архиеп. Иоанн (Шаховской)

в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской (1902-1989) - модернист, экуменист, один из основателей Американской автокефальной церкви (АПЦ).
Иоанн Шаховской

Иоанн (Шаховской), в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской (1902-1989) – модернист, экуменист, один из основателей Американской автокефальной церкви (ПЦА).

С 1918 г. был добровольцем в армии ген. А.И. Деникина. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, зачислен на Черноморский флот. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в Париже (1920-1922 гг.), окончил историческое отделение философско-филологического факультета Лувенского университета (1926 г.).

В 1925-1926 гг. редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный». Вышло два номера.

В 1926 г. пострижен в монашество, иеродиакон (рукоположен митр. Евлогием (Георгиевским) в Париже).

В 1926 г. поступил в Парижский богословский институт, не окончил.

Иоанн Шаховской
Преподаватели и студенты Парижского богословского института. 1931 г. Сидят (слева направо): Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, о. Сергий Булгаков, митр. Евлогий (Георгиевский), о. Иоанн (Шаховской), А.В. Карташев, Е.М. Киселевский. Стоят (слева): Л.А. Зандер, В.Н. Ильин, Б.И. Совэ, С.С. Безобразов. Стоят (справа налево): Г.П. Федотов, М.М. Осоргин, Г.В. Флоровский

С 1927 г. жил в Сербии. Рукоположен во иеромонаха в 1927 г. В 1927-1930 гг. помощник настоятеля храма, затем настоятель храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви (Югославия) и законоучитель корпуса. Настоятель русского храма св. Иоанна Богослова в Белой Церкви, преподаватель Пастырской школы. В 1928-1930 гг. – директор православно-миссионерского издательства.

В 1931 г. архиеп. Феофан отзывался об а. И.:

О деятельности иеромонаха о. Иоанна (Шаховского) я не имею никаких точных сведений. Знаю только, что он занимается издательством книжек и листков религиозно-нравственного содержания. Приводит меня несколько в недоумение выбор содержания этих книжек. Например, издал он выдержки из Исаака Сирианина под цветистым заглавием “Пламень вещей”. – По суждению старцев, – св. Исаак Сирианин не может быть рекомендован для первоначального чтения мирян.

В 1930 г. а.И. вновь переехал в Париж, где перешел в юрисдикцию т.н. “Русского экзархата” Константинопольского Патриархата, возглавляемую митр. Евлогием (Георгиевским). В 1931-1932 г. разъездной священник во Франции, в 1931-1932 гг. — настоятель церкви Всемилостивого Спаса в Аньере.

Издавал в Париже газету “Борьба за Церковь” (вышло несколько номеров). Публикуется в модернистском журнале “Путь”.

С 1932 по 1945 г. – настоятель Свято-Владимирской церкви в Берлине. Занимается издательской деятельностью: издательство “За Церковь”, выпускает бюллетень “За Церковь”, журнал “Летопись: Орган православной культуры”.

Совершает поездки с лекциями по Европе, в частности, в Латвию, Эстонию и Финляндию. Здесь произошло его столкновение с сщмч. Иоанном (Поммером):

В последние годы травля Владыки Иоанна (Поммера) велась главным образом по линии так называемого Русского Студенческого Православного Движения (РСХД). Владыка, очень любивший детей и молодежь, вначале отнесся к нововозникшему единению очень сочувственно, однако, когда стала вырисовываться сущность этой организации с международными связями, он отошел от нее, а члены единения примкнули к травле (хотя не были ее зачинщиками)…

Особенно обострилась эта травля после пребывания в Риге архимандрита Иоанна (Шаховского), которому Владыка не разрешил служить в Риге, очевидно справедливо рассудив, что столь непостоянное (в смысле подчинения) духовное лицо не должно быть поощряемо. Кажется, архимандрит уехал взбешенный… Но он-то уехал, а его многочисленные сторонники (и, главным образом, многочисленные поклонницы), большей частью члены единения, приложили в дальнейшем все усилия, чтобы отравить жизнь Владыки.

С 1935 г. — игумен, с 1936 – благочинный приходов “Русского экзархата”, с 1937 г. — архимандрит. В 1937 г. был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии ген. Франко во время гражданской войны в Испании.

Близок час

Приветствовал вторжение Гитлера в СССР. В газете «Новое Слово» от 29 июня 1941 г. а.И. писал в статье “Близок час”:

В крови и грязи пришедшее, уйдет в крови и грязи. Человеконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая в мир войной – Войной исходит. “Я тебя породил, я тебя и убью!”- кричит сейчас война большевизму. До каких дней желанных, и подсоветской , и Зарубежной России довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободной жизни, свободного исповедания веры Христовой, свободных слов о Боге.

Пред своей кончиной в Москве, в начале большевизма, Афонский старец, праведный Аристоклий сказал такие, буквально записанные (людьми; автору сих строк близкими) слова: “Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие”. И еще пророчествовал: “Надо будет русскому народу пройти через многие еще унижения, но в конце он будет светильником веры для всего мира”. Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня 1941 года, есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро выпущены из тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Одно это уже исполняет сердце радостью. Лучшие пастыри будут отданы Церкви, лучшие ученые – русской науке, лучшие писатели – народу, отцы – детям своим, и дети – родителям, к женам вернуться с далекого севера любимые мужья; сколько друзей разосланных вновь соединятся… Невозможно себе представить, сколько будет радости людям… Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предначертание.

Кровавая операция свержения третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, незазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась, неизбежны страдания ею вызываемые… Было Провидено далее не выжидать свержения безбожного интернационала рукою связанных на всех своих местах русских людей. Невозможно более ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые, “христианские правительства”, которые в недавней испанской борьбе были и материально и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры. Обессиленные и закрепощенные по лагерям, заводам и колхозам русские люди, были бессильны подняться против международной атеистической силы, засевшей в Кремле. Понадобилась железно-точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля. И она их собьет, если русские люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием Высшему Зову, Провидением на нее наложенному сверх всяких политических и экономических расчетов. Сверх всего человеческого действует Меч Господень.

Новая страница русской истории открылась 22 июня в день празднования русской Церковью – памяти “Всех Святых, в земле Русской просиявших”. Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля. В этот чисто русский (и только русский) праздник, соединенный с днем Воскресения, началось исчезновение демонских криков “Интернационала” с земли русской… Внутреннее воскресение зависит от сердца человеческого; оно подготовлено многими молитвами и терпеливым страданием. Чаша исполнена до краев. “Великое землетрясение” начинает “колебать основания темницы и скоро у всех узы ослабеют” (Деян. 16:26). Скоро, скоро русское пламя взовьется над огромными складами безбожной литературы. Мученики веры Христовой и мученики любви к ближнему и мученики правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются оскверненные храмы и осветятся молитвой. Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей истине Евангелия.

Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему ответят бесчисленные русские колокола.

Это будет “Пасха среди лета” , о которой сто лет тому назад, в прозрении радостного духа пророчествовал великий святой русской земли, преп. Серафим.

Лето пришло. Близка русская Пасха…

После войны

Во время войны возглавлял миссионерский комитет Средне-Европейского митрополичьего округа РПЦЗ.

В феврале 1945 г. переезжает в Париж, а в начале 1946 г. — в США, при помощи Игоря Сикорского. Принят в юрисдикцию Американской митрополии. В 1946-1947 гг. — настоятель храма в Лос-Анджелесе. С 11 мая 1947 г. — еп. Бруклинский, викарий митр. Феофила (Пашковского), ректор Свято-Владимирской духовной семинарии (до 1950 г.).

В декабре 1947 г. был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии . На него наложено запрещение за сопротивление воссоединению с Московской Патриархией.

С 1950 г. — еп. Сан-Францисский и Западно-Американский. С 1961 — архиепископ. Заведовал также Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии.

С 1948 г. вел на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». С марта 1951 г. архиеп. Иоанн (Шаховской) выпускает “За Церковь” – приложение к Сан-Францисской газете “Русская жизнь”.

Активный участник экуменического движения, член ЦК Всемирного совета церквей от Американской митрополии с 1954 по 1968 г.

Архиеп. Иоанн (Шаховской) принимал участие во 2-й генеральной ассамблее ВСЦ, проходившей в 1954 г. в Эванстоне (Иллинойс, США). Участник ген. ассамблеи в Нью-Дели (Индия) в 19 ноября – 5 декабря 1961 г.

архиеп. Иоанн Шаховской на ассамблее Всемирного совета церквей, 1961 г. Нью-Дели
Архиеп. Иоанн (Шаховской) на ассамблее Всемирного совета церквей, 1961 г. Нью-Дели.

На ассамблее в Нью-Дели вместе с др. деятелями буд. “американской автокефалии” вступает в первые контакты с митр. Никодимом (Ротовым). С 1963 г. вместе с оо. А. Шмеманом, И. Мейендорфом участвует в тайных переговорах с митр. Никодимом (Ротовым) и др. о даровании “автокефалии” Американской Митрополии.

В 1970 г. архиеп. Иоанн (Шаховской) стал одним из основателей так называемой “Американской автокефальной церкви”, модернистской корпорации, непризнанной ни одной Поместной Церковью, кроме Московской Патриархии.

Доктор богословия Свято-Владимирской семинарии и Колумбийского университета (1976), в 1979 г. – доктор богословия Калифорнийского университета в Беркли. почетный президент международного общества им. Ф.М. Достоевского (International Dostoevsky Society).

В 1973 г. ушел на покой, временно вернулся в 1975 г. С 1979 окончательно на покое.

Автор предисловия к первому изданию романа “Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова (1967 г., YMCA-press). Назвал творчество Булгакова метафизическим реализмом и отметил, что впервые в условиях Советского Союза русская литература серьезно заговорила о Христе, как о Реальности, стоящей в глубинах мира.

Вел переписку с о. Александром Менем (в 1979-1980 гг.), автор предисловия к книге “Таинство, слово и образ”.

Выступил против прославления св. Царственных мучеников Русской Зарубежной Церковью в 1981 г.

Цитаты

Можно сказать, что нет на земле совершенно православных людей, но что частично православны и сами так называемые православные и те, кто не считает себя в православии, но считает во Христовой Церкви и жизнью живет о Христе… Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу.

О нем

Басни модернистов

20.10.2011 Апокалипсис мелкого релятивизма

29.05.2011 Мгновения святой тишины

Основные труды

Стихи (1923)

Песни без слов (1924)

Предметы (1926)

На правах разговора (1926)

Пост (1928)

Свобода от мира (1929)

Церковь и мир: Очерки (1929)

Слава Воскресения (1930)

О назначении человека и о путях философа. (Н.А. Бердяев. «О назначении человека». Опыт парадоксальной этики) (1931)

Почему я ушел из юрисдикции митрополита Антония (1931)

Белое иночество (1932)

Притча о неправедном богатстве (1932)

О перевоплощении: Диалог (1932)

Легенда о Великом Инквизиторе: Опыт религиозного комментария (1933)

Крещение знания (1933)

Возможно ли братство религий? (1934)

Иудейство и церковь по учению Евангелия (1934)

О духовной жизни (1935)

Жизнь (1935)

Пресвятая

Разговор семи православных о Софии (1936)

Пути богочеловеческие (1936)

Воля Божия и воля человеческая (1937)

Слова (О молитве – О благотворительности – Свет – Два человека – Дочь Царства)

Путь на север (1938)

О прославлении отца Иоанна Кронштадтского (1938)

Философия православного пастырства (1938)

Пророческий дух в русской поэзии: Лирика Алексея Толстого: Юбилейный год: 950-летия Крещения Руси (1938)

Правило духа (1938)

Размышление о религиозности Пушкина (1938)

Испанские письма (1939)

Семь слов о стране Гадаринской: Лк. VIII 26–39 (1939) или 1938

Толстой и Церковь (1939)

Сирены (1940)

Тайна Церкви

Слово при наречении во епископа Бруклинского (1947)

Бытие определяет сознание (1948)

Человек и страх (1948)

Епископы, священники, миряне (1948)

Пути Американской Митрополии: К 3-х-летию 7-го Собора. Итоги, выводы, перспективы (1949)

Десять слов о вере (1950)

Время веры (1954)

Вера и ответственность (1954)

Еще некоторое прикосновение к ранам (1956)

Русская Церковь в СССР (1956)

Сеть (1957)

Записи о любви к Богу и человеку (1959)

Письма о вечном и временном (1960)

Странствия: Лирический дневник (1960)

Письма к верующим (1962)

Православие в Америке (1963)

Листья древа (1964) или 1963

Книга свидетельств (1965)

The Orthodox Pastor: Outline of Pastoral Theology. Crestwood, 1966

Книга лирики (1966)

Упразднение месяца: Лирическая поэма (1968)

Нескучный сад (1970)

Из письма к мирянину (1970) об американской “автокефалии”

Созерцания (1971)

Утверждение поместной Церкви (1971)

Избрание тишины (1971)

Московский разговор о бессмертии (1972)

Избранная лирика (1974)

Иронические письма (1975)

К истории русской интеллигенции. Революция Толстого (1975)

Биография юности: Установление единства (1977)

Переписка с Кленовским (1981)

Вера и достоверность (1981)

Удивительная земля (1983)

Время веры (1988)

Автор предисловия, составитель

св. Исаак Сирин. Пламень вещей: Мир во Христе (1928)

Левитин-Краснов А.Э. Защита веры в СССР: Рукопись, привезенная из Советской России. Париж, 1966

Диалог с церковной Россие. Париж, 1967

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Париж, 1967

о. Мень, Александр. Таинство, слово и образ: Богослужение Восточной Церкви Брюссель: Жизнь с Богом, 1980

Источники

Автокефалия Русской Православной Греко-Кафолической Церкви (Митрополии) Америки. Нью-Йорк: Всеславянское издательство, 1970

Аржаковский А. Журнал Путь (1925-1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. К.: Феникс, 2000

Архиепископ Иоанн (Шаховской): биографическая справка // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 3. С. 49

Архиепископ Иоанн (Шаховской) и его корреспонденты: Материалы к биографии архиепископа Иоанна (Шаховского) // Церковно-исторический вестник. 1998. № 1

о. Бенигсен, Георгий. Странник: Памяти архиеп. Иоанна (Шаховского) // Русская Жизнь. 1989. 16 июня

Голос Церкви // Православная Русь. 1951. № 11. СС. 10-11

еп. Григорий (Граббе). Отрицание вместо утверждения: По поводу брошюры архиеп. Иоанна Шаховского «Утверждение Поместной Церкви». Джорд., 1971

Зернов Н.М. Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972. Boston, 1973

Корнилов А.А. Духовенство перемещенных лиц: Биографический словарь. Нижний Новгород, 2002

Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. М.: ПСТГУ, 2007

Нивьер, Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920—1995: Биографический справочник. М.-Париж, 2007

Патриарх Алексий I. Послание к архипастырям, пастырям и пастве Православной Русской Церкви в Америке // Журнал Московской Патриархии. 1948. № 1. СС. 9-12

Письмо протопресвитера Стефана Цанкова архиепископу Иоанну (Шаховскому) от 20 мая 1961 г. // Illinois University of Urbana-Champaign Archives (IUUC Archives). F. 15/35/54. Paul B. Anderson Papers. Box 30

Солоухин В.А. Смех за левым плечом. М.: Современник, 1989

Страница из истории РСХД. Травля сщмч. Иоанна (Поммера)

о. Феофан (Пожидаев). Колокол на башне вечевой: Житие и труды Священномученика Архиепископа Иоанна (Поммера). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2005

Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского.

Шаховская, Зинаида. Открытое письмо В.А. Солоухину // Вестник РХД. 1990. № 158. СС. 294-299

Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь: Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2002

Шкаровский М.В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов (Сборник документов). М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2003

Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М.: Вече, 2007

митр. Ювеналий, Крутицкий и Коломенский. Доклад по вопросу о мученической кончине Царской Семьи, предложенный на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 10 октября 1996 года // Канонизация святых в XX веке. М.: Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых, 1999. СС. 186-203

Geeza, Boris. The man who has served Man and God // San Francisco Examiner. 1977. Dec. 1

Orthodox America 1794-1976 Development of the Orthodox Church in America, C. J. Tarasar, Gen. Ed. 1975, The Orthodox Church in America, Syosett, New York

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

4 Responses

  1. Типичный либерал. Овации германской армии в честь ее вторжения в СССР в 1941 году покрывают его столь же несмываемым позором, что и одобрение митрополитом Антонием Сурожским расстрела Дома Советов в 1993.

  2. Ради идеи свободы оправдывается любая кровь, любое насилие. Свобода личности (падшей!) для них важнее Бога. Абсолютная свобода человека. Поэтому они враги православной монархии, враги исторической Церкви, враги учения о первородном грехе, враги догматов, враги Откровения… Враги всего, что учит об обязанностях человека и Правах Бога, а не наоборот.

    1. Ну зачем же так сразу – мерзавцев. Это был несчастный, заблудший человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.