архиеп. Герман Аав

Arkkipiispa Herman Aav (1878-1961) – крупный модернист, деятель обновленчества, глава так называемой "Финской православной Церкви".

архиеп. Герман АавArkkipiispa Herman Aav (1878-1961) – крупный модернист, деятель обновленчества, глава так называемой “Финской православной Церкви“.

В 1889 г. поступил в Рижское Духовное училище. С 1894 по 1900 г. учился в Рижской Духовной семинарии.

В 1904 г. рукоположен во диакона и иерея. Настоятель прихода в Мустьяле на острове Сааремаа. В 1920 г. после провозглашения независимости Эстонской республики и образования автономной Эстонской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата вошел в состав ее церковного управления. В 1922 г. на Соборе ЭПЦ определен на викарную Нарвскую кафедру.

В 1922 г. на Соборе духовенства Финской Православной Церкви (ФПЦ) в юрисдикции Московского Патриархата избран викарным епископом с титулом “Сортавальский”. Под давлением финского правительства церковное управление ФПЦ приняло решение отколоться от Русской Церкви. Несмотря на протесты архиеп. Серафима Финляндского и Выборгского, заявлявшего о неканоничности избрания без его согласия викарного епископа, церковное управление ФПЦ утвердило кандидатуру Г.А. и обратилось к известному модернисту и экуменисту Патриарху Константинопольскому Мелетию с просьбой совершить над ним хиротонию.

6 июля 1923 г. Патриархом Мелетием (Метаксакисом) был подписан томос, подтверждавший право ФПЦ на автономию. Вопреки протестам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей, 8 июля 1923 г. Патриарх Мелетий и архиереи Константинопольского Патриархата совершили хиротонию Г.А., без его предварительного пострижения в монашество, во епископа Сортавальского, тем самым совершив акт раскола.

В 1923 г. Собор ФПЦ назначил Г.А. епископом Карельским. 14 ноября того же года Патриарх свт. Тихон и Священный Синод РПЦ приняли постановление, согласно которому временное окормление ФПЦ Константинопольским Патриархатом признавалось более не имеющим необходимости и объявлялось о возвращении ФПЦ в юрисдикцию Московского Патриархата, но 15 февр. 1924 г. Г.А и церковное управление ФПЦ направили Патриарху свт. Тихону извещение, в котором заявили о своем окончательном уходе в раскол. В том же году под предлогом принятия нового закона об официальном языке Финляндии архиеп. Серафим, как не знающий финского языка, был отстранен от управления Финляндской Церковью и выслан из Финляндии. На состоявшемся в 1925 г. Соборе духовенства Г.А., также не знавший финского языка, был избран предстоятелем ФПЦ с титулом “архиепископ Карельский и всей Финляндии”.

Г.А. тут же перешел к обновленческим реформам по примеру рукоположившего его Мелетия (Метаксакиса). Под давлением правительства Финляндии, а также ввиду принятых на “Всеправославном конгрессе” 1923 г. решений о переходе на новый стиль, Г.А. предписал всем монастырям и приходам ФПЦ перейти на новый стиль и западную пасхалию, став участником так называемого “новостильного раскола”. В 1924 г. Г.А. впервые совершил пасхальные богослужения по западному календарю в нарушение канонов Вселенских соборов о правилах празднования Пасхи. Братия Валаамского монастыря отказалась подчиниться этим нововведениям. Чтобы принудить их подчиниться, в сентябре 1925 г. вместе с Г.А. на Валаам прибыл видный экуменист и модернист архиеп. Герман Фиатирский, соратник Мелетия (Метаксакиса). Насельники Валаамского монастыря в своем большинстве отказались участвовать в совершавшихся Г.А. богослужениях.

Церковное управление во главе с Г.А. приняло решение наказать монахов, оставшихся верными старому стилю. В 1925-26 гг. из монастыря и страны было выслано 42 монаха, еще трое уехали по собственному желанию. Высланные из монастыря иноки, продолжительное время томились в пустом доме близь г. Сердоболя, претерпевая разные лишения, причем один из старейших священнослужителей, иерм. Потапий, скончался от разрыва сердца… Его похоронили в Сердоболе, т. к. не могли добиться разрешения на погребение в монастыре,– писал валаамский письмоводитель монах Иувиан.

Г.А. проводил одновременно политику “космополитизации” Церкви и ее “национализации”, устраняя все русское из жизни Церкви. По его инициативе надписи на иконах переписывались с церковнославянского на финский язык. Он добился изменения внешнего вида облачений священнослужителей по униатским “греко-католическим” образцам; отмены обязательного ношения священниками рясы и восьмиконечного “русского” креста, вместо которого был введен четырехконечный крест, крепившийся на цепочке, составленной из соединенных между собой свастик. Духовенству дозволялось остригать волосы и брить бороды, женатым клирикам разрешалось ношение обручальных колец на левой руке; при строительстве храмов предписывалось брать за образцы лютеранские кирхи или придерживаться византийского, а не “русского” стиля. Г.А. поощрял экуменические контакты с католиками и лютеранами.

Источники

Игумен Харитон Валаамский. К истории введения нового стиля на Валааме. 1927

Ведерников А. В. Горькие плоды церк. разделения: (К положению Православной Церкви в Финляндии) // Журнал Московской Патриархии. 1951. № 12. С. 34-43

Буевский А. С. Патриарх Константинопольский Мелетий IV и РПЦ // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 3. С. 33-35

о. Б. Павинский. Архиеп. Герман // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 3. С. 76-77

Veikko Purmonen. Arkkipiispa Hermanin elämä. 1986

Кырлежев А.И. Архиеп. Герман – Предстоятель Финляндской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 4. СС. 55-58

Православная энциклопедия. Т. XI. М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2006

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Второе осмистишие. Псалом сто-осмнадцатый

Второе осмистишие св. Феофан Затворник Стихи 9 – 16 Изъяснение стихов первого восьмистишия шло без всякой натяжки, как это видит всякий. Это заставляет думать, что представляемое ими единство содержания не

Об исповеди “на мой взгляд”

На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться.

13 Responses

  1. Конечно, такие как архиеп. Герман Аав были выгодны и советской власти тем, чтобы, внося расколы такими просто возмутительными действиями, ставили целью – раздробление Русской Церкви для ее как можно большего уничижения и уничтожения.А гонения на братию еще раз отразили то смутное кровавое время, когда власть поддерживала всякое издевательство над истинными христианами. Ужасно!

  2. Какие гонения на братию? Вы имеете в виду нестроения на Валааме? О каком расколе идет речь? Финляндия была вынуждена отстаивать свою независимость, постоянно подвергалась угрозе захвата со стороны СССР. Что плохого в том, что православные финны и карелы отстаивали свою независимоть в том числе и церковную. История не знает сослагательног наклонения,но что было бы лучше если Финнскую Церковь в капиталистическом государстве возглавил бы просоветский или обновлнческий архиерей?

    1. Я имею в виду гонения на братию Валаамского монастыря за неприятие ими нового стиля и западной Пасхалии. Они прекратились окончательно лишь в 60-е гг., когда последние Валаамские старцы уехали из Финляндии в Россию.
      Финская церковь находилась в юрисдикции Русской Церкви сотни лет. Она была отторгнута от Русской Церкви усилиями Константинополя, финского националистического правительства и местных “православных” модернистов. Это был акт раскола.
      Финляндия – это часть Российской империи, незаконно отделившаяся от нее после февральского переворота в России.
      В Финляндии был русский архиерей Серафим (Лукьянов) – не обновленец и не просоветский, признаваемый как св. Патриархом Тихоном, так и Зарубежной Церковью. Его изгнали из страны. Это незаконно.
      Как Вам прекрасно известно, и Константинопольская и Московская патриархия в настоящее время имеют епархии по всему миру, в десятках стран на всех континентах. Что в этом ненормального?

  3. Вы, Сергей, рассуждаете, как политик. Любой народ имеет право на независимость, но какая зависимость церковная? Произошел раскол с Русской Церковью, хранительницей православного вероучения и Святых Традиций! Ну и что произошло дальше, как одно из следствий – как вы это назвали – нестроение на Вааламе, а попросту гнуснейшая провокация и оскорбление братии – хранителей и молитвенников православной веры. И уж, конечно, предстоятелем ФПЦ в 1925 г. стал не просоветский, но обновленческий архиерей. Читайте внимательно. Или вы думаете,что раскол архп. Герман Аав сделал с целью сохранить независимость финнам от красных попов, тогда почему стал активно внедрять обновленчество, а не придерживаться Святых Традиций?

  4. Новый стиль я назвал единственным дурным последствием деятельности архиепископа Германа.”Гонения” прекратились в 1957 году с возобновлением евхаристического общения между двумя Церквями (Герман был еще жив).
    Архиепископ (впоследствии митрополит) Серафим (Лукьянов)- личность весьма противоречивая. Причина удаления архиепископа Серафима незнание финнского языка, а следовательно, неспособность управлять приходами в независимой Финляндии. Герман, будучи эстонцем, финнский язык за 3 месяца согласился выучить, а Серафим по неизвестным причинам не захотел. Вы пишите, что Серафим был признавем как Святелем Тихоном так и Карловацким Синодом, но Герман на всех законных основаниях тоже был признан оначалу его викарием с титулом Сортавальский. Митрополит Антоний (Храповицкий) первым назвал Германа неизвестно почему лжеепископом и мирянином.
    В настоящее время вопрос о епархиях стоит не так остро как в 20-е годы, но все равно есть проблемы церковной юрисдикции в бывших государствах СССР (взять хоть Украину и Эстонию). Я очень сомневаюсь в том, что к Московской Патриархиии сейчас другие поместные Церкви относятся с уважением, учитывая политику предыдущих лет.

    1. Герман был признан как один из епископов в подчинении у архиеп. Серафима. Митр. Антоний Храповицкий был одним из ведущих модернистов своего времени (см. о нем материалы на нашем сайте: Незакономерные действия митр. Антония (Храповицкого), Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления, Отзыв о сочинении митр. Антония (Храповицкого) “Догмат Искупления” ). Я говорю о позиции Собора и Синода РПЦЗ.

      Я очень сомневаюсь в том, что к Московской Патриархиии сейчас другие поместные Церкви относятся с уважением, учитывая политику предыдущих лет.

      Сейчас – может быть, хотя Поместные Церкви не имеют на это права, учитывая их собственную политику в отношении Запада, международных организаций типа ВСЦ и ЕС, Турции (если говорить о Константинополе) и т.п. Но мы говорим о 20-х годах. Тогда к Церкви-мученице тоже не питали уважения. Почему?

  5. финский Сенат объявил независимость Финляндского Великого Княжества 6 декабря 1917. Российской империи к тому времени уже не было.

  6. В 1923 г. Архиепископ Финляндский Герман (Аав) был беззаконно посвящен в епископский сан Константинопольским патриархом Мелетием IV без всякого пострижения в монашество и даже в рясофор. По словам Митрополита Антония (Храповицкого), «этот сомнительный епископ Герман, в мирском одеянии, подбритый и подстриженный, расхаживает по улицам города на соблазн православным и для злорадства иноверцев».
    Антиправославная деятельность новостильника Германа (Аава) в Валаамском монастыре в 20-е годы — осуждение, запугивание, насильственное выселение из обители православных подвижников, сохранявших верность церковному календарю, а тем самым Апостольскому учению и Священному Преданию Христовой Церкви, подробно описана в журнале «Русский паломник»: «1924, 25 июня… Сегодня встречали Епископа Карельского (Германа)… Вид у него странный, без волос (стриженый и бритый как пастор протестантский), и на левой руке носит два обручальных кольца… Некоторые наши отцы и миряне не подходили под благословение, считая его за неправильно поставленного…» (1992. № 6. С. 100). В этом же журнале можно и лицезреть «православный лик» епископа Германа Финского (С. 98).
    Как известно, из всех Православных Церквей только Финляндская Церковь, находясь в полной зависимости от обновленческой Константинопольской Патриархии, дальше всех пошла «по пути реформ», порвав с веками освященной Православной Пасхалией и нарушив тем самым целый ряд соборных постановлений.

    Взято отсюда: http://www.blagogon.ru/biblio/4/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.