Басни модернистов
Н.Е. Пестов (1892-1982) в книге “Современная практика православного благочестия” предпринял попытку дать целостную православно-христианскую систему миросозерцания.
Не устрашенный тем, что Православие есть религия, то есть поклонение Богу в Духе и Истине, но не мiро-воззрение, и Боговидение, а не мiро-созерцание, Н.Е. Пестов двигался в том же направлении, что о. А. Мень, Тейяр де Шарден и другие творцы “целостных” систем.
Уже в самом начале своего сочинения Н.Е. Пестов освобождается от уз Православия. Он пишет: Есть мнения, что все утверждения должны основываться на толковании Св. Писания лишь древних отцов Церкви, но это не так (1).
Итак, есть такое мнение, что основываться надо только на Святых Отцах древности. И чье же это неверное мнение? Святых Отцов, собравшихся на Шестой Вселенский Собор.
Именно этот Вселенский Собор определяет Духом Святым, что поучать весь клир и народ словесам благочестия следует, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отец. Собор прямо повелевает Апостольской властью: Аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов.
Как известно, для Православной Церкви нет ничего выше авторитета Вселенских Соборов. И человек, который отвергает их постановления, или подвергает сомнению, подлежит анафеме, провозглашавшейся на каждом соборе не повинующимся этим постановлениям.
Итак, вернемся к современной практике модернистского “благочестия”. Перед нами откровенное признание Н.Е. Пестова, которое резко контрастирует с невнятными утверждениями, например, о. А. Меня. Но что же дальше? Если отвергнуть духовную власть Соборов и Святых отцов, то на чем можно основать свою веру? Если разрушить положенные пределы, то не останется никакого Православия, и оно растворится в популярной смеси нетрадиционных верований, типа New Age.
Неверующие люди, или сектанты, тоже не почитают Вселенские соборы, но у них есть свои отцы и учителя: Лютер или академик Гинзбург, Хаббард или Ошо… Так и здесь, в сочинении Н.Е. Пестова взамен Соборов и Отцов моментально вырастает иной гигантский авторитет: известного модерниста архиеп. Иоанна (Шаховского). Продолжим цитату: Есть мнения, что все утверждения должны основываться на толковании Св. Писания лишь древних отцов Церкви.
Но это не так, и вот что пишет по этому поводу архимандрит (а ныне архиепископ) Иоанн Шаховской:
“Учительство в Церкви никогда не прекратится, и во все века Церковь будет давать миру своих учителей, которые во все века будут иметь одного Духа Святого и говорить одну и ту же истину слова Божиего, но в разных психологических формах, каждый раз в форме, наиболее понятной данной эпохе, данному обществу и народу. В Церкви идет вечное, непрекращающееся благовествование…
Литературные формы IV века мало способствуют усвоению святоотеческих мыслей в нашем веке.
Нужны новые учителя Церкви. Они ничего не говорят нового, но обо всем они говорят по-новому”.
Вот значит как! Не сбываются ли слова Апостола о том времени, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4:3-4)? Опираться только на Соборы и Отцов Церкви – нельзя, а на одно бессмысленное суждение архиеп. Иоанна (Шаховского) – в самый раз. Заметьте, что при принятии этого антиправославного учения бесконечно вырастает авторитет и всех других “новых учителей”, в том числе самого Н.Е. Пестова. И так, наконец, Священное Предание Церкви полностью заменяется несвященным преданием модернистов.
Великий Святитель и учитель св. Иоанн Златоуст говорил о Священном Писании: И наши предки по своим силам черпали из этих потоков, и наши потомки будут делать тоже самое, и однакож не будут в состоянии исчерпать все; напротив воды будут прибывать и потоки умножаться. Таково свойство потоков духовных: чем более будут черпать из них, тем более начнет прибывать и умножаться благодать духовная. Поэтому и Христос сказал: “аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, яко же рече писание, реки от чрева его истекут воды живы” (Ин. 7:37-38), – показывая нам обилие этих потоков.
Если не соблюдать установленное Вселенскими Соборами отношение к Священному Преданию Церкви, то уйдешь с пира веры пустым. И не только пустым, а совершенно окраденным от того немногого, что у тебя было, потому что при модернистском ревизионистском подходе и сама цель иная: не черпать воду живую и исполняться Духа, а, скорее, своими силами составлять собственные новые слова.
Задача же верного ученика Христова состоит не в “новом преломлении” и не в самостоятельном поиске “новых слов”, а во внутреннем усвоении сказанного Спасителем и Его святыми, что невозможно без содействия благодати Божией.
Р. Вершилло
(1) Н.Е. Пестов. Современная практика православного благочестия в 2-х томах // вып. ред. А. Рогозянский. СПб.: Сатисъ, 2000. Т. 1. СС. 19-20
Добавить комментарий