Архиеп. Феофан Полтавский и его доклады о обществе YMCA, масонстве и Парижском богословском институте

В 20-х годах XX века борьбу против модернизма, экуменизма и масонства возглавил архиеп. Феофан Полтавский и Переяславский. Об этом свидетельствует архив Русской Зарубежной Церкви.

В 20-х годах XX века борьбу против модернизма, экуменизма и масонства возглавил архиеп. Феофан Полтавский и Переяславский. Об этом свидетельствует архив Русской Зарубежной Церкви.

В частности мы имеем в виду:

Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ 1926 года об обществе YMCA

Доклад Архиерейскому Синоду Русской Заграничной Церкви 26 ноября/9 декабря 1926 г.

Отзыв об Уставе Православного богословского института в Париже

Доклад Архиерейскому Синоду Русской Заграничной Церкви 16 февраля/1 марта 1927 г.

Религиозный модернизм был в те годы на подъеме и активно стремился проникнуть в среду Православной Церкви. В России с помощью большевистской власти эти попытки предпринимали обновленцы-живоцерковники.

За границей же это нездоровое направление русской религиозной мысли получило в 20-е годы XX века мощную поддержку со стороны сети международных масонских организаций, известной под названием YMCA (Общество христианской молодежи) и WSCF (Всемирная Федерация студентов-христиан).

YMCA возникла в Англии в середине XIX века и тогда же получила широкое распространение в США, играя роль буферной организации, через которую революционные идеи проникали в молодежные кружки. В конце XIX века создается WSCF, целью которой было связать кружки YMCA с различными церковными организациями. В этом деле главным действующим лицом являлся Джон Мотт.

Следует указать, что если на первом этапе своего существования эти организации оказывали разлагающее влияние преимущественно на протестантские конфессии, то в конце XIX – начале XX века в поле их опеки попадают Православная, а также Римская церковь. Латинская церковь под руководством папы Пия X, известного своим осуждением модернизма, запрещает вступать в кружки YMCA.[1]

Джон Мотт дважды приезжал в Россию до революции: в 1899 и 1909 гг., где он читал лекции, основывал кружки. Эта деятельность находилась, к счастью, под строгим контролем государственной и церковной власти и в общем можно сказать, что широкого проникновения YMCA в православные круги не было до февраля 1917 г. Хотя YMCA, как и другие братские организации, активно готовились к революциям 1917 г., в частности, занимаясь пропагандой в русских воинских частях во Франции.

После февраля 1917 г. перед YMCA открылось широкое поле для работы, причем эта деятельность получила официальный государственный статус. Мотт, например, находится в это время в России в составе особой дипломатической миссии США. Представители YMCA занимали важные посты в Лиге Наций, в международных организациях помощи беженцам и военнопленным.

После большевистской революции YMCA действовала по обе стороны фронта: в Советской России – осуществляя посредничество между большевиками и западными правительственными кругами, а в Белом движении – разлагая его. Политическая деятельность YMCA была, насколько можно судить, лишь средством для того, чтобы оказать решающее влияние на умы в масонском духе. Приход к власти большевиков был в этом смысле выгоден YMCA, поскольку гонимая Церковь становилась более уязвимой для проникновения в нее чуждых элементов; ради чего и были созданы: Русское студенческое христианское движение (РСХД) и Христианский студенческий союз молодежи (ХСМЛ). В 1921 г. учреждается издательство YMCA-PRESS.

В эмиграции поворотным пунктом является 1922 г., когда, по инициативе секретаря РСХД А. Никитина и Л. Липеровского, удалось устроить совещание Джона Мотта и русских религиозных деятелей (в частности, Карташева и Зеньковского) по вопросу о создании высшей церковной школы для русской эмиграции. После совещания Мотт выделил на Православный богословский институт в Париже 8000 ам. долларов, чего оказалось вполне достаточно. Поддерживала YMCA и Религиозно-философскую академию Бердяева и его противоцерковный журнал “Путь”.

В первой половине двадцатых годов деятельность YMCA становится поистине всеобъемлющей: в Советской России она поддерживает обновленческий раскол, организуя для него высшую церковную школу. Помимо этого массированная пропаганда велась в это время среди русской колонии на Дальнем Востоке, в Болгарии. В поле зрения YMCA была русская епархия в Северной Америке, возглавляемая митр. Платоном.

Русские правые круги указывали на крайнюю опасность такого проникновения в дела и внутреннюю жизнь Православной Церкви и молодежных русских кружков. На Всезаграничном соборе 1921 г. YMCA признана “явно масонским учреждением”. Большую помощь оказала непримиримая позиция Болгарской Православной Церкви, которая в 1924 г. осудила YMCA и запретила православным всякое сотрудничество с ней.

В 1925 г. появляется доклад Архиерейскому Синоду РПЦЗ известного проповедника прот. Владимира Востокова и не менее известного царского и белогвардейского контрразведчика ген. Н.С. Батюшина. Между прочим, в начале 20-х гг. оба они были членами Высшего Церковного Управления заграницей. В своем докладе они указывали на масонский и антихристианский характер YMCA и требовали прекратить сотрудничество с ней. Однако это обращение не оказало необходимого немедленного действия, поскольку дело чрезвычайно осложнялось примирительной позицией по отношению к YMCA двух ведущих церковных деятелей Русского зарубежья: митр. Антония (Храповицкого) и митр. Евлогия (Георгиевского).

Позиция митр. Евлогия исчерпывающе отражена в сочинении Н. Тальберга “К сорокалетию пагубного евлогианского раскола”. Однако мало кому известно, что митр. Антоний поддерживал создание Православного богословского института в Париже. За это его благодарил митр. Евлогий: “Я глубоко признателен Вашему Высокопреосвященству за доброжелательное отношение к моему начинанию”,- и просил заступничества от “лживых и злостных обвинений каких-то клеветников” (имеются ввиду прот. Востоков и ген. Батюшин).[2]

Митр. Антоний публиковал свои труды в издательстве YMCA-PRESS, “так как, – по его собственным словам, – никакой противоправославной пропаганды не встречал за последние 4-5 лет ни в изданиях Общества, ни в субсидируемом им Парижском богословском институте…”

В 1925 г. митр. Антоний посетил съезд РСХД в Сербии, о чем он сам писал следующим образом:

“Последнюю седмицу от четверга 28 августа до четверга 4 сентября я провел в Хоповском женском монастыре на студенческой конференции, на которую съехалось 100 слушателей и 6 профессоров. Заседали и слушали рефераты целыми днями и ежедневно служили литургию и всенощную; юношество поразило меня своим умилением и благоговением. Можно ли было ожидать таких картин после революции? а ведь были все выборные от русских студенческих кружков с целой Европы. Напоследок все исповедывались и причащались. Глубоковский прибыл на последние два дня из Швеции и тоже в восторге от всего виденного и слышанного; на последние три-четыре дня привезли Курскую чудотворную икону, и тогда религиозный восторг молодых людей соединился с радостными слезами”.[3]

Заметим, что этими профессорами, которые целыми днями читали рефераты, были либеральные богословы, в частности, о. Сергий Булгаков. Таким образом, митр. Антоний одобрил и поддержал противоправославную обработку молодежи в своем присутствии. Такое, следует признать, было бы невозможно до революции.

Сотрудничество митр. Антония с YMCA продолжалось и позднее. 10 апреля 1926 г. митр. Антоний читает доклад “Ф.М. Достоевский и молодое поколение” на собрании РСХД в Париже. Особенно скандальный характер приняло то, что митр. Антоний принял приглашение приехать на съезд РСХД в Болгарии, Православная Церковь которой, как мы указали, ранее осудила YMCA.

Архиеп. Феофан, проживавший в это время в Софии, отправил митр. Антонию письмо от 8 апреля 1926 г. следующего содержания:

“Ваше Высокопреосвященство, милостивый Архипастырь!

Сегодня в 9 часов утра ко мне приходил Секретарь Болгарского Синода Хр. Ст. Попов и сделал мне от лица Синода заявление следующего рода: “До нашего сведения дошло, что митр. Антоний собирается приехать в Болгарию на съезд общества молодежи YMCA, предполагающийся в Софии в мае месяце настоящего года. Мы относимся отрицательно к деятельности YMCA. Наш Синод в октябре месяце 1924 г. вынес официальное постановление в этом смысле на основании длительного изучения деятельности этого общества. Приезд митр. Антония на этот съезд мы признаем нежелательным, соблазнительным и идущим вразрез с деятельностью нашего Синода”.- Означенное официальное заявление г. Секретаря Болгарского Синода считаю своим долгом сообщить Вашему Высокопреосвященству и к сему присоединяю свое личное убеждение, что Вашему Высокопреосвященству действительно не следовало бы приезжать на означенный съезд. Иначе на этой почве в связи с другими обстоятельствами возможны неприятности не только для Вас, но и вообще для русских людей, живущих в Болгарии.

Вашего Высокопреосвященства покорный послушник архиеп. Феофан”.[4]

По решению Архиерейского Синода, митр. Антоний был вынужден отменить свою поездку.

Поскольку к этому времени озабоченность православных верующих достигла своего апогея, что выразилось в целом ряде письменных протестов, Синод пришел к выводу о необходимости соборного осуждения YMCA.

Публикуемый нами доклад архиеп. Феофана Архиерейскому Собору РПЦЗ 1926 г. лег в основу постановления Собора об YMCA. Другие его сочинения, которые печатаются нами, показывают, что осуждение YMCA было совершенно необходимо, и именно в тот момент, поскольку РСХД, Парижский богословский институт, митр. Платон и митр. Евлогий, как будто по чьей-то команде, одновременно решили возвратиться под синодальную юрисдикцию. Если бы это случилось, то пропаганда масонских взглядов стала бы проводиться совершенно беспрепятственно уже внутри Зарубежной Церкви.

Однако даже и соборное постановление, осуждающее YMCA и родственные ей организации, не остановило митр. Евлогия в его потворстве масонскому проникновению в Православную Церковь. В этом его поддержал митр. Антоний, 22 июля 1926 г. пославший в Париж свое разъяснение. Это письмо также публикуется нами. В нем митр. Антоний утверждал, что он гораздо лучше других архиереев осведомлен о деятельности YMCA, убежден в ее безвредности, и поэтому оспаривал соборное решение во время его обсуждения.

По мнению митр. Антония, YMCA не ведет противоправославной пропаганды, а деятелей YMCA Густава Кульманна и Доналда Лаури он считает “друзьями Православной Церкви и веры, которых влияние на русских студентов может быть для нас только отрадным”.

Напомним, что Кульманн и Лаури особенно знамениты своей финансовой и прочей поддержкой Религиозно-философской академии Бердяева и его журнала “Путь”. Лаури является автором ряда трудов пропагандирующих для англоязычных читателей идеологию “русского религиозного возрождения”, и прежде всего – того же Бердяева.

В таком же противоречии с истиной находятся и другие положения письма митр. Антония. Он, например, утверждает, что решение Собора об YMCA “никакого стеснительного характера ни в отношении к православным студентам, ни в отношении к Правлению общества YMCA не имеет”.

В заключение своего удивительного в некотором роде письма митр. Антоний приветствует “разрастающую и врастающую в жизнь Православной Церкви деятельность” YMCA и “смело смотрит в будущее работы” этой организации “в области веры и богословских знаний”.

То есть он одобряет и приветствует именно то, что является наиболее вредоносным в деятельности масонских организаций: их незаметное врастание в жизнь Церкви и их деятельность в области веры и богословских знаний.

Поддержка митр. Антонием YMCA настолько запомнилась, что еще в 1933 г. члены кружков ХСМЛ в Харбине были совершенно в ней уверены. Они писали в местную газету [5]:

“Председатель Собора… митр. Антоний, как мы знаем, в письмах к о. Петру Рождественскому неоднократно благословлял его деятельность в ХСМЛ и радовался за тех русских православных детей, которые имеют возможность обучаться в гимназии ХСМЛ.

Необходимо местным правящим православным кругам в возможно короткий срок выяснить это недоразумение, так как безответственные группы в своей литературе уже сделали против ХСМЛ выпад, прикрывшись именем митр. Антония”.

Итак, нити заговора против зарубежного русского Православия соединились во второй половине 1926 г., когда РСХД, Парижский институт, митр. Платон и митр. Евлогий решили возвратиться в РПЦЗ, не затем, конечно, чтобы ее укрепить, а затем, чтобы взорвать ее изнутри.

Архиеп. Феофан и его единомышленники архиереи добились того, что организациям, связанным с YMCA, было отказано в приеме под управление Синода РПЦЗ. Одновременно с этим клирики, признающие Соборы РПЦЗ, должны были прекратить сотрудничество с YMCA. Архиеп. Феофан и еп. Серафим (Соболев) заявили также протест против признания прав митр. Платона.[6]

Результатом действий Архиерейского Собора и Архиерейского Синода стал уход митрополитов Евлогия и Платона из-под юрисдикции РПЦЗ. Итак, Митр. Антоний, несмотря на свое несогласие с соборными решениями, остался во главе Синода РПЦЗ. “Евлогианский” раскол был следствием принципиальных вероучительных разногласий, однако митр. Антоний оценивал ситуацию иначе: он писал В.В. Зеньковскому в 1926 г., что церковные ссоры – гадкая завируха из-за выеденного яйца.

Спустя пару лет митр. Антоний обратился к архиеп. Феофану с письмом, в котором просил более не принимать участия в заседаниях Синода, и добился отстранения его от дел.

Несмотря на это, как показала вся последующая история, РПЦЗ не отступила от принципов, которые проводил в 20-е годы Архиеп. Феофан. Это не в последнюю очередь вызвано тем, что благодаря соборным решениям 1926 г. православные священнослужители были изъяты из-под идеологической опеки со стороны YMCA.

Плоды же многолетнего воздействия YMCA можно видеть в таких печальных явлениях как о. Иоанн Мейендорф, о. Александр Шмеман, историк Дм. Поспеловский, Никита Струве и его “Вестник РСХД” и пр.

Такова краткая история докладов и писем, публикуемых нами. Она, думается, объясняет тот странный факт, что сочинения архиеп. Феофана за прошедшие 70 с лишним лет не только не были опубликованы, но и упоминались крайне редко, и с оговорками. Роль, которую сыграл Архиеп. Феофан в событиях тех лет, не укладывается в представление о том, что РПЦЗ в идейном плане якобы возглавлялась митр. Антонием. Эта линия развивается в трудах почитателей памяти митр. Антония, например: архиеп. Никона (Рклицкого), историка Н. Тальберга и др.

Сторонники же “религиозного возрождения” в лучшем случае замалчивают роль архиеп. Феофана в событиях 1925-1926 гг., как А. Карташев,[7] а в худшем – представляют его больным масонобоязнью, как о. Геннадий (Эйкалович).[8]

Но и почитатели архиеп. Феофана – его духовные чада: архиеп. Аверкий,[9] Елена Концевич [10] и другие – в большей мере рассматривают его как старца, духовного наставника.

Необходимо указать на истинную роль и значение Архиеп. Феофана Полтавского, как административно-церковного деятеля, который организовал дело против YMCA и Парижского богословского института и добился их отлучения от влияния на православную молодежь РПЦЗ.

Примечания:

[1] см. Циркулярное послание папы католическим епископам от 5 ноября 1910 г. против YMCA.

Доклад Архиерейскому Синоду РПЦЗ прот. Владимира Востокова и генерала Н.С. Батюшина от 18/31 мая 1925 г.//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 251 лист 151-152

[2] Письмо митр. Евлогия к митр. Антонию от 29 сентября/12 октября 1925 г.//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 251 лист 161

[3] Письмо N 27, к иеромонаху Амвросию (Курганову) от 5/18 сентября 1925 г.//Письма Блаженнейшего митр. Антония (Храповицкого). Джорданвилль, 1988. С. 166-167

[4] ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 282 лист 14

[5] Волнующий вопрос (Письмо в редакцию по поводу послания митр. Антония)//Наша газета. 1933 г. N 142. 6 июня//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 282 лист 139

[6] см.: Особое мнение архиеп. Феофана и еп. Серафима об митр. Платоне//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 6 лист 292-293

[7] Карташев А.В. Как создавался Православный богословский институт в Париже //Вестник РСХД. 1964-1965. NN 4-1. С. 16

[8] игумен Геннадий (Эйкалович). Дело прот. Сергия Булгакова (Историческая канва спора о Софии). Сан-Франциско,1980. С. 9

[9] архиеп. Аверкий. Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский (К столетию со дня рождения: 1872-1972 гг.). Jordanville, New York,1974.

[10] Abbot Herman. Helen Yurievna Kontzevitch. Righteous Orthodox Writer //Orthodox Word. 1999. N 209. P. 269-301

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Ионинская молодежка и католическая секта

14 ноября, по приглашению главы Синодального молодежного отдела УПЦ МП еп. Ионы (Черепанова), перед православной молодежью выступил бывший глава общины святого Эгидия Алессандро Дзуккари.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.