Search

Апатия?

Апатия?
Соборное осуждение А. И. Осипова может прозвучать слишком поздно,

Когда я в комментариях на нашем сайте предположил, что соборное осуждение А. И. Осипова может прозвучать слишком поздно, то меня упрекнули в апатическом настрое. Я не отвергаю полностью этот укор, но хотел сказать лишь то, что яд лжеучения Осипова проник глубоко в умы даже и здравомыслящих людей.

Лжеучение как бы распылено в воздухе, и жизнь не замедлила подтвердить мои опасения. Известный миссионер, который давно ведет борьбу с А. И. Осиповым, в последнее время пишет буквально каждый день против него в своем «Живом журнале». В числе прочего он разбирает и неправославное учение А. И. Осипова об Искуплении. Так вот, в конце такой миссионерской атаки этот автор написал на днях в своем ЖЖ, что любая теория Искупления неверна, поскольку описывает догмат лишь частично и односторонне.

Наш автор приходит к таким обобщениям: Теория в данном случае не есть созерцание, но попытка приступить к истине Откровения, называемой догматом, с помощью инструментария категорий и понятий, силами ограниченного человеческого ума. И каждая – со своей стороны. Теорию же, как созерцание истины, наш автор присваивает только Святым отцам, но не православным христианам наших дней.

Получается примерно так: есть догмат, а есть понимание догмата. Догмат необходим для спасения и содержит в себе всю истину, а понимание (теория) всегда ущербно, и относится к догмату как несовершенное его отражение.

Хочется надеяться, что за всем этим не стоит глубокой мысли, и автор не продумал до конца, к каким выводам приводит такое его воззрение. Хочет он того или нет, но догмат и понимание догмата разделяются у него пропастью: догмат – это абсолютная истина, а его понимание – в самом лучшем случае относительно верно. Это, в общем, скептицизм, который как раз противопоставляет слово и его смысл, истину и ее понимание.

Однако догмат невозможно спасти (если в этом была цель автора), отделив его от понимания. С его тезисами согласится любой адогматист, поскольку догмат таким способом просто устраняется из Православия. Более того, если православный верующий исповедует истину догмата лишь отчасти, тогда еретик – лишь отчасти не исповедует.

В данном случае сказалась разрушительная адогматическая работа А. И. Осипова, и далеко не его одного. Над этим трудились все представители того направления богословского модернизма, к которому Осипов принадлежит. Для этого направления – «нравственного монизма» – характерна ненависть к Христианской Истине в Ее точном догматическом выражении. По их представлениям, жизнь бесконечно полнее рассудочных определений, и потому ни одна формула не может вместить всей ее полноты.

Для А. И. Осипова и его предшественников и последователей характерен лозунг борьбы со схоластикой, то есть со всяким теоретическим знанием и, в частности, с православной догматикой. Поэтому в “нравственном монизме” особенно ярко изложено учение об “условности” слов и понятий, о принципиальной недостаточности слов для выражения истины. Как пишет А. И. Осипов:

Язык современного человека, как и прежде, не может адекватно выразить не только чувства, ощущения и переживания, но очень часто у него не хватает однозначных, точных понятий и для выражения идей и мыслей. Многозначность понятий и терминов — одно из значительных препятствий на пути межчеловеческого общения и взаимопонимания. Это препятствие во всей силе ощущается и в сфере научно-богословской, особенно в наш экуменический век.

Коренная ошибка здесь в том, что всё рассуждение ведется не от Истины, а от человека, и так оно становится адогматическим, поскольку человек, как мера всех вещей, оставляет все вещи неизмеримыми. Напротив, рассуждая догматически, вслед за древним философом приходишь к тому, что здравый рассудок – у всех общий, и сознание у всех единое, потому и общее сознание, а не то что: одно – такое, а другое – вот такое.

Поэтому и Православие состоит в том, чтобы устами исповедовать и в уме содержать одну и ту же совершенную истину Христианского учения.

Поэтому и говорится в чиноположении архиерейском:

Клянуся и еще Всемогущим Богом, что вся сия [церковное о вере учение], мною ныне обещаваемыя, не инако толкую во уме своем, яко провещаваю устами моими, но в той силе и разуме, яковую силу и разум написанные зде слова чтущим и слышащим являют.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. u0421u0442u0440u0430u043du043du044bu0435 u0443 u043cu0438u0441u0441u0438u043eu043du0435u0440u0430 u0440u0430u0441u0441u0443u0436u0434u0435u043du0438u044f. u0414u043eu0433u043cu0430u0442u044b u043eu0442u043au0440u044bu0442u044b u043du0430u043c u0411u043eu0433u043eu043c u0438 u0442u043eu0447u043du043e u0441u0444u043eu0440u043cu0443u043bu0438u0440u043eu0432u0430u043du044b u041eu0442u0446u0430u043cu0438 u0441 u0411u043eu0436u044cu0435u0439 u043fu043eu043cu043eu0449u044cu044e, u0447u0442u043eu0431u044b u043cu043eu0433u043bu0438 u0438u0445 u0443u044fu0441u043du0438u0442u044c. u041eu0434u043du043e u0434u0435u043bu043e, u0447u0442u043e u0434u0430u0436u0435 u043bu0443u0447u0448u0438u0439 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0443u043c u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u0434u043e u043au043eu043du0446u0430 u043fu043eu043du044fu0442u044c u0442u0430u0439u043du0443 u0422u0440u0438u0435u0434u0438u043du0441u0442u0432u0430, u0434u0440u0443u0433u043eu0435 – u0447u0442u043e u0434u0430u0436u0435 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0441u043e u0441u0440u0435u0434u043du0438u043cu0438 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043du043eu0441u0442u044fu043cu0438 u0432 u0441u043eu0441u0442u043eu044fu043du0438u0438 u043fu043eu043du044fu0442u044c, u0447u0442u043e u0422u0440u043eu0438u0446u0430 – u044du0442u043e u043du0435 u0434u0432u0430 u041bu0438u0446u0430 u0438 u043du0435 u0447u0435u0442u044bu0440u0435.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.