Search

Литургия апостола Иакова в академическом храме СПбДА

Еп. Петергофский Амвросий (Ермаков) возглавил служение Божественной литургии по чину апостола Иакова, брата Господня в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

По сообщению сайта Санкт-Петербургской Духовной академии 5 ноября 2013 года в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня, ректор Санкт-Петербургской православной Духовной академии епископ Петергофский Амвросий (Ермаков) возглавил служение Божественной литургии по чину апостола Иакова, брата Господня в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его Преосвященству сослужили все желающие преподаватели и студенты в священном сане, священнослужители Санкт-Петербургской епархии. В литургии участвовали все студенты академии.

Литургия апостола Иакова. Совершает митр. Никодим (Ротов). Храм Ленинградской духовной академии. 1969 г.
Литургия апостола Иакова. Совершает митр. Никодим (Ротов). Храм Ленинградской духовной академии. 1969 г.

Как сказал на проповеди во время литургии епископ Амвросий, это богослужение несколько отличается от чинопоследований поздних литургий византийского типа святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В литургии апостола Иакова чтение Священного Писания совершается в центре храма лицом к народу и причащение прихожан совершается отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми, как это было принято до V века.В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся, и складывался богослужебный чин.

В 70-80-е годы XX века в Санкт-Петербургской духовной академии подобная практика служения литургии апостола Иакова возникла по инициативе митрополита Никодима (Ротова). Долгое время литургия апостола Иакова была неотъемлемой частью богослужебной жизни духовной академии Северной столицы, однако в 90-е годы совершение этой литургии прекратилось. Впервые после многолетнего перерыва, 5 ноября 2010 года, в академическом храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, литургию по чину апостола Иакова, брата Господня, совершил епископ Гатчинский Амвросий. С тех пор традиция ежегодного служения этой Литургии в стенах СПбПДА не прекращалась.

Литургия апостола Иакова: комментарий сайта “Благодатный огонь”

Русская Православная Церковь совершает богослужения согласно действующему богослужебному уставу, изложенному в Типиконе, в котором строго расписано, какие литургии в какие дни должны совершаться. Совершение литургии апостола Иакова Типиконом не предусмотрено. Тот факт, что практика совершения неуставной литургии апостола Иакова возникла по инициативе маститого митрополита-модерниста Никодима (Ротова), ещё не дает оснований для повторения подобных литургических новаций и является дерзким нарушением церковного устава и проявлением церковного модернизма. Целью подобных богослужебных экспериментов на наш взгляд является закрепление в сознании верующих возможности вариативности уставных предписаний и изменяемости богослужебных традиций, а тем самым – церковного предания. Под лозунгом «возврата к практике Древней Церкви» в стенах Санкт-Петербургской Духовной академии предлагается либеральная ревизия и реформация богослужебных традиций Русской Церкви. Напомним, что призывы к возврату практики Древней Церкви всегда были на знаменах всех протестантских движений (Лютер и др.), а в последнее время и обновленцев.

Источник

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

3 Responses

  1. 1) Литургию ап. Иакова служили регулярно и в Иерусалиме (еще при прежних, “не-модернистиких” патриархах). Поэтому непременно связывать это с личностью митроп. Никодима – ошибочно.
    2) Чин Литургии апостола Иакова был издан в том числе Русской Зарубежной Церковью (на церковно-славянском языке).
    3) Святитель Иоанн (Максимович), как известно, принял живое участие в воссоздании неведомой нашему Типикону Галликанской Литургии, также неведомой нашему Типикону. Пример этого святого вселенского значения подтверждает, что в Церкви могут служиться Литургии не только двух известных нам чинов.
    4) Я посоветовал бы Вам лучше познакомиться с самим этим чином – обычно он производит очень глубокое впечатление на всех молящихся и никакого “модернизма” в себе не содержит.

    1. Я не нашел определенных сведений именно о регулярном служении в Иерусалиме. Вот здесь немного путаная статья об истории Литургии. Насчет 2-го пункта я с Вами как раз согласен. Филипп Гарднер издал в 1938 г. текст Литургии, а архиеп. Марк Берлинский возродил служение этой Литургии примерно в 1990 г.
      Всё, что утверждается в статье, выглядит на мой взгляд неоспоримо. В Русской Церкви такой традиции не было вообще никогда. Ее “возродил” митр. Никодим, который ничего просто так не делал. Достаточно изучить список его нововведений в Богослужении, чтобы увидеть систему.
      Но даже и вне Русской Церкви, и даже в Иерусалиме, где это может быть оправдано особым почитанием первого Епископа этой Церкви, не было непрерывной традиции служения этой Литургии.
      Есть ли в этом модернизм? Поскольку модернизм – это теоретическая конструкция, то его можно безошибочно обнаружить только в богословских и философских утверждениях. Я для себя и в рубрикации нашего сайта отделяю богослужебную реформу и обновленчество – от модернизма, как лжеучения.

  2. Впрочем, за 2-й пункт – прошу прощения; это издание не имеет отношения к Русской Зарубежной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.