Search

архиеп. Герман Аав

Arkkipiispa Herman Aav (1878-1961) – крупный модернист, деятель обновленчества, глава так называемой "Финской православной Церкви".

архиеп. Герман АавArkkipiispa Herman Aav (1878-1961) – крупный модернист, деятель обновленчества, глава так называемой “Финской православной Церкви“.

В 1889 г. поступил в Рижское Духовное училище. С 1894 по 1900 г. учился в Рижской Духовной семинарии.

В 1904 г. рукоположен во диакона и иерея. Настоятель прихода в Мустьяле на острове Сааремаа. В 1920 г. после провозглашения независимости Эстонской республики и образования автономной Эстонской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата вошел в состав ее церковного управления. В 1922 г. на Соборе ЭПЦ определен на викарную Нарвскую кафедру.

В 1922 г. на Соборе духовенства Финской Православной Церкви (ФПЦ) в юрисдикции Московского Патриархата избран викарным епископом с титулом “Сортавальский”. Под давлением финского правительства церковное управление ФПЦ приняло решение отколоться от Русской Церкви. Несмотря на протесты архиеп. Серафима Финляндского и Выборгского, заявлявшего о неканоничности избрания без его согласия викарного епископа, церковное управление ФПЦ утвердило кандидатуру Г.А. и обратилось к известному модернисту и экуменисту Патриарху Константинопольскому Мелетию с просьбой совершить над ним хиротонию.

6 июля 1923 г. Патриархом Мелетием (Метаксакисом) был подписан томос, подтверждавший право ФПЦ на автономию. Вопреки протестам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей, 8 июля 1923 г. Патриарх Мелетий и архиереи Константинопольского Патриархата совершили хиротонию Г.А., без его предварительного пострижения в монашество, во епископа Сортавальского, тем самым совершив акт раскола.

В 1923 г. Собор ФПЦ назначил Г.А. епископом Карельским. 14 ноября того же года Патриарх свт. Тихон и Священный Синод РПЦ приняли постановление, согласно которому временное окормление ФПЦ Константинопольским Патриархатом признавалось более не имеющим необходимости и объявлялось о возвращении ФПЦ в юрисдикцию Московского Патриархата, но 15 февр. 1924 г. Г.А и церковное управление ФПЦ направили Патриарху свт. Тихону извещение, в котором заявили о своем окончательном уходе в раскол. В том же году под предлогом принятия нового закона об официальном языке Финляндии архиеп. Серафим, как не знающий финского языка, был отстранен от управления Финляндской Церковью и выслан из Финляндии. На состоявшемся в 1925 г. Соборе духовенства Г.А., также не знавший финского языка, был избран предстоятелем ФПЦ с титулом “архиепископ Карельский и всей Финляндии”.

Г.А. тут же перешел к обновленческим реформам по примеру рукоположившего его Мелетия (Метаксакиса). Под давлением правительства Финляндии, а также ввиду принятых на “Всеправославном конгрессе” 1923 г. решений о переходе на новый стиль, Г.А. предписал всем монастырям и приходам ФПЦ перейти на новый стиль и западную пасхалию, став участником так называемого “новостильного раскола”. В 1924 г. Г.А. впервые совершил пасхальные богослужения по западному календарю в нарушение канонов Вселенских соборов о правилах празднования Пасхи. Братия Валаамского монастыря отказалась подчиниться этим нововведениям. Чтобы принудить их подчиниться, в сентябре 1925 г. вместе с Г.А. на Валаам прибыл видный экуменист и модернист архиеп. Герман Фиатирский, соратник Мелетия (Метаксакиса). Насельники Валаамского монастыря в своем большинстве отказались участвовать в совершавшихся Г.А. богослужениях.

Церковное управление во главе с Г.А. приняло решение наказать монахов, оставшихся верными старому стилю. В 1925-26 гг. из монастыря и страны было выслано 42 монаха, еще трое уехали по собственному желанию. Высланные из монастыря иноки, продолжительное время томились в пустом доме близь г. Сердоболя, претерпевая разные лишения, причем один из старейших священнослужителей, иерм. Потапий, скончался от разрыва сердца… Его похоронили в Сердоболе, т. к. не могли добиться разрешения на погребение в монастыре,– писал валаамский письмоводитель монах Иувиан.

Г.А. проводил одновременно политику “космополитизации” Церкви и ее “национализации”, устраняя все русское из жизни Церкви. По его инициативе надписи на иконах переписывались с церковнославянского на финский язык. Он добился изменения внешнего вида облачений священнослужителей по униатским “греко-католическим” образцам; отмены обязательного ношения священниками рясы и восьмиконечного “русского” креста, вместо которого был введен четырехконечный крест, крепившийся на цепочке, составленной из соединенных между собой свастик. Духовенству дозволялось остригать волосы и брить бороды, женатым клирикам разрешалось ношение обручальных колец на левой руке; при строительстве храмов предписывалось брать за образцы лютеранские кирхи или придерживаться византийского, а не “русского” стиля. Г.А. поощрял экуменические контакты с католиками и лютеранами.

Источники

Игумен Харитон Валаамский. К истории введения нового стиля на Валааме. 1927

Ведерников А. В. Горькие плоды церк. разделения: (К положению Православной Церкви в Финляндии) // Журнал Московской Патриархии. 1951. № 12. С. 34-43

Буевский А. С. Патриарх Константинопольский Мелетий IV и РПЦ // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 3. С. 33-35

о. Б. Павинский. Архиеп. Герман // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 3. С. 76-77

Veikko Purmonen. Arkkipiispa Hermanin elämä. 1986

Кырлежев А.И. Архиеп. Герман – Предстоятель Финляндской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 4. СС. 55-58

Православная энциклопедия. Т. XI. М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2006

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

13 Responses

  1. Конечно, такие как архиеп. Герман Аав были выгодны и советской власти тем, чтобы, внося расколы такими просто возмутительными действиями, ставили целью – раздробление Русской Церкви для ее как можно большего уничижения и уничтожения.А гонения на братию еще раз отразили то смутное кровавое время, когда власть поддерживала всякое издевательство над истинными христианами. Ужасно!

  2. Какие гонения на братию? Вы имеете в виду нестроения на Валааме? О каком расколе идет речь? Финляндия была вынуждена отстаивать свою независимость, постоянно подвергалась угрозе захвата со стороны СССР. Что плохого в том, что православные финны и карелы отстаивали свою независимоть в том числе и церковную. История не знает сослагательног наклонения,но что было бы лучше если Финнскую Церковь в капиталистическом государстве возглавил бы просоветский или обновлнческий архиерей?

    1. Я имею в виду гонения на братию Валаамского монастыря за неприятие ими нового стиля и западной Пасхалии. Они прекратились окончательно лишь в 60-е гг., когда последние Валаамские старцы уехали из Финляндии в Россию.
      Финская церковь находилась в юрисдикции Русской Церкви сотни лет. Она была отторгнута от Русской Церкви усилиями Константинополя, финского националистического правительства и местных “православных” модернистов. Это был акт раскола.
      Финляндия – это часть Российской империи, незаконно отделившаяся от нее после февральского переворота в России.
      В Финляндии был русский архиерей Серафим (Лукьянов) – не обновленец и не просоветский, признаваемый как св. Патриархом Тихоном, так и Зарубежной Церковью. Его изгнали из страны. Это незаконно.
      Как Вам прекрасно известно, и Константинопольская и Московская патриархия в настоящее время имеют епархии по всему миру, в десятках стран на всех континентах. Что в этом ненормального?

  3. Вы, Сергей, рассуждаете, как политик. Любой народ имеет право на независимость, но какая зависимость церковная? Произошел раскол с Русской Церковью, хранительницей православного вероучения и Святых Традиций! Ну и что произошло дальше, как одно из следствий – как вы это назвали – нестроение на Вааламе, а попросту гнуснейшая провокация и оскорбление братии – хранителей и молитвенников православной веры. И уж, конечно, предстоятелем ФПЦ в 1925 г. стал не просоветский, но обновленческий архиерей. Читайте внимательно. Или вы думаете,что раскол архп. Герман Аав сделал с целью сохранить независимость финнам от красных попов, тогда почему стал активно внедрять обновленчество, а не придерживаться Святых Традиций?

  4. Новый стиль я назвал единственным дурным последствием деятельности архиепископа Германа.”Гонения” прекратились в 1957 году с возобновлением евхаристического общения между двумя Церквями (Герман был еще жив).
    Архиепископ (впоследствии митрополит) Серафим (Лукьянов)- личность весьма противоречивая. Причина удаления архиепископа Серафима незнание финнского языка, а следовательно, неспособность управлять приходами в независимой Финляндии. Герман, будучи эстонцем, финнский язык за 3 месяца согласился выучить, а Серафим по неизвестным причинам не захотел. Вы пишите, что Серафим был признавем как Святелем Тихоном так и Карловацким Синодом, но Герман на всех законных основаниях тоже был признан оначалу его викарием с титулом Сортавальский. Митрополит Антоний (Храповицкий) первым назвал Германа неизвестно почему лжеепископом и мирянином.
    В настоящее время вопрос о епархиях стоит не так остро как в 20-е годы, но все равно есть проблемы церковной юрисдикции в бывших государствах СССР (взять хоть Украину и Эстонию). Я очень сомневаюсь в том, что к Московской Патриархиии сейчас другие поместные Церкви относятся с уважением, учитывая политику предыдущих лет.

    1. Герман был признан как один из епископов в подчинении у архиеп. Серафима. Митр. Антоний Храповицкий был одним из ведущих модернистов своего времени (см. о нем материалы на нашем сайте: Незакономерные действия митр. Антония (Храповицкого), Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления, Отзыв о сочинении митр. Антония (Храповицкого) “Догмат Искупления” ). Я говорю о позиции Собора и Синода РПЦЗ.

      Я очень сомневаюсь в том, что к Московской Патриархиии сейчас другие поместные Церкви относятся с уважением, учитывая политику предыдущих лет.

      Сейчас – может быть, хотя Поместные Церкви не имеют на это права, учитывая их собственную политику в отношении Запада, международных организаций типа ВСЦ и ЕС, Турции (если говорить о Константинополе) и т.п. Но мы говорим о 20-х годах. Тогда к Церкви-мученице тоже не питали уважения. Почему?

  5. финский Сенат объявил независимость Финляндского Великого Княжества 6 декабря 1917. Российской империи к тому времени уже не было.

  6. В 1923 г. Архиепископ Финляндский Герман (Аав) был беззаконно посвящен в епископский сан Константинопольским патриархом Мелетием IV без всякого пострижения в монашество и даже в рясофор. По словам Митрополита Антония (Храповицкого), «этот сомнительный епископ Герман, в мирском одеянии, подбритый и подстриженный, расхаживает по улицам города на соблазн православным и для злорадства иноверцев».
    Антиправославная деятельность новостильника Германа (Аава) в Валаамском монастыре в 20-е годы — осуждение, запугивание, насильственное выселение из обители православных подвижников, сохранявших верность церковному календарю, а тем самым Апостольскому учению и Священному Преданию Христовой Церкви, подробно описана в журнале «Русский паломник»: «1924, 25 июня… Сегодня встречали Епископа Карельского (Германа)… Вид у него странный, без волос (стриженый и бритый как пастор протестантский), и на левой руке носит два обручальных кольца… Некоторые наши отцы и миряне не подходили под благословение, считая его за неправильно поставленного…» (1992. № 6. С. 100). В этом же журнале можно и лицезреть «православный лик» епископа Германа Финского (С. 98).
    Как известно, из всех Православных Церквей только Финляндская Церковь, находясь в полной зависимости от обновленческой Константинопольской Патриархии, дальше всех пошла «по пути реформ», порвав с веками освященной Православной Пасхалией и нарушив тем самым целый ряд соборных постановлений.

    Взято отсюда: http://www.blagogon.ru/biblio/4/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.