Цена предварительного суждения

Грешить вместе с эпохой совсем не необходимо, а, напротив, очень дурно.

Не на все вопросы есть ответы, потому что разумно ответить можно только на разумный вопрос. Так и в области деятельной жизни: выход есть только из трудной ситуации, а из совсем плохой – выхода нет.

Я полагаю, многих разумных людей волнует Церковная реформа, нравственный распад на Западе и в России и много других революционных процессов. Мы живем внутри этих протяженных событий, легко можем принять трудные ситуации за безвыходные и наоборот. В этом проявляется дезориентирующее действие революции.

Цена предварительного суждения
И. А. Владимиров. «Долой орла!» (1917-1918).

А между тем очень важно знать: можем ли мы что-то сделать или нет. Мы живем, скажем, в мае 1917 года. Революция еще не кончилась, но мы должны вынести о ней окончательное суждение уже сейчас. И цена суждения очень высока: мы рискуем оказаться соучастниками преступного деяния. И мы можем этого даже не заметить, раз мы не выносим суда о событии, в котором мы живем.

Итак, мы вынуждены рационально и морально судить о происходящих событиях, но условия для такого суждения чрезвычайно неудобные.

Реформа Церкви и соучастие в ней

Люди моего поколения были свидетелями начала реформы Русской Православной Церкви (примерно, в 1988-м году). Сейчас она переживает свою позднюю зрелость. Внутри реформы живет уже третье поколение: наши внуки.

Окончательный результат реформы – утопическая “церковь будущего” – еще не достигнут, и неясно, будет ли он достигнут и в каком именно виде. Этого не знали родоначальники реформы: обновленцы и деятели типа митр. Никодима (Ротова) и о. Всеволода Шпиллера. Этого не знают и их наследники и наследники наследников, не говоря уже о здравомыслящих христианах, которые и вовсе не знают этих глубин.

Понятно, что нашим революционерам неопределенность только на руку. Но нам-то надо было знать твердо правду о реформе уже 30 лет назад! Больше того, задолго до начала реформы и самого ее замысла православный человек должен был понять и отвергнуть реформу, и обещать Богу сопротивляться ей всеми силами.

Так как же быть? Лжецерковь еще не завершена постройкой, а осуждать это событие уже надо сейчас, предваряя все зло, которое реформа еще не совершила. Мы как будто слишком много на себя берем, когда судим о длящемся, но еще не завершившемся преступлении.

В данном случае противоречие действительно присутствует, но оно лежит в основе любого верного суждения. Суждение на основании порядка и заповеди всегда является предварительным. Мы как бы выходим за пределы времени, в которое мы живем, превышаем свою компетенцию.

Грехом, например, является любое прелюбодеяние, в том числе то, которое еще никто не совершил и даже не задумал. И это было известно нравственному чувству уже в раю, а с Синайского откровения запечатлено буквально на Моисеевых скрижалях. Поэтому мы заранее и идеально судим явления и лица, но об этом нашем суде предоставляем судить Богу, знаем праведный суд Божий.

Экуменизм

Возьмем в качестве примера экуменизм как поиск взаимопонимания между представителями разных вер. Вроде бы нет ничего дурного в том, что люди разных вер мирно встречаются друг с другом, больше узнают друг о друге и о своих обычаях.

Цена предварительного суждения
Оксфордская конференция движения «Жизнь и деятельность» (1937). На фото: Н.М. Зернов, о. С. Булгаков, о. В. Зеньковский, Г.П. Федотов.

На первых экуменических собраниях ничего дурного не происходит. Православные рассказывают, как они молятся и постятся, а католики тоже им что-то такое рассказывают о своем религиозном быте. Пока неизвестна цель и результат не достигнут, такие мирные посиделки выглядят невинными и суду, как будто, не подлежат. Ведь “взаимопонимание всегда неплохо”, как подсказывает голос бессознательности.

Между тем, такое взаимопонимание и все пути к нему нужно отвергать с порога, не вникая в то, чем живут обычные католики. Чтобы отвергнуть взаимопонимание, как неизвестно к чему ведущее, не нужно взаимопонимание. А значит, наше суждение об экуменизме является строго предварительным и не основано на опыте, например, такое:

«Созданный человеческий разум мгновенно отпадает от Бога, как только соглашается на признание, в любой форме, существования иного “бога”, чем Христа, и религии иной, чем Христианской» (Николай Алексеев. Истина и стихия).

И это очень важно: не проявлять никогда и никакого согласия с экуменизмом. Ведь участие во взаимном понимании меняет человека, и в результате мы получаем взаимное понимание между экуменистами, а не католиками и православными.

Можно ли назвать атеистом профессора МДА

Или, допустим, профессор Осипов. Его обличают за то, что его взгляды не совпадают с учением Церкви. Это можно считать многократно и абсолютно доказанным, однако никак не задевает А. И. Осипова, потому что он не признает авторитет Писания и Предания, а считает их лишь средствами воодушевляющими человека на его спасение.

Следовательно, противники проф. Осипова спорят не с тем тезисом, который лежит в основе заблуждения проф. Осипова и далеко не его одного. Простым сравнением с Писанием и Преданием этот тезис опровергнуть невозможно. Надо подняться над богословским исследованием взглядов А.И. Осипова. Нужно выйти за пределы его привычной среды обитания, забыть на время о том, что он называет себя профессором и доктором богословия и так его называют многие другие.

Да, это будет предварительное, аналитическое суждение. Но такова природа любого суждения.

Как можно назвать атеистом того, кто называет себя православным? В сущности, сделать это нетрудно, только надо помнить, что цена ошибки необычайно высока. Впрочем, она высока ровно настолько же, если мы поверим атеисту, что он на самом деле православный.

Разницу здесь видят в том, что в последнем случае мы доверяем человеку, а это вроде бы всегда неплохо. Опять мы слышим голос бессознательности, несерьезности, невнимания к предмету. Ведь если вы вдруг столкнетесь с отравителем, который называет себя врачом, то вы сделаете все, чтобы судить о нем по истине, а не по его словам. А в области веры люди, значит, не так остро ощущают опасность вечной гибели, и это результат Церковной реформы вообще и работы проф. Осипова в частности.

Надо ли ждать, когда злой совершит все зло?

Ужасно велика цена ошибки! Мы ведь судим людей живых, то есть способных к изменению, и мертвых, о внутреннем мире которых мы многого не знаем. И мы судим события, огромные по своему охвату, недоступные ни одному человеку во всех деталях.

Очень дорого стоит истинное суждение! И предварительное суждение наталкивается на возражения честных и нечестных. Честные искренне боятся ошибиться, а нечестные хотят, чтобы люди иррационально судили (то есть “не судили”) о рационально познаваемых событиях.

Почему тут объединяются честные и нечестные? Мы имеем здесь дело с таким явлением как робость. Она появляется, когда мнимое величие целей сочетается с трезвым взглядом на человеческую слабость. Сначала люди пытаются судить. Затем они видят, насколько высока ответственность за неправильное суждение. И они делают вывод о своей и общечеловеческой слабости, о неспособности человека определенным образом понять происходящее.

Со стороны это выглядит как большая скромность, и даже в чем-то отражает подлинную реальность. С другой стороны в этом есть забвение о Боге, о том, что на самом деле судит только Он. Такой честный и скромный человек боится выйти во внешний мир, чтобы судить его. Он закрывает дверь своей души и остается в ней один со своей робостью. А он не должен быть один, он должен быть с Богом, Спасителем, Промыслителем и Судией.

Так имеем ли мы право по немногому судить о многом, по внешним признакам о внутренней сущности людей и явлений? Или поставим вопрос несколько иначе: надо ли ждать, пока злой совершит все зло, пока беззаконие полностью совершится?

Верное суждение, нравственный поступок ставит тебя вне события. В этом видят гордость, а в том, чтобы плыть по течению, видят смирение. Великие революции и великие революционеры предлагают на выбор: грешить вместе с эпохой или грешить отдельностью от эпохи. “Все так делают, все мы соучастники”, – говорят тебе. «Лучше грешить с эпохой, чем отделяться от нее, считая себя лучше других», – говорит о. Павел Флоренский.

На самом деле, это только кажется, что все охвачены революцией. Грешить вместе с эпохой совсем не необходимо, а, напротив, очень дурно. Это обман, который надо преодолевать усилием веры.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Письмо пятьдесятое

св. Тихон Задонский. Письма келейные Ныне в истине Божией поучимся. Бог истинен есть, и слово Его истина есть. Что Бог открывает, тое точно так есть, как открывает, и что обещает и

Идеологии

В рамках проекта Антимодернизм.Ру – православная миссионерская энциклопедия мы открываем новое направление: Идеологии.

3 Responses

  1. Я осуждаю. Но не сужу. Я полностью осуждаю, и целиком предаю на Суд Божий.

  2. Предварительное, оно же и окончательное. Например, у поэта С. Бехтеева или у П. Жильяра было непоколебимо верное предварительное суждение об Императоре, неподвластное либеральной пропаганде и злобе революционной эпохи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.