архиеп. Василий (Кривошеин)
Basil Krivocheine (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) (1900-1985) – крупный модернист и экуменический деятель.
Сочувствовал февральскому перевороту 1917 г. В годы Гражданской войны воевал в Добровольческой армии, после обморожения был вывезен в конце 1919 г. в Каир, откуда переехал в Париж.
Учился на историко-филологическом факультете Петербургского и Московского университета. В 1924 г. окончил филологический факультет Сорбонны. По другим данным, в 1922-1923 гг. учился в Мюнхенском университете.
В 1925 г. поступает в Парижский богословский институт.
В 1924-1925 гг. принимал участие в Русском христианском студенческом движении, был на его съездах в Аржероне. В сентябре 1925 г. выехал из Франции на съезд РСХД в Хоповском монастыре в Югославии.
В 1925 г. послушник в Свято-Пантелеимоновом Афонском монастыре. В марте 1927 г. принимает монашество. В 1929-1942 гг. исполнял обязанности монастырского секретаря-грамматика по переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также сопровождал паломников-иностранцев, посещавших Афон в летнее время. С 1937 г. — член монастырского собора. В 1942-1945 гг. являлся постоянным представителем монастыря в Киноте Святой Горы, в 1944-1945 гг. входил в состав Эпистасии (административного органа Афона).
После II Мировой войны по решению греческого суда был осужден как коллаборационист и заключен в лагерь на о. Макронисос. После освобождения в 1951 г. уезжает в Великобританию благодаря ходатайству известного экумениста архиеп. Германа Фиатирского.
В мае 1951 г. – иеродиакон, иеромонах, помощник настоятеля Оксфордской церкви святого Николая. С 25 января 1957 г. — архимандрит. С марта 1959 г. — настоятель Благовещенского храма в Оксфорде.
14 июня 1959 г. — еп. Волоколамский, второй викарий Патриаршего Экзарха в Западной Европе с местопребыванием в Париже.
С ноября 1959 г. помощник архиепископа Клишийского во Франции.
С 31 мая 1960 г. — правящий архиерей небольшой Брюссельской и Бельгийской епархии. В нее входил кафедральный собор св. Николая Чудотворца. Еще четыре прихода и скит учреждены при а.В.
С 21 июля 1960 г. — архиепископ.
Доктор богословия (1964).
Возглавлял редакционный комитет “Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата”.
В сентябре 1951 г. был делегатом Первого международного съезда патрологов, принимал участие в каждом из оксфордских патрологических съездов (всего в 1951—1979 гг. состоялось девять таких съездов).
Принимал участие во Всеправославных совещаниях на Родосе (1961, 1963, 1964) и в Шамбези (1968).
Вместе с митр. Никодимом (Ротовым). Всеправославное совещание Родос 1961 г.
Участвовал в подготовке широкомасштабных реформ Православия на Всеправославных совещаниях 60-70-х гг. XX в., служивших преддверием несостоявшегося Всеправославного (Восьмого Вселенского) Собора. Так, в работе “Символические тексты в Православной Церкви” (1964) а.В. предпринимает попытку подорвать авторитет Катехизиса Православной Церкви, “Православного Исповедания” и других символических книг.
Одним из первых в эмиграции начал, по примеру о. Павла Флоренского и др., использовать имя св. Григория Паламы для пропаганды модернистских идей. Оказал в этом отношении влияние на исследования о. Иоанна Мейендорфа.
В своей книге “Преподобный Симеон Новый Богослов. Жизнь. Духовность. Учение” (1980) стремился представить св. Симеона предтечей модернизма. Это сочинение а.В. было издано по-французски католическим монастырем “восточного обряда” в Шеветони и по-русски парижским модернистским издательством YMCA-PRESS.
С монахами из Шеветоньского монастыря. Брюссель, 1970 г.
Являлся участником “литургических недель” Парижского богословского института.
Был активным участником экуменического диалога с англиканами. С нач. 50-х гг. принимал участие в съездах и собраниях “православно”-англиканского Содружества св. Албания и преп. Сергия. Участвовал в англиканско-православном конгрессе в июле-августе 1951 г. в Абингдоне.
5 авг. 1965 г. назначен членом Межправославной богословской комиссии по диалогу с англиканами.
1-15 сентября 1966 г. возглавляет делегацию Русской Православной Церкви на заседании Межправославной богословской комиссии по диалогу с англиканами в Белграде.
10-11 ноября 1966 г. участвует в неофициальном собеседовании с англиканами по вопросу англиканского священства в Лондоне.
Во исполнение решений Всеправославных совещаний официальный диалог с англиканами начался в июле 1973 г. в Оксфорде. С тех пор англикано-православные встречи Комиссий и подкомиссий происходили едва ли не ежегодно, последняя встреча имела место в июле 1980 г. в Кардиффе. Во всех этих совещаниях а.В. принимал участие.
7-11 сентября 1972 г. – представитель Русской Православной Церкви на IV Сессии Межправославной богословской комиссии по диалогу с англиканами.
26 июня – 2 августа 1976 г. участвовал в православно-англиканской конференции в Москве.
25 июня – 1 августа 1977 г. – заседание православно-англиканской комиссии в Кембридже.
13-18 июня 1978 г. участвовал в работе совместной богословской комиссии по православно-англиканскому диалогу в Афинах.
9 июня 1979 г. – заседание согласительного комитета православно-англиканской комиссии по вопросам вероисповедания в Св. Албанс, Англия.
А.В. принимал активное участие в работе Всемирного совета Церквей (ВСЦ). Летом 1963 г. – в IV Всемирной конференции “Вера и церковное устройство” в Монреале (Канада). В 1968 г. – в IV генеральной ассамблее ВСЦ в Уппсале
В сентябре 1963 г. а.В. участвовал в торжествах в бенедиктинском аббатстве Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, посвященных 1000-летию монашества на Афоне.
Принимал участие в 25-летнем юбилее экуменической общины Тезе (28-29 августа 1965 г.).
Участник XIX Международного конгресса старокатоликов в Вене в сент. 1965 г.
В рамках “Недели молитв о христианском единстве”, инициированной католиками в 1970 г. а.В., совместно с его духовенством, отслужил православную вечерню в Кукельбергской базилике в Брюсселе. В том же году он принял участие в создании “Брюссельского межцерковного комитета”, в который входили католики, протестанты, англикане и православные. А.В. был связан узами дружбы с католическими епископами, в частности, с одним из отцов II Ватиканского собора кардиналом Сюненсом и папскими нунциями в Бельгии. А.В. дважды участвовал во встречах с папой Иоанном-Павлом II (в Париже в 1980 и в Мехелене в 1985 г.).
архиеп. Василий (Кривошеин) и папа Иоанн-Павел II
Участник многих научных, богословских и экуменических форумов.
Начиная с 20-х годов, знакомится на Афоне с монахами католического Шеветоньского монастыря “восточного обряда”. Став епископом, а.В. часто приезжал в Шеветонь и был участником практически всех “Недель экуменических исследований” – ежегодных богословских конференций. Вечера всегда заканчивались служением вечерни по восточному обряду, на которой по сложившейся традиции а.В. читал предначинательный 103-й псалом.
По свидетельству Антония Лампрехтса, монахи Шеветоньского монастыря были, конечно же, не единственными католиками, которым доверял Владыка Василий. Без сомнения, его пребывание в Оксфорде и участие в проходивших там знаменитых патристических конгресах, а особенно назначение епископом в Брюссель, позволило ему “открыться” западным христианам и углубить свои контакты с отдельными католиками.
Лампрехтс сообщает, что во время патристических конгрессов в Оксфорде в 50-х – 60-х годах архиеп. Василий знакомится с виднейшим представителем католического модернизма Жаном Даниелу.
О нем
Архиеп. Василий (Кривошеин) как экуменист-филокатолик
Основные труды
Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1936. № 8. СС. 99–154
Афон в духовной жизни Православной Церкви (доклад, прочитанный на собрании Оксфордского отд. Содружества муч. Албания и пр. Сергия 31 января 1952 г.) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1952. №. 12. СС. 5-23
A la memoire de V. Lossky // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1959. № 30-31
Еще о Халкидонском соборе и малабарских христианах: По поводу статьи Н. М. Зернова “Что отделяет нас от ортодоксальной Церкви Южной Индии” // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1961. № 38-39. СС. 153-161
Paul Evdokimov. L’Orthodoxie (=Bibliotheque Theologique) Neuchatel-Paris. 1959 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1963. № 41. СС. 63-66
Les Orthodoxes et le Concile Vatican II // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1963. № 41. СС. 16-21
Les textes symboliques dans l’Eglise Orthodoxe // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1964, 1965. №№ 48, 49, 50
Догматическое постановление “О Церкви” Второго Ватиканского собора с православной точки зрения // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1966. № 56. СС. 222-238
Богословский диалог между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием и его проблемы // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1967. № 59. СС. 157-178
Символические тексты в православной Церкви // Богословские труды. 1968. № 4. СС. 5-36
Autorite et Saint-Esprit // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1969. № 68. СС. 205-209
Девятнадцатый год: Воспоминания (1975)
Simplicite de la nature divine et les disinctions en Dieu selon Saint Gregoire de Nysse // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1975. № 91-92. СС. 133-158
Нам его не хватает больше, чем когда-либо: Памяти В. Н. Лосского // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1979. № 101-104. СС. 98-99
Преподобный Симеон Новый Богослов (949 – 1022). Paris: YMCA-PRESS, 1980
Dans la lumière du Christ: Saint Syméon le Nouveau Théologien. Chèvetogne, 1980
Письмо архиеп. Василия (Кривошеина) о визите в Бельгию в 1985 г. Иоанна-Павла II
In the Light of Christ: Saint Symeon, the New Theologian (949-1022), Life, Spirituality, Doctrine. Crestwood, NY: SVS Press, 1986
Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Альфа и Омега. 1995. № 3(6). СС. 77-82. пер.: Рещикова В.А.
Богословские труды 1952-1983 гг. Статьи, доклады, переводы. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996
Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996
Воспоминания. Письма. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1998 ред. М. Журинская
Экклезиология св. Василия Великого // Страницы. 1998. Т. 3. № 3. СС. 338-358
Символические тексты в Православной Церкви. Калуга: Сардоникс, 2003
Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов. М.: Русский путь, 2000
Две встречи: Митрополит Николай (Ярушевич) и митрополит Никодим (Ротов). СПб., 2003
Церковь Владыки Василия (Кривошеина). Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 2004
Ангелы и бесы в духовной жизни. М.: Образ, 2008
Mémoire des deux mondes. De la révolution à l’Église captive. Paris: Les Editions du Cerf, 2010
“Письма о горнем и дольнем”. Богословские труды, проповеди, воспоминания, письма. СПб.: Сатисъ, 2010 Предисловие: священника Димитрия Агеева; Введение: священника Сергия Моделя
Источники
К хиротонии нового епископа // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 7. СС. 16-17
митр. Николай (Ярушевич). Архиепископу Николаю: поздравление с хиротонией епископа Василия // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 7. С. 5
архиеп. Николай Клишийский, еп. Антоний (Блюм), еп. Василий (Кривошеин). Патриарху Алексию: извещение о хиротонии епископа Василия // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 7. С. 4
Наречение и хиротония архимандрита Василия (Кривошеина) // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 9. СС. 27-32
Son Excellence Monseigneur Basile, Archeveque de Bruxelles et de Belgique: Note biogr. a l’occasion de son 80 anniversaire // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1981. № 105-108. СС. 3-6
о. Борис Бобринский. Памяти архиеп. Василия Брюссельского и Бельгийского // Русская Мысль. 1985. 25 октября
о. Михаил Городецкий. Высокопреосвященный Василий (Кривошеин): некролог // Журнал Московской Патриархии. 1986. № 4. СС. 34-38
N. Lossky. Son Eminence Monseigneur Basile, Archeveque de Bruxelles et de Belgique: In Memoriam // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1987. № 115. PP. 43-44
Historical dictionary of the Orthodox church. Scarecrow Press, 1996
о. Георгий Чистяков. Красный антисоветчик // Русская Мысль. 2000. 22-28 июня
Антоний Ламбрехтс. Архиепископ Василий (Кривошеин) и его отношение к Католической Церкви // Церковь и время. 2006. № 4 (37). Перевод Д.А. Агеев
Недосекин, Павел о. Неизвестный текст известного документа (письмо афонских монахов Гитлеру) // Богослов.Ru. http://www.bogoslov.ru/text/3918865.html 24 04 2014
Добавить комментарий