Александр Андреевич Грановский (1865-1927) – крупный деятель обновленческого раскола.
Окончил Полтавскую духовную семинарию, в 1891 г.- КДА со степенью кандидата богословия. Помощник инспектора академии. В 1892 г. назначен смотрителем московского Донского духовного училища, в 1893 г.- Киево-Подольского духовного училища, в 1895 г.- инспектором Тульской духовной семинарии, в 1897 г. переведен преподавателем в Холмскую духовную семинарию.
В 1890 г. принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха. В 1898 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором Благовещенской духовной семинарии. В 1899 г. младший, затем старший цензор в столичном духовно-цензурном комитете. Перевод в Санкт-Петербург связан с покровительством А.Г. митр. Антония (Вадковского). В 1902 г. А.Г. – магистр богословия (за сочинение “Книга пророка Варуха “).
В 1903 г. А.Г. хиротонисан во епископа Нарвского, 3-го викария Санкт-Петербургской епархии, с 1904 г. 2-й, с 1905 г. 1-й викарий Санкт-Петербургской епархии.
Участник Санкт-Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 гг., где сблизился с В.В. Розановым. В 1905 г. был членом комиссии по выработке правил о свободе печати, где высказался за полную, ничем не ограниченную свободу печати с совершенным уничтожением всякой цензуры. После 17 октября 1905 г. прекратил произносить при поминовении Императора титул “самодержавнейший”. Опубликовал в газете “Новое время” статью о сочетании законодательной, исполнительной и судебной власти, как о земном подобии Божественной Троицы. В 1908 г. уволен на покой, жил в Троице-Сергиевой пустыни.
В 1913 г. назначен на Владикавказскую и Моздокскую кафедру. По настоянию митр. Питирима Петроградского 16 янв. 1917 г. А.Г. был уволен на покой “по болезни” с определением пребывания в Богоявленском монастыре в Москве. В Богоявленском монастыре А.Г. впервые стал вводить литургические новшества, за что в 1921 г. был запрещен в священнослужении св. Патриархом Тихоном.
23 марта 1922 г. А.Г. дал интервью газете “Известия”, в котором заявил о поддержке насильственного изъятия церковных ценностей. 28 марта 1922 г. по инициативе Л.Д. Троцкого А.Г. получил приглашение принять участие в работе Центральной комиссии помощи голодающим (Помгол) в качестве “лояльного епископа” с целью спровоцировать раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей. 13 апр. постановлением Политбюро ЦК РКП(б) А.Г. был утвержден членом ЦК Помгола как представитель “советского” духовенства для работы по реализации церковных ценностей. 29 апр. 1922 г. в качестве эксперта принял участие в Московском процессе против духовенства и мирян, обвиненных в сопротивлении изъятию ценностей. Выступление А.Г., требовавшего безусловной передачи всех ценностей, в т. ч. евхаристических сосудов дало властям основания для вынесения смертного приговора 11 обвиняемым. Тогда же А.Г. обратился во ВЦИК с ходатайством об их помиловании. В рассматриваемое время, как и позднее, А.Г. предпринимал свои действия, согласовывая их с Е.А. Тучковым, начальником 6-го отделения СО ГПУ — ОГПУ, к компетенции которого относилась борьба с религиозными организациями в СССР.
13 мая 1922 г. А. примкнул к группе “прогрессивного духовенства”, которое возглавили А.И. Введенский и В.Д. Красницкий, подписав вместе с ними воззвание, обвинявшее св. Патриарха Тихона в руководстве контрреволюцией. А.Г. и другие обновленцы требовали немедленного созыва поместного Собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между нею и Советской властью.
19 мая А.Г., поддерживаемый Е.А. Тучковым, встал во главе самочинного обновленческого “Высшего церковного управления” (ВЦУ), тем самым придав расколу окончательное оформление. При этом А.Г. находился в оппозиции к В.Д. Красницкому и возглавляемой им группе белого духовенства “Живая церковь”, игравшей в июне 1922 – апреле 1923 г. ведущую роль в обновленческом расколе. 6 авг. 1922 г. А.Г. был назначен ВЦУ на Московскую кафедру с титулом “архиепископ Крутицкий”, 20 августа А.Г. принял титул “митрополит Московский и всея России”.
6-17 августа 1922 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд “Живой церкви”, на котором произошел разрыв между сторонниками В.Д. Красницкого и группой А.Г. 24 авг. 1922 г. А.Г. встал во главе “Союза церковного возрождения”. В Положении “Союза” так определялась его задача: Союз отвергает кастовое крепостничество и кастовое утверждение интересов “белого попа”. Союз стремится к улучшению церковных порядков по девизу: все для народа и ничего для сословия, все для Церкви и ничего для касты.
22 сент. 1922 г. А. заявил о своем разрыве с живоцерковниками и выходе из ВЦУ, 23 сент. постановлением ВЦУ он был освобожден от всех должностей. В.Д. Красницкий обратился в ГПУ с просьбой выслать А.Г. из Москвы, т. к. он становится знаменем контрреволюции. В ответном письме В.Д. Красницкому указывалось, что органы власти… не имеют ничего против Антонина Грановского и нисколько не возражают против организации нового, второго ВЦУ. В результате временного компромисса в окт. 1922 г. А.Г. вернулся на пост председателя ВЦУ, после того как оно было реорганизовано и включило в себя представителей “Живой церкви”, “Союза церковного возрождения” и новообразованной группировки “Союз общин древлеапостольской церкви”, который возглавил А.И. Введенский.
На обновленческом “соборе” 1923 г. А.Г. был избран его почетным председателем, однако фактическое руководство “собором” осуществляли А.И. Введенский и В.Д. Красницкий. 8 мая А.Г. вошел в состав избранного “собором” Высшего церковного совета в качестве председателя. Но уже 24 июня освобожден от всех занимаемых постов и уволен на покой. Этому предшествовала публикация в “Известиях” 17 мая 1923 г. статья А.Г. “Азбука церковной реформы”, ставшей программным документом “Союза церковного возрождения”. В ней говорится: Союз принимает советский строй внутренне, считая, что нерелигиозная власть есть лучшее условие подлинной свободы церкви… Союз принимает цель революции – создать не одно платоническое, но бытовое братство в человеческом общежитии и рассматривает социализм как подход к этому укладу с внешней технической стороны.
Об освобождении из ГПУ св. Патриарха Тихона А.Г. отозвался так: Тихон клейменый или Тихон прощеный – он нам одинаково не нужен.
Центром “Союза” стал собор Заиконоспасского монастыря в Москве, сторонники имелись также в Петрограде, Харьковской и Владимирской епархиях. Особенностью данной группы было проведение радикальной литургической реформы. Помимо того что, как и другие обновленцы, А.Г. в богослужебной жизни перешел на русский язык и новый стиль, он перенес престол из алтаря на середину храма, литургию стал совершать по им составленному и изданному чину, “рецензированному по чинам древних литургий”, вводил в состав богослужебных последований стихи современных поэтов. Среди его соратников наиболее известны Василий Лебедев, “рукоположенный” Антонином в 1923 г. во епископа, а также обновленческий “протоиерей” и “епископ” Константин Смирнов, как и А.Г., активный сторонник литургических реформ.
С 26 окт. 1923 г. А.Г. вновь стал именовать себя епископом, отказавшись от титула “митрополит”. Последнее было связано с отказом “Союза” от любых званий, кроме 3 иерархических степеней – епископа, пресвитера и диакона. 15 апр. 1924 г. Патриарх Тихон повторно издал указ о запрещении в священнослужении и предании церковному суду А.Г.
30 июня – 4 июля 1924 г. в Москве прошел “Первый съезд, или собор” “Союза церковного возрождения”, оказавшийся также последним. В нем приняло участие 120 чел., т. е. практически весь актив. Порвав с другими вождями обновленчества, А.Г. продолжал занимать непримиримо враждебную позицию по отношению к св. Патриарху Тихону, что отразилось в выступлениях А. на страницах советской печати в 1923-1925 гг., а также в материалах “съезда”. В июне 1925 г. А.Г. обратился в печати к Местоблюстителю Патриаршего Престола сщмч. Петру (Полянскому) с призывом признать советскую власть. В течение 1925 г. А.Г. выступал с лекциями и публичными диспутами во многих городах России.
Незадолго до смерти поручил своим последователям отдать храм Петра и Павла, в котором служил в Москве, местным баптистам. Руководитель сектантов И.С. Проханов утверждал, что в 1927-1928 гг. часто ездил из Ленинграда в Москву и проповедовал в этом храме, вместо обычных Богослужений, которые раньше были только православными.
Цитаты
Благодарение Христу, что Он пресек каноническую преемственность обновленной церкви от Тихона, спас церковь от разъедавшей ее, как ржавчина, архиерейской вражды против революции. Что передал Тихон митр. Агафангелу? Озлобленность и непримиримость по отношению к революции. В том и спасение наше, что мы не почерпнули ни одной ложки отравы из злобной бочки тихоновской контрреволюции, не унаследовали староцерковнического тихоновского демонизма по отношению к революции, но возгрели в собственных тайниках сердца осенившее нас Христово чувство и подошли к революции с благожелательством.
– Какая церковь или религиозная организация по Вашему мнению наиболее близко отражает учение Христа?
– Я знаю одну группу христиан, их называют евангельские христиане (баптисты.- ред.). Они восстанавливают перво-христианство Христа и Апостолов.
О нем
св. Патриарх Тихон. Послание о каноническом осуждении главных деятелей обновленчества
Основные труды
Киево-Подольская Успенская соборная церковь (1891)
Книга пророка Варуха: Репродукция: Восстановление текста книги по первоисточникам (1902)
Над пролитой кровью (о событиях 9 янв. 1905 г.) // Русский паломник. 1905. № 6. С. 74-75
Речь к рабочим Путиловского завода // Русский паломник. 1905. № 6. С. 74
Гнев Божий: Из слова преосв. Антонина еп. Нарвского после панихиды по воинам, павшим при защите Порт-Артура // Русский паломник. 1905. № 3/4. С. 34
День радования: Из слова, произнесенного при благодарственном молебствии 7 авг. в Александро-Невской лавре // Русский паломник. 1905. № 34. С. 526
“Я есмь Альфа” // Русский паломник. 1905. № 44. С. 692
Божественная литургия, рецензированная по чинам древних литургий (1923)
Союз Церковное Возрождение о Тихоне (Единомышленникам и всем ревнителям Правды церковной. Разъяснение тихоновского обращения) // Известия, 1923, 7 июля, № 156. С. 4
Источники
Проханов И.С. В котле России, 1869-1933. М.: Протестант, 1993
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994
Левитин А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье; 1996
Регельсон, Лев. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. М.: Крутицкое патриаршее подворье,1996
Православная энциклопедия. Т. II. М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2000