Аз, – говорит,- восставлю его с правдою царя (Ис. 45:13). Мне кажется, что Он обозначает всю природу вместе с творениями. Говоря же о Своем попечении, Он только называет еврейский народ того времени. Аз восставлю с правдою царя: здесь говорится или о Зоровавеле, или о царе Кире. Сей созиждет град Мой и пленение людей Моих возвратит не по мзде; другие говорят: «не по изменам и не по дарам». Чтобы ты сознавал, что это повеление происходит от Бога, Он говорит: рече Господь. Когда говорит Господь, должно веровать, потому что это Господь. Другие же говорят, что это сказано о Христе; ничто не препятствует принять и это. Сей созиждет град Мой, то есть Церковь. Восставит с правдою: Он утвердил Церковь таким образом, чтобы она показывала свою власть не во множестве служителей и не в законах, писанных чернилами, и не во внешних делах; но каким же образом? В правде, так как нет ничего подобного правде. Потому тех, которые подчиняются Его власти, Он удерживает не силою, но их желанием. Он не сотворил никакого зла, не принес никому вреда. Вси путие Его правы, чтобы никто не обвинял Его в данных законах. И пленение людей Моих возвратит не по мзде, не по даром. То есть не стяжите злата, ни сребра (Мф. 10:9).
Утрудися Египет (Ис. 45:14). А иные говорят: «река египетская и торговля эфиопская». По справедливости он называет трудами мирские дела и заботы, подобно тому, как другой пророк называет это смятением: Обаче всуе мятется, сокровищствует и не весть, кому соберет я (Пс. 38:7). Торговля есть скорбь, и труды – тщетны, по написанному: Попечение лукаво даде, еже упражнятися в нем и собирати; и се вся суетство и произволение духа (Еккл. 1:13-14).
св. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию // Творения. СПб.: СПбДА, 1900. Т. 6. Кн. 1. С. 267-268