Бедственное положение человека как источник всех вопросов

Бедность, болезнь, смерть и равенство в этих состояниях.

Упорядоченная душа в Новое время

Существенные вопросы возникают по ходу истории там, где человек сталкивается с неизменными, устроенными Богом условиями человеческого существования. Бедность, болезнь, смерть и равенство в этих состояниях: таковы общие для всех условия.

Бедственное положение человека как источник всех вопросов.
Иов с друзьями. Гравюра Яна Снеллинка (1579 или 1585).

Мы сказали, что это вопросы Божественные, не вызовы времени, а вызовы вне времени. От них невозможно уклониться. На них необходимо вовремя дать правильный ответ. Единство человечества мы наблюдаем в том, что вопросы обращены ко всем безразлично. То, что неизменно (миропорядок, природа человека), соединяется здесь с историей.

Под историей, в таком случае, мы понимаем не сочетания событий, случайных или, напротив, закономерных с экономической или социологической и т.п. точки зрения. Мы обращаемся к судьбам людей, неизбывному страданию человека в этом мире, созерцаем недостаточность и тщетность всех усилий. Бедственное положение человека в этом мире и есть та неизменная основа, на которой происходят случайные события, допускающие то или иное толкование.

На фундаментальные вопросы человек может ответить и неправильно: через уход от преследования, неискренне, не вовремя.

Абсолютно неверный ответ

Главная ложь неверных ответов даже не в том, что одни считают, что можно освободить человека, а другие, что его надо растворить в народе, человечестве или в природе. Само положение человека пред Лицем Божиим не может быть перетолковано. Следовательно, абсолютно неверный ответ состоит в том, что люди хотят изменить свое неизменное положение. Ошибка совершается прежде конкретных ответов, тогда, когда нерешаемые вопросы принимают за решаемые.

Итак, тут не должно остаться никакой неясности. Христиане, идеологи и модернисты видят одну и ту же реальность и реагируют на вопросы, никем не выдуманные. Идеологи видят бедственное положение человека, а великие идеологи – даже в существенных деталях. Они достаточно честны, чтобы видеть, что вопросы неразрешимы, но из гордости считают их практически разрешимыми.

Модернизм, как одна из идеологий, тоже соприкасается с реальностью и, соответственно, максимально противополагает себя Православию в этой точке и предлагает человеку способы самоспасения.

Напряжение

Все условия человеческого существования создают напряжение разных видов, когда человек честно мыслит об этих условиях. Мы не отказываем, как видите, в этом и модернистам.

В самом общем плане можно сказать, что напряжение возникает между желаемым, то есть кажущейся свободой делать что угодно, и действительным, то есть духовной, физической и общественной несвободой человека.

Под напряжением я имею в виду несоответствие между тремя явлениями:

  1. неизменными условиями человеческого существования, общими для всех («Сильнии и младии умирают»),[1]
  2. несбыточной мечтой и
  3. её реальными гибельными последствиями.

Философ Клаус Вондунг[2] обнаруживает следующие типы напряжения:

  • Тяготение к сути бытия;
  • Между недостатком и исполнением;
  • Напряжение внутри времени;
  • Между трансцендентной истиной и конкретным политическим строем;
  • Между Божественной справедливостью и человеческой несправедливостью.

Различие в реакции

Мы видим, что в самом напряжении и во всех его видах нет ничего патологического. Оно возникает у всякого человека, когда он размышляет над условиями человеческого существования, понимает, что он несвободен.

Однако напряжение приводит к разным результатам у двух типов людей.

Одни не выносят напряжения и обращаются к Богу. Для этого нужны разум и мужество. В разумном сознании напряжение рождает 1) важные вопросы и 2) интерес к ним.

Другие не выносят напряжения и бегут от него в область фантазий, в область светской мистики. Думая, что они живут в своем, а не в Божьем мире, идеологи и модернисты начинают решать нерешаемые проблемы и, тем самым, создают проблемы второго порядка.

Итак, мы видим два рода бедствий:

  1. общие для всех времен и
  2. созданные идеологами и модернистами.

Универсальные бедствия открыты для понимания всеми, но сами по себе непреодолимы.

Новые бедствия возникают оттого, что новые люди пытаются не только понять универсальные бедствия, но и преодолеть их.

Тогда наступает перелом в истории.

Следующая глава Перелом в истории

Роман Вершилло

Примечания

[1] Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. // Канонник. М.: Московская Патриархия, 1986. С. 166.

[2] Vondung, Klaus. The apocalypse in Germany. Columbia, Mo: University of Missouri Press, 2000. P. 39-41.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Модернисты нашли пристанище в Музее научного атеизма

Целая когорта “православных” модернистов почтила атеистический “Музей истории религии” в год его 80-летнего юбилея. К этой дате приурочен проходящий в музее с 15 по 17 ноября Первый конгресс российских исследователей религии.

Архиеп. Михаил (Мудьюгин): штрих к портрету

Руководствуясь принципом: чтобы в чем-то разобраться, начни это преподавать,- Михаил Николаевич Мудьюгин, беспартийный и глубоко верующий человек, несколько раз читал курс истории КПСС.

Сектанты почтили память “вещуньи”

20 сентября в Государственном литературном музее в Москве состоялся вечер памяти Анны Ахматовой, организованный Крестовоздвиженским малым братством (подразделение секты о . Георгия Кочеткова).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.