По сообщению сайта Санкт-Петербургской Духовной академии 5 ноября 2013 года в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня, ректор Санкт-Петербургской православной Духовной академии епископ Петергофский Амвросий (Ермаков) возглавил служение Божественной литургии по чину апостола Иакова, брата Господня в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его Преосвященству сослужили все желающие преподаватели и студенты в священном сане, священнослужители Санкт-Петербургской епархии. В литургии участвовали все студенты академии.
Как сказал на проповеди во время литургии епископ Амвросий, это богослужение несколько отличается от чинопоследований поздних литургий византийского типа святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В литургии апостола Иакова чтение Священного Писания совершается в центре храма лицом к народу и причащение прихожан совершается отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми, как это было принято до V века.В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся, и складывался богослужебный чин.
В 70-80-е годы XX века в Санкт-Петербургской духовной академии подобная практика служения литургии апостола Иакова возникла по инициативе митрополита Никодима (Ротова). Долгое время литургия апостола Иакова была неотъемлемой частью богослужебной жизни духовной академии Северной столицы, однако в 90-е годы совершение этой литургии прекратилось. Впервые после многолетнего перерыва, 5 ноября 2010 года, в академическом храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, литургию по чину апостола Иакова, брата Господня, совершил епископ Гатчинский Амвросий. С тех пор традиция ежегодного служения этой Литургии в стенах СПбПДА не прекращалась.
Литургия апостола Иакова: комментарий сайта “Благодатный огонь”
Русская Православная Церковь совершает богослужения согласно действующему богослужебному уставу, изложенному в Типиконе, в котором строго расписано, какие литургии в какие дни должны совершаться. Совершение литургии апостола Иакова Типиконом не предусмотрено. Тот факт, что практика совершения неуставной литургии апостола Иакова возникла по инициативе маститого митрополита-модерниста Никодима (Ротова), ещё не дает оснований для повторения подобных литургических новаций и является дерзким нарушением церковного устава и проявлением церковного модернизма. Целью подобных богослужебных экспериментов на наш взгляд является закрепление в сознании верующих возможности вариативности уставных предписаний и изменяемости богослужебных традиций, а тем самым – церковного предания. Под лозунгом «возврата к практике Древней Церкви» в стенах Санкт-Петербургской Духовной академии предлагается либеральная ревизия и реформация богослужебных традиций Русской Церкви. Напомним, что призывы к возврату практики Древней Церкви всегда были на знаменах всех протестантских движений (Лютер и др.), а в последнее время и обновленцев.
3 Responses
1) Литургию ап. Иакова служили регулярно и в Иерусалиме (еще при прежних, “не-модернистиких” патриархах). Поэтому непременно связывать это с личностью митроп. Никодима – ошибочно.
2) Чин Литургии апостола Иакова был издан в том числе Русской Зарубежной Церковью (на церковно-славянском языке).
3) Святитель Иоанн (Максимович), как известно, принял живое участие в воссоздании неведомой нашему Типикону Галликанской Литургии, также неведомой нашему Типикону. Пример этого святого вселенского значения подтверждает, что в Церкви могут служиться Литургии не только двух известных нам чинов.
4) Я посоветовал бы Вам лучше познакомиться с самим этим чином – обычно он производит очень глубокое впечатление на всех молящихся и никакого “модернизма” в себе не содержит.
Я не нашел определенных сведений именно о регулярном служении в Иерусалиме. Вот здесь немного путаная статья об истории Литургии. Насчет 2-го пункта я с Вами как раз согласен. Филипп Гарднер издал в 1938 г. текст Литургии, а архиеп. Марк Берлинский возродил служение этой Литургии примерно в 1990 г.
Всё, что утверждается в статье, выглядит на мой взгляд неоспоримо. В Русской Церкви такой традиции не было вообще никогда. Ее “возродил” митр. Никодим, который ничего просто так не делал. Достаточно изучить список его нововведений в Богослужении, чтобы увидеть систему.
Но даже и вне Русской Церкви, и даже в Иерусалиме, где это может быть оправдано особым почитанием первого Епископа этой Церкви, не было непрерывной традиции служения этой Литургии.
Есть ли в этом модернизм? Поскольку модернизм – это теоретическая конструкция, то его можно безошибочно обнаружить только в богословских и философских утверждениях. Я для себя и в рубрикации нашего сайта отделяю богослужебную реформу и обновленчество – от модернизма, как лжеучения.
Впрочем, за 2-й пункт – прошу прощения; это издание не имеет отношения к Русской Зарубежной Церкви.