Архиерейский Собор, митр. Антоний и Русское Христианское студенческое движение (РСХД)
От секретаря РСХД в Западной Европе о. диакона Л. Липеровского мы получили нижепечатаемые документы при следующем препроводительном письме:
Милостивый государь, господин Редактор!
В редактируемой Вами газете неоднократно помещались материалы, касающиеся вопроса об отношении Собора епископов в Сремских Карловцах к РСХД. В настоящее время нами получено письмо Владыки митр. Антония, раскрывающее и уясняющее смысл принятых Собором в отношении Русского студенческого христианского движения постановлений. Высоко ценя авторитетные разъяснения Преосвященнейшего Председателя Собора и придавая им значение существенно важного исторического документа, просим Вас не отказать в любезности напечатать на страницах Вашего органа как точный текст постановления Собора, так и сопроводительное письмо Владыки митр. Антония.
Секретарь РСХД диакон доктор Л. Липеровский.
Выписка из протокола Священного Собора архиереев Русской Православной Церкви заграницей от 17/30 июня 1926 г. за № 8
1. Слушали: Доклад Высокопреосвященного архиеп. Феофана об Американском союзе христианской молодежи (YMCA).
После продолжительного обмена мнениями Архиерейский Собор на основании бывших суждений, постановили:
1. Относительно американских интерконфессиональных организаций YMCA и YWCA (Союз христианской молодежи и Всемирная христианская студенческая федерация) подтвердить постановление Русского Всезаграничного Церковного Собора 1921 г. в Сремских Карловцах: признать эти организации явно масонскими и антихристианскими, и потому 2) не разрешать членам Православной Церкви организовываться в кружки под руководством этих и подобных им неправославных и нецерковных организаций и быть в среде их влияния.
2. Архиерейский Собор слушали: обращение Съезда Бюро РСХД в Западной Европе на имя Собора архиереев Русской Православной Церкви заграницей с выражением преданности и с просьбой о духовном руководительстве сим движением.
Постановили: Благословить и взять под свое покровительство и руководство все православные студенческие кружки, которые в своем уставе официально и определенно называют себя православными, устраивают свою внутреннюю и внешнюю жизнь в полном согласии с началами Святой Православной Церкви, находятся в непременной зависимости и под руководством Православной иерархии или лиц, облеченных ее доверием, и без ее благословения ничего существенного и значительного не делают.
С подлинным верно
митр. Антоний.
Письмо митр. Антония
Любезные мои студенты и все участники современного религиозного христианского движения,
препровождаю Вам выписку из постановления Всезаграничного Архиерейского Собора, хотя мною оспаривавшегося во время его обсуждения, но с тех пор, как оно приняло форму соборного решения, для меня обязательного, а для Вас, может быть, и тяжелого. Впрочем, когда Вы познакомитесь с его содержанием в подлинных выражениях последнего, а не по тем искажениям, в коих оно распространяется во враждебной печати, Вы усмотрите, что никакого стеснительного характера ни в отношении к православным студентам, ни в отношении к Правлению общества YMCA оно не имеет.
Естественно, что областной православный собор, объединяющий лично и через письменные отзывы 32 архиереев в трех частях света, не мог дать официально своего благословения никакому учреждению, кроме тех, которые именуют себя православными; но он не воспретил своим пасомым состоять членами общества YMCA, а не одобрил только их пребывания под его духовным руководством, как учреждения, хотя и христианского, но интерконфессионального; но службы же в этом обществе в качестве его чиновников Собор не воспретил, как не воспретил участия в его издательствах, в коих и я принимал участие, так как никакой противоправославной пропаганды я не встречал за последние 4-5 лет ни в изданиях Общества, ни в субсидируемом им Парижском богословском институте, ни в отношении его к русским молодым людям. Что же касается до представителей общества, входящих в ближайшее отношение к русским богословским кружкам Густава Густавовича Кульмана, г. Лаури и др., то открыто признаю их друзьями Православной Церкви и веры, которых влияние на русских студентов может быть для нас только отрадным.
Что касается до отзыва Собора о самом обществе YMCA, то естественно оно явилось повторением отзыва такого же Собора 1921 г.; с тех пор произошла значительная эволюция в Обществе, но Собору настолько мало известная, что я, зная о последней, не мог навязать своего убеждения собратьям-архиереям, к Собору коих Вы обратились с запросом о благословении; надеясь, что Ваша разрастающая и врастающая в жизнь Православной Церкви деятельность ко времени дальнейших Соборов расположит их к полному доверию и сочувствию Вашему движению.
Я же, зная Вашу убежденность, Вашу преданность Православной Церкви, смело смотрю в будущее Вашей работы в области веры и богословских знаний. Только знайте и Вы, что церковный подвиг должен быть всегда связан со смирением, терпением и послушанием, почему и новоначальных подвижников на поприще благочестия называют послушниками, да и мы – епископы – такими именно словами подписываем свои письма к старейшим из нас иерархам. Отведенная же для Вашей самодеятельности область очень широка; некоторые из Вас не однажды мне говорили, что студенты, интересующиеся богословием и философией, встречают затруднения не от недостатка свободы, а от избытка ее, то есть от недостатка руководства духовных лиц, отвлекаемых от них разнообразными заботами о Церкви.
Если не будете поддаваться греховному чувству самолюбия, то Бог Вам поможет радостно и с доброжелательностью ко всем православным и инославным участникам, в Христианском союзе молодых людей, творить дело Божие, не только не поддаваться какому-либо противоцерковному влиянию, но напротив, привлекая даже инославных к более внимательному и сочувственному отношению к Православной Церкви, а самих себя ограждать от юношеских страстей и преуспевать в изучении Священного Писания и Св. Предания, “которые могут умудрить Вас во спасение верою во Христа Иисуса” (2 Тим. 3:15 и 16, 20).
митр. Антоний 22 июля 1926 г.
Источник
Возрождение. № 465. 10 сентября 1926 г. С. 2