Search

Массовый человек и его самооткровение

Персонализм существует только в лице персоналистов.

Мы пытаемся разными способами заглянуть в патологическое сознание православных гностиков. Мы уже рассмотрели, какое место в идеологии Православного Свято-Тихоновского университета (ПСТГУ) занимает миф о Софии. Потом мы изучали речь персоналистов о личности. И там и там мы обнаружили практическое, то есть социально-политическое, содержание этих мнимых понятий.

самооткровение
Пауль Клее. Senecio. 1922.

«Личность» – нечто или ничто?

Мы выяснили, что у персоналистов: Флоренского, В. Лосского и их последователей, нет понятия «личность». Не говорят они о личности и как об индивидууме, о единичном лице.

В таком случае, они говорят просто ни о чем, то есть о том, что не существует как понятие, факт или объект. Остается спросить: кто и зачем говорит о такой «личности», которой нет?

Ответ очевиден: о «личности», которая не существует ни в каком разумном смысле, могут говорить только люди душевно или духовно больные.

Душевнобольными занимается психиатрия, облегчая в меру сил их страдания. Мы же, как антимодернисты, изучаем людей духовно больных. Помочь мы им не можем, но зато можем предупредить читателей о том беспорядке, который эти лица создают в Православной Церкви и в гражданском обществе.

Персоналисты – покойные и действующие – демонстрируют безошибочные признаки того, что они духовно больны и обладают патологическим сознанием. Эти признаки: мнимое осмысление понятия «личность», патологическая речь об этом ложном понятии и, наконец, гностическое возбуждение, в которое они приходят от светских мистических переживаний по поводу «личности».

С помощью концептов персоналисты внедряют людям мнимоосмысленные понятия, то есть такие, которые не имеют смысла, а только кажутся осмысленными. Своей патологической речью они разрушают пространство разумного обсуждения теоретических и нравственных вопросов. С помощью гностического возбуждения они лишают христиан покоя души.

Опьянение от «личности»

Категориальные понятия: «природа», «личность», «свойство» и другие – это все материя сухая и чисто умственная. Они никогда не меняются, всегда значат одно и то же и обозначаются строго ограниченным набором терминов. Категория в этом отношении – самая не мистическая вещь, какую можно себе представить. Она никак не способна вызывать гностические восторги и рождать заклинания: «Не сводить к природе!», «Стать личностью!», «Быть личностью!», «Только в общении личность становится личностью» и тому подобные.

Как только слова «природа» или «личность» начинают вызывать возбуждение и желание выйти на улицу с барабаном и транспарантом, значит речь идет уже не о категориях, а о гностических ложных понятиях.

Тавтология

Не все поддаются на персоналистскую трескотню, но каждого из нас тут подстерегает одна опасность. Дело в том, что в персонализме личности (уж какие есть, такие есть) говорят о личности. На это трудно что-либо возразить.

самооткровение
Пример тавтологии: Мюнхгаузен вытаскивает сам себя из воды.

У лжеца, обманщика и кощунника в самом деле есть личность. И вот он рассказывает нам всякие небылицы про то, что он думает (на самом деле он не мыслит вообще), что он чувствует (на самом деле не чувствует, а лжеощущает), что он творит (он только разрушает). И нам почему-то трудно ему не поверить, потому что он рассказывает о том, что, как будто, может знать он один.

Вот как действует на человека тавтология как прием патологической речи! В действительности же персоналист не знает себя и не может ничего рассказать, потому что говорит на патологическом языке. Вот посторонние лица, которые внимательно наблюдают за безумцем, как раз могут отчасти понять, что происходит в душе такого человека. И даже должны понимать это, если не хотят быть духовно убиты.

Самооткровение патологического сознания

Вот теперь мы выяснили: патологическое сознание мыслит само о себе и рождает фантом «личности», который непостижим и не существует реально.

Массовый человек и его самооткровение
Обложка книги персоналиста из ПСТГУ.

Такая «личность» может становиться больше или меньше, она создается общением и отношением, а лучше всего в гностическом коллективе. «Общение», «Ты-отношение», «Другой» и «Абсолютно Другой», – все это ласкает слух персоналиста как нациста радует мерный топот сапог по мостовой.

Под весь этот шум в мир рождается личность гностика. Он лично является миру как спаситель себя и других.

Что можно сказать об этом процессе?

Ложь персонализма

Массовый человек имеет ложное понятие о своей личности и о всем том, что с ней происходит в мире вымышленном и в мире реальном. Это понятие совершенно не встречается у Святых отцов, у философов древности. Более того, у здравых мыслителей последнего времени – прежде всего Льва Тихомирова – мы находим разоблачение этой личности и ее явления в мир.

Да, «личность» в учении персоналистов – это ничто из того, на что Святые отцы разделяли все существующее. Но это утверждение слишком полно, то есть предоставляет бесконечное число возможностей. Оно не заключает спор, а обезвреживает несогласие, отправляя его в открытое пространство. Ведь выходит, что мы относим персонализм сразу ко всем родам лжи, к бесконечному множеству мнений и учений, которые не совпадают с учением Святых отцов.

Такой тезис ничего не говорит кроме того, что персонализм ложен. Причем непонятно, какую ложь персонализма мы имеем в виду: что такой «личности» нет фактически, то есть не встречается ни одного экземпляра? Либо мы говорим о том, что такое понятие ложно, потому что оно не мыслимо.

Надо говорить не о персонализме, а о персоналистах

Другое дело, что о персонализме действительно можно сказать только то, что он ложен. Это значит, что избран неверный предмет спора с модернистами, значит надо говорить не о персонализме, а о персоналистах.

Тут мы можем сказать нечто определенное. Персоналисты самым нахальным образом существуют. Они существуют не как попало, а как плесень – в благоприятной атмосфере и на подходящих предметах, например, в ПСТГУ.

Неверно говорить о персонализме как о течении или учении. А как же «персоналисты жизни», персоналисты-практики вроде Кураева или Кухты? Реформаторы и развлекатели «являют свою личность» в реальной церковной и общественной жизни и, следовательно, представляют прямое социальное зло.

Как изучать такие явления?

Повторим еще раз: персонализм существует не как учение, не как осмысленная речь о чем-либо существующем. Он существует только в виде персоналистов. В то же время в социально эффективном гнозисе должно быть нечто истинное. Гнозис это такое познание истинного положения вещей, которое фальсифицируется в самом акте познания. Поэтому мы не можем извлечь уроки, например, из марксизма, хотя отчуждение человека от его природы, которое познал Маркс, действительно существует.

Так же и для упрямства и дерзости персоналистов есть своя причина. Что же это такое? Это личность персоналиста, действительно существующий человек, который явится пред судилище Христово, чтобы получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10).

Итак, персонализм – это ложь, то есть разговоры ни о чем. Но эти разговоры кто-то ведет, и этот «кто-то» может и должен быть предметом изучения.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

4 Responses

  1. Ваши советы как всегда вовремя. Огромное спасибо!

    Задам вопрос не по теме, так как уж очень набирает обороты явление увлеченности восточной философией (или как ее назвать?). Кто-то из вменяемых богословов давал оценку или рассматривал вообще даосизм, буддизм и т.д.? Я понимаю, кажется, что вообще не в тему сайта.
    Все больше людей из моего круга знакомых увлечены подобными течениями. Я не собираюсь их переубеждать, но для себя хотелось бы узнать. Спасибо.

  2. Благодарю за статью, уважаемый Роман Алексеевич! Господи, помилуй нас, помоги не думать, что на нас самих клином сошелся весь мир!

  3. Персоналисты вместо того, чтобы покаяться и признать социальную личность не существующей, признают не существующим Романа Вершилло. Но это все труднее делать тем из них, кто не сжёг дотла совесть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.