Search

архиеп. Василий (Кривошеин)

Basil Krivocheine (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) (1900-1985) - крупный модернист и экуменический деятель.

архиеп. Василий КривошеинBasil Krivocheine (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) (1900-1985) – крупный модернист и экуменический деятель.

Сочувствовал февральскому перевороту 1917 г. В годы Гражданской войны воевал в Добровольческой армии, после обморожения был вывезен в конце 1919 г. в Каир, откуда переехал в Париж.

Учился на историко-филологическом факультете Петербургского и Московского университета. В 1924 г. окончил филологический факультет Сорбонны. По другим данным, в 1922-1923 гг. учился в Мюнхенском университете.

В 1925 г. поступает в Парижский богословский институт.

В 1924-1925 гг. принимал участие в Русском христианском студенческом движении, был на его съездах в Аржероне. В сентябре 1925 г. выехал из Франции на съезд РСХД в Хоповском монастыре в Югославии.

В 1925 г. послушник в Свято-Пантелеимоновом Афонском монастыре. В марте 1927 г. принимает монашество. В 1929-1942 гг. исполнял обязанности монастырского секретаря-грамматика по переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также сопровождал паломников-иностранцев, посещавших Афон в летнее время. С 1937 г. — член монастырского собора. В 1942-1945 гг. являлся постоянным представителем монастыря в Киноте Святой Горы, в 1944-1945 гг. входил в состав Эпистасии (административного органа Афона).

После II Мировой войны по решению греческого суда был осужден как коллаборационист и заключен в лагерь на о. Макронисос. После освобождения в 1951 г. уезжает в Великобританию благодаря ходатайству известного экумениста архиеп. Германа Фиатирского.

В мае 1951 г. – иеродиакон, иеромонах, помощник настоятеля Оксфордской церкви святого Николая. С 25 января 1957 г. — архимандрит. С марта 1959 г. — настоятель Благовещенского храма в Оксфорде.

14 июня 1959 г. — еп. Волоколамский, второй викарий Патриаршего Экзарха в Западной Европе с местопребыванием в Париже.

С ноября 1959 г. помощник архиепископа Клишийского во Франции.

С 31 мая 1960 г. — правящий архиерей небольшой Брюссельской и Бельгийской епархии. В нее входил кафедральный собор св. Николая Чудотворца. Еще четыре прихода и скит учреждены при а.В.

С 21 июля 1960 г. — архиепископ.

Доктор богословия (1964).

Возглавлял редакционный комитет “Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата”.

В сентябре 1951 г. был делегатом Первого международного съезда патрологов, принимал участие в каждом из оксфордских патрологических съездов (всего в 1951—1979 гг. состоялось девять таких съездов).

Принимал участие во Всеправославных совещаниях на Родосе (1961, 1963, 1964) и в Шамбези (1968).

архиеп. Василий Кривошеин вместе с митр. Никодимом (Ротовым). Всеправославное совещание Родос 1961 г.
Вместе с митр. Никодимом (Ротовым). Всеправославное совещание Родос 1961 г.

Участвовал в подготовке широкомасштабных реформ Православия на Всеправославных совещаниях 60-70-х гг. XX в., служивших преддверием несостоявшегося Всеправославного (Восьмого Вселенского) Собора. Так, в работе “Символические тексты в Православной Церкви” (1964) а.В. предпринимает попытку подорвать авторитет Катехизиса Православной Церкви, “Православного Исповедания” и других символических книг.

Одним из первых в эмиграции начал, по примеру о. Павла Флоренского и др., использовать имя св. Григория Паламы для пропаганды модернистских идей. Оказал в этом отношении влияние на исследования о. Иоанна Мейендорфа.

В своей книге “Преподобный Симеон Новый Богослов. Жизнь. Духовность. Учение” (1980) стремился представить св. Симеона предтечей модернизма. Это сочинение а.В. было издано по-французски католическим монастырем “восточного обряда” в Шеветони и по-русски парижским модернистским издательством YMCA-PRESS.

архиеп. Василий Кривошеин с монахами из Шеветоньского монастыря. Брюссель, 1970 г.
С монахами из Шеветоньского монастыря. Брюссель, 1970 г.

Являлся участником “литургических недель” Парижского богословского института.

Был активным участником экуменического диалога с англиканами. С нач. 50-х гг. принимал участие в съездах и собраниях “православно”-англиканского Содружества св. Албания и преп. Сергия. Участвовал в англиканско-православном конгрессе в июле-августе 1951 г. в Абингдоне.

5 авг. 1965 г. назначен членом Межправославной богословской комиссии по диалогу с англиканами.

1-15 сентября 1966 г. возглавляет делегацию Русской Православной Церкви на заседании Межправославной богословской комиссии по диалогу с англиканами в Белграде.

10-11 ноября 1966 г. участвует в неофициальном собеседовании с англиканами по вопросу англиканского священства в Лондоне.

Во исполнение решений Всеправославных совещаний официальный диалог с англиканами начался в июле 1973 г. в Оксфорде. С тех пор англикано-православные встречи Комиссий и подкомиссий происходили едва ли не ежегодно, последняя встреча имела место в июле 1980 г. в Кардиффе. Во всех этих совещаниях а.В. принимал участие.

7-11 сентября 1972 г. – представитель Русской Православной Церкви на IV Сессии Межправославной богословской комиссии по диалогу с англиканами.

26 июня – 2 августа 1976 г. участвовал в православно-англиканской конференции в Москве.

25 июня – 1 августа 1977 г. – заседание православно-англиканской комиссии в Кембридже.

13-18 июня 1978 г. участвовал в работе совместной богословской комиссии по православно-англиканскому диалогу в Афинах.

9 июня 1979 г. – заседание согласительного комитета православно-англиканской комиссии по вопросам вероисповедания в Св. Албанс, Англия.

А.В. принимал активное участие в работе Всемирного совета Церквей (ВСЦ). Летом 1963 г. – в IV Всемирной конференции “Вера и церковное устройство” в Монреале (Канада). В 1968 г. – в IV генеральной ассамблее ВСЦ в Уппсале

В сентябре 1963 г. а.В. участвовал в торжествах в бенедиктинском аббатстве Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, посвященных 1000-летию монашества на Афоне.

Принимал участие в 25-летнем юбилее экуменической общины Тезе (28-29 августа 1965 г.).

Участник XIX Международного конгресса старокатоликов в Вене в сент. 1965 г.

В рамках “Недели молитв о христианском единстве”, инициированной католиками в 1970 г. а.В., совместно с его духовенством, отслужил православную вечерню в Кукельбергской базилике в Брюсселе. В том же году он принял участие в создании “Брюссельского межцерковного комитета”, в который входили католики, протестанты, англикане и православные. А.В. был связан узами дружбы с католическими епископами, в частности, с одним из отцов II Ватиканского собора кардиналом Сюненсом и папскими нунциями в Бельгии. А.В. дважды участвовал во встречах с папой Иоанном-Павлом II (в Париже в 1980 и в Мехелене в 1985 г.).

архиеп. Василий Кривошеин и папа Иоанн-Павел II
архиеп. Василий (Кривошеин) и папа Иоанн-Павел II

Участник многих научных, богословских и экуменических форумов.

Начиная с 20-х годов, знакомится на Афоне с монахами католического Шеветоньского монастыря “восточного обряда”. Став епископом, а.В. часто приезжал в Шеветонь и был участником практически всех “Недель экуменических исследований” – ежегодных богословских конференций. Вечера всегда заканчивались служением вечерни по восточному обряду, на которой по сложившейся традиции а.В. читал предначинательный 103-й псалом.

По свидетельству Антония Лампрехтса, монахи Шеветоньского монастыря были, конечно же, не единственными католиками, которым доверял Владыка Василий. Без сомнения, его пребывание в Оксфорде и участие в проходивших там знаменитых патристических конгресах, а особенно назначение епископом в Брюссель, позволило ему “открыться” западным христианам и углубить свои контакты с отдельными католиками.

Лампрехтс сообщает, что во время патристических конгрессов в Оксфорде в 50-х – 60-х годах архиеп. Василий знакомится с виднейшим представителем католического модернизма Жаном Даниелу.

О нем

Архиеп. Василий (Кривошеин) как экуменист-филокатолик

Основные труды

Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1936. № 8. СС. 99–154

Афон в духовной жизни Православной Церкви (доклад, прочитанный на собрании Оксфордского отд. Содружества муч. Албания и пр. Сергия 31 января 1952 г.) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1952. №. 12. СС. 5-23

A la memoire de V. Lossky // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1959. № 30-31

Еще о Халкидонском соборе и малабарских христианах: По поводу статьи Н. М. Зернова “Что отделяет нас от ортодоксальной Церкви Южной Индии” // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1961. № 38-39. СС. 153-161

Paul Evdokimov. L’Orthodoxie (=Bibliotheque Theologique) Neuchatel-Paris. 1959 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1963. № 41. СС. 63-66

Les Orthodoxes et le Concile Vatican II // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1963. № 41. СС. 16-21

Les textes symboliques dans l’Eglise Orthodoxe // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1964, 1965. №№ 48, 49, 50

Догматическое постановление “О Церкви” Второго Ватиканского собора с православной точки зрения // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1966. № 56. СС. 222-238

Богословский диалог между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием и его проблемы // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1967. № 59. СС. 157-178

Символические тексты в православной Церкви // Богословские труды. 1968. № 4. СС. 5-36

Autorite et Saint-Esprit // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1969. № 68. СС. 205-209

Девятнадцатый год: Воспоминания (1975)

Simplicite de la nature divine et les disinctions en Dieu selon Saint Gregoire de Nysse // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1975. № 91-92. СС. 133-158

Нам его не хватает больше, чем когда-либо: Памяти В. Н. Лосского // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1979. № 101-104. СС. 98-99

Преподобный Симеон Новый Богослов (949 – 1022). Paris: YMCA-PRESS, 1980

Dans la lumière du Christ: Saint Syméon le Nouveau Théologien. Chèvetogne, 1980

Письмо архиеп. Василия (Кривошеина) о визите в Бельгию в 1985 г. Иоанна-Павла II

In the Light of Christ: Saint Symeon, the New Theologian (949-1022), Life, Spirituality, Doctrine. Crestwood, NY: SVS Press, 1986

Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Альфа и Омега. 1995. № 3(6). СС. 77-82. пер.: Рещикова В.А.

Богословские труды 1952-1983 гг. Статьи, доклады, переводы. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996

Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996

Воспоминания. Письма. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1998 ред. М. Журинская

Экклезиология св. Василия Великого // Страницы. 1998. Т. 3. № 3. СС. 338-358

Символические тексты в Православной Церкви. Калуга: Сардоникс, 2003

Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов. М.: Русский путь, 2000

Две встречи: Митрополит Николай (Ярушевич) и митрополит Никодим (Ротов). СПб., 2003

Церковь Владыки Василия (Кривошеина). Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 2004

Ангелы и бесы в духовной жизни. М.: Образ, 2008

Mémoire des deux mondes. De la révolution à l’Église captive. Paris: Les Editions du Cerf, 2010

“Письма о горнем и дольнем”. Богословские труды, проповеди, воспоминания, письма. СПб.: Сатисъ, 2010 Предисловие: священника Димитрия Агеева; Введение: священника Сергия Моделя

Источники

К хиротонии нового епископа // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 7. СС. 16-17

митр. Николай (Ярушевич). Архиепископу Николаю: поздравление с хиротонией епископа Василия // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 7. С. 5

архиеп. Николай Клишийский, еп. Антоний (Блюм), еп. Василий (Кривошеин). Патриарху Алексию: извещение о хиротонии епископа Василия // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 7. С. 4

Наречение и хиротония архимандрита Василия (Кривошеина) // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 9. СС. 27-32

Son Excellence Monseigneur Basile, Archeveque de Bruxelles et de Belgique: Note biogr. a l’occasion de son 80 anniversaire // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1981. № 105-108. СС. 3-6

о. Борис Бобринский. Памяти архиеп. Василия Брюссельского и Бельгийского // Русская Мысль. 1985. 25 октября

о. Михаил Городецкий. Высокопреосвященный Василий (Кривошеин): некролог // Журнал Московской Патриархии. 1986. № 4. СС. 34-38

N. Lossky. Son Eminence Monseigneur Basile, Archeveque de Bruxelles et de Belgique: In Memoriam // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1987. № 115. PP. 43-44

Historical dictionary of the Orthodox church. Scarecrow Press, 1996

о. Георгий Чистяков. Красный антисоветчик // Русская Мысль. 2000. 22-28 июня

Антоний Ламбрехтс. Архиепископ Василий (Кривошеин) и его отношение к Католической Церкви // Церковь и время. 2006. № 4 (37). Перевод Д.А. Агеев

Википедия

Недосекин, Павел о. Неизвестный текст известного документа (письмо афонских монахов Гитлеру) // Богослов.Ru. http://www.bogoslov.ru/text/3918865.html 24 04 2014

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. Да уж. Достаточно ознакомиться с его работой “Вероучительные документы Православной Церкви”. И о внесении в Катехизис Св.Филарета термина “пресуществление” владыка сокрушается, как о “чуждом православному преданию схоластическом термине”, – да ведь разъяснил же Собор 1691 г., что что этот термин наиболее актуален в условиях борьбы с расплодившимися еретиками, отвергающими сущностное изменение Даров! И в том же Катехизисе-де “еще более неудовлетворительно для православного сознания изложено учение об искуплении в понятиях “бесконечной цены и достоинства” крестной Жертвы и “совершенного удовлетворения правосудия Божия”… Какое такое “православное сознание” имеется в виду, непонятно. Кто уполномочил владыку быть безапелляционным рупором этого “сознания” – тем более.
    Занятны и дальнейшие выкладки. И сам Катехизис не символическая книга, а так себе, да и авторитетен-то он был только в РПЦ, да еще в ключевых моментах, оказывается, чужд “православному сознанию”. Другие символические книги тоже так себе. Не дают, видно, разгуляться модернистским изыскам “самоидентификации православия”. Зато новое православное исповедание, по мнению вл.Василия, составлять несвоевременно, т.к. это может “послужить поводом к соблазну среди “малых сих,” да и “неопатристический синтез” еще не созрел. Занятно. Выходит, Православие – такая интересная вера, в которой верующему пока не известно, во что, собственно, верить. И все это спустя 2000 лет от Рождества Христова!
    Очень занятное “богословие”…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.