Search

Баадер Франц

Баадер, Франц Franz von Baader (1765-1841) - немецкий католический теософ эпохи романтизма. Натурфилософ, естествоиспытатель, предшественник религиозно-философского модернизма.
Баадер, Франц
Франц Баадер.

Franz von Baader (1765-1841) – немецкий католический теософ эпохи романтизма. Натурфилософ, естествоиспытатель, предшественник религиозно-философского модернизма.

Изучал медицину, горное дело. Начал свою научную карьеру с диссертации о теплороде (флогистоне) (1786). Занимал крупные посты в Баварской горнопромышленной администрации. Был одним из идеологов Священного Союза. В 1826 г. становится профессором богословия в Мюнхенском университете. Вместе с Й. Гёрресом издавал журнал “Эос”.

В сочинениях Б. содержится ряд мотивов, которые заимствованы из европейской оккультной и философской традиции. Б. послужил одним из звеньев, соединяющих религиозный модернизм конца XIX века с предшествующей оккультной, алхимической и каббалистической традицией. Ф. Шеллинг признавал, что обязан своим поворотом к мистицизму именно Б.

Б. находился в резкой оппозиции к гегельянской диалектике самораскрывающегося Духа. В учении Гегеля для Б. неприемлемо признание Духа в качестве отдельной от материи сущности. Для Б. так называемая чувственная, материальная природа есть символ и копия внутренней, духовной природы. Не одобряя эмпиризм Юма, Б. тем не менее многим ему обязан. Согласно Б., мистика должна оплодотворить критицизм, а критицизм – обосновать мистику.

Под влиянием теософии Я. Беме и Сен-Мартена и, с другой стороны, современной Б. немецкой философии, Б. усматривал всюду в действительности игру и взаимное раскрытие внешнего и внутреннего: мира и Бога, тела и души. Пока я – не Солнце, а пребываю вне его, как отдельное, обособленное от всех иных существ “Я”, я ничего не восприму от него и не узнаю о нем, кроме того, что приносят мне его лучи. Луч – это, правда, не само Солнце, но они идут от него, это его явление, его имя, это символы его существа.

Б. искал соединения с Богом на путях научного познания и технологического овладения окружающим миром, на том основании, что внешнее и внутреннее соединены мистически. Материя поступает извне, это грубое вещество, пища духа, а он, дух, придает материи форму, усваивает ее себе, ассимилирует, и ведь, собственно говоря, вся жизнь и деятельность духа в нас состоит лишь в том, чтобы делать духовное извлечение из чувственного, большого мира. Для Б. все науки религиозны в своем существе, а подлинная религия есть точная наука. В этом Б. безусловно является наследником алхимиков и швабских пиетистов.

У Б. встречается учение о поэтической образности Писания и Церковного учения, развитое впоследствии “православными” модернистами. Здесь Б. опять же прибегает к диалектике “внутреннее-внешнее”: Как человек не видел истины иначе как под покровами, в облачении, в образ, так не может он и явить и представить истину вовне себя иначе как под покровами, в облачении, в образе – в своем взгляде и слове, в своем деле и деянии. Так что же досадовать на образность слов, на чувственность речений? Это адогматическое заявление призывает понимать язык Библии и вероучения как условный, т. е. не раскрывающий Истину, а скрывающий Ее.

Б. одним из первых сознательно перенес опытный метод познания в область духовного. Как он писал: Как может питать меня пища, которую я не взял на язык? Как могу я познавать то, что прежде не ощутил?

Опытный путь Богопознания сливался для Б. с каббалистическим учением о соединении с Богом через эротическую любовь (см. его “Тезисы философии эроса”). Для Б. любое познание – это общение двух личностей, что приводило его к обожествлению супружеской любви вообще, как пути к соединению в “первоначальной андрогине”: Тайна, таинство истинной любви состоит в согласном союзе любящих – помогающих друг другу восстановить андрогину, человека в его чистоте и цельности, человека, который бы не был бы ни мужчиной, ни женщиной, то есть чем-то половинчатым. После этого не удивительно восхищение Б. атеистическим сочинением первой феминистки Мэри Уолстонкрафт “Оправдание прав женщин” (1792), поскольку целью Б. является оккультное уравнение полов.

У Б. уже есть основная мысль “нравственного монизма“, изобретенного спустя полвека митр. Антонием (Храповицким). Если грех – это разъединение, то противоположное действие (в естественнонаучном смысле) – это соединение, то есть любовь. В этом алхимическом ключе Б. пишет о грехе и исцеляющей его любви: Слово “sunde” (грех) происходит от разделения, разособления (asunder), и из этого явствует правильность того утверждения, что грех, отделивший нас от Бога, есть нечто вполне реальное в отношении к нам самим, как и вообще во всяком случае отпадения любящих друг от друга отпадающий ставит между собой и любимым им момент затрудненности и потому находится с ним в состоянии напряженности; причина, почему начало примирения, деятельное, уничтожающее напряженность, само собой представляется началом искупляющим.

Б. приходил к органической образности для истолкования и доказательства Христианских истин, и в частности, учения о Церкви. Крупный модернист С.Л. Франк справедливо хвалит Б. за то, что, будучи католиком, он вместе с тем в своем учении о всеединстве и соборности, в своем органическом понимании Церкви и человеческого общества, в своей оценке любви и свободы, как основ человеческой жизни и веры, по существу совпадает с модернистским пониманием Христианства.

Б. применял эти органические идеи к общественно-политической и экономической жизни. В частности, он был предшественником “христианского социализма”. Ему принадлежит авторство термина “христианско-социальный”.

Первым популяризатором идей Б. в России был славянофил С. Шевырев, лично встречавшийся с ним. Воззрения Б. оказали широкое, хотя и не однонаправленное воздействие на модернизм. Б. оказал влияние на С. Кьеркегора, на И. Киреевского, на идейное формирование В.С. Соловьева. Его идеи встречаются как у пантеистов (Н.А. Бердяева, С.Л. Франка), так и у “нравственных монистов”.

Основные труды

  • Fragmenta Cognitionis (“Замечания о познании”) (1822-25)
  • Speculative Dogmatik (“Догматика”) (1827-36)
  • Tag und Studien Bucher (“Дневники”)
  • Satze aus der erotischen Philosophie (“Тезисы философии эроса”) (1828)

Источники

  • Эстетика немецких романтиков. М.:”Искусство”,1987
  • Biographical dictionary of Christian theologians / ed. by Patrick W. Carey and Joseph T. Lienhard. Greenwood Press, 2000
  • The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, Vol. I
  • Routledge Encyclopedia of Philosophy. London: Routledge
  • Франк С. Новое издание Баадера//Путь. 1926. N 4 (июнь-июль). С. 188-189
  • Siegfried F.P.. The Catholic Encyclopedia, Volume II,1907
  • Шевырев С. Христианская философия. Беседы Баадера // Москвитянин. 1841. Ч. 3. № 6. СС. 378-437

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам