз мнения, то не истина. Это, в свою очередь, открывало путь к бесконечному пустословию, и св. Ириней составляет замечательную пародию на гностический миф о сотворении мира:

В таком случае ничто не препятствует и другому кому-либо для того же самого предмета назначить например, такие имена: есть некоторое Первоначало царственное, недомыслимое, сила, существующая прежде всякого существа, простирающаяся во всяком направлении. С нею соприсутствует сила, которую я называю Тыквою: с сею Тыквою соприсутствует сила, которую я называю Препустотою. Сия Тыква и Препустота, будучи одно, произвели — впрочем, не производя собственно чего-либо отдельного от себя — плод отовсюду видимый, съедомый и сладкий, каковой плод слово называет Огурцом. С сим Огурцом существует сила той же с ним сущности, которую я называю Дынею. Эти силы — Тыква, Препустота, Огурец и Дыня произвели остальное множество сумасбродных дынь Валентина.

Апостольская и отеческая критика отказывала гнозису в разумности и, с другой стороны, в отсутствии истинного предания. У учения гностиков не оказывается оснований, и оно оценивается как насмешка над Истиной.

Гностическое образование

Гностики, как и античные софисты, в основном занимались образованием, научением за плату. В этой области, как и в наше время, была большая конкуренция. Лжеучителя соревновались: кто сочинит что-то более новое и занимательное.

Духовные болезни

Гностицизм культивировал духовные болезни: гордость, глупость, многознание, мнение, аморализм. Гностики увлекали простых людей к пытливости, к мирским изысканиям, опьяняли их светской мистикой.

Как пишет св. Ириней, “они в своем безумии дошли до того, что говорят, что им позволительно делать все безбожное и нечестивое, потому что, говорят они, только для человеческого мнения есть добрые и худые дела”.

Патологическая речь

Гностическая речь и прежде всего мифология были для гностиков средством овладения реальностью. Гностики-учителя были мастерами патологической речи и мастерами управления патологическим сознанием.

Св. Ириней отмечает особую дерзость гностиков в изобретении имен, и в то же время мелочную точность их терминологии. Уже в древности гностические тексты считались очень трудными и заумными.

Основными жанрами гностической письменности были мифы, подложные сочинения (например, гностические “евангелия”), послания, комментарии к Писанию, оды, по подобию псалмов, молитвы, богословские исследования и т.п.

Известны формы символического поведения гностиков: ритуалы и “таинства”, заклинания и заговоры и другие “забавные проделки”, как их пренебрежительно называет св. Ириней.

Мифы

В центре учения гностиков были мифы, которые в Писании называются “баснями” и “родословиями” (1 Тим. 1:4; Tит. 3:9).

Это были мифы о сотворении, падении и спасении мира и человека, а прежде всех – трехчастный миф о первоначальном единстве и рождении из Отца, отпадении Софии и ее возвращении.

В гностических мифах участвовали фантастические существа религиозно-философской природы: Эон и эоны, Ахамоф (Помышление горней Премудрости), Неизреченное, Молчание, Слово, Жизнь, Человек, Церковь. Первоначало, Первоотец, Недомыслимое, Неизреченное, Невидимое, Начало, Глубина, Мысль, Ум, Истина, Полнота (Плирома), Премудрость (София), Всё. В числе эонов были “Христос” и “Дух Святой”. Отметим, что гораздо позднее эта терминология во многом перешла в православный модернизм.

Среди приемов патологической речи перечислим гностическое искусство чтения, приемы цитирования и истолкования Писания, нумерологию (символику чисел) и гематрию (символику букв).

Св. Ириней подробно рассказывает, как гностики искажают изречения Господа и приспосабливают изречения Писания Нового и Ветхого завета к своим выдумкам. Святой отец указывает, что они “разрывают связь, произвольно соединяют и разделяют слова Писания”.

Св. Ириней останавливается на жанре пастиша, когда

“собирая рассеянные по местам слова и имена, переносят… из естественной связи в неестественную, поступая подобно тем, которые, задавшись какими-либо мыслями, стараются потом обделать их из поэм Гомера, так что неопытным представляется, будто Гомер сложил стихи на эту, только что выполненную задачу, и многие складною последовательностью стихов увлекаются к мысли, не в самом ли деле Гомер так сочинил”.

С такого рода упражнениями знаком любой исследователь современной православной модернистской речи.

Новый и древний гностицизм

В нашем описании мы не рассчитывали исчерпать тему древнего гностицизма. Мы хотели указать только на аналогии с политическим гностицизмом Нового времени.

Итак, о древнем гнозисе мы знаем, что это было особого рода религиозно-политическое знание, знание ложное, вымышленное человеком. Такое знание требовало дерзости для порождения, глупости для понимания и патологической речи для выражения.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

2 Responses

  1. Может быть, это будет интересно, но я к аналогичному термину «гностицизм» в своей работе пришел независимо от ув. Романа и тех западных исследователей религиозного сознания Нового времени, на которых он ссылается. Поначалу, когда я только искал точную терминологию, я обозначал этот феномен такими понятиями как (новое) «манихейство», «оригенизм», «неопелагианство»… И только потом я пришел к термину «новый гностицизм» как более точному и универсальному. Окончательно же меня убедило в его корректности и адекватности (и обрадовало таким совпадением оценок) как раз знакомство с работами ув. Романа Вершилло в данной области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.