Elisabeth Behr-Sigel (1907-2005) – крупная деятельница западноевропейского “православного” модернизма, участница экуменического движения, писатель, феминистка, пропагандистка “женского священства” в Православной Церкви. Б.-С. на протяжении 70 лет руководила и направляла православных Зап. Европы по пути приспособления к безрелигиозным ценностям XX – XXI века.
Родилась в Эльзасе, в протестантской семье. Окончила богословский факультет в Страсбургском университете, где находилась под влиянием лютеранского, а впоследствии католического, богослова-модерниста Луи Буйе (Louis Bouyer), одного из будущих вдохновителей Второго Ватиканского собора. Член Всемирной Федерации студентов-христиан (WSCF), учрежденной Дж. Моттом.
Первая женщина-проповедник, а затем “священница” в реформатской церкви Эльзаса и Лотарингии в 1931-32 гг. Спустя год после поставления в “священницы” переходит в Православие.
После Второй Мировой войны слушала лекции в Парижском богословском институте. Позднее – профессор Парижского богословского института (философия), преподавала в католическом институте Парижа (Catholic Institute of Paris), Экуменическом институте Тантуре (Ecumenical Institute of Tantur), Доминиканском колледже в Оттаве (Dominican College of Ottawa), а также, в последние годы, в Кембриджском институте Православных христианских исследований (Institute for Orthodox Christian Studies). Активно участвовала в издании французского богословского журнала Contacts, феминистского “православного” издания St. Nina Quarterly .
Организатор Православного братства в Западной Европе, ставящего целью создания Западноевропейской поместной церкви. Участница “Православного содружества за мир” (Orthodox Peace Fellowship).
Ученица о. Льва Жилле, находилась под значительным влиянием идей русского религиозно-философского модернизма, в частности, Н.А. Бердяева и о. С. Булгакова. В круг ее знакомств входил митр. Евлогий (Георгиевский). Почитательница мон. Марии (Скобцовой). Исследовательница воззрений А. Бухарева (быв. архим. Феодора).
Б.-С. на протяжении десятилетий пропагандировала полное равноправие женщин в церковной жизни, с конечной целью введения “женского священства”. В 1976 году произносит программную речь по этому вопросу на Первом международном женском православном совещании в румынском женском монастыре Агапия. Новый гуманизм Б.-С. включал в себя не только признание ценности женского опыта, но и преодоление “агрессивности” мужского начала. В 1998 г. совместно с митр. Каллистосом (Уаром) выпустила книгу “Рукоположение женщин в Православной Церкви”. Ее книги в защиту феминизма переведены и изданы Библейско-Богословским институтом: “Рукоположение женщин в православной церкви” (2000); “Служение женщины в церкви” (2001), пер. Л. Алексеевой. Еще одна статья появилась в журнале “Страницы” (издается Библейско-Богословским институтом): “Рукоположение женщин обсуждается и в Православной Церкви”, пер. Л. Алексеевой.
Основные труды
Prière Et Sainteté Dans L’église Russe (“Молитва и святость в Русской Церкви”) (1950)
Alexandre Boukharev – Un Théologien De L’église Orthodoxe Russe En Dialogue Avec Le Monde Moderne (“Александр Бухарев – богослов Русской Православной Церкви, вступивший в диалог с современным миром”) (1977)
Le ministère de la femme dans l’Église (“Служение женщины в церкви”) (1987)
L’Ordination des femmes dans l’Église orthodoxe (“Рукоположение женщин в Православной Церкви”) (1998)
Lev Gillet, “un moine de l’Eglise d’Orient”: Un libre croyant universaliste, évangélique et mystique (“Лев Жилле – монах Восточной Церкви “) (1993)
Опыт Святого Духа в Православной церкви. пер. о. Владимир Хулап // Вода живая. 2008. № 6
Источники
Elisabeth Behr-Sigel, a father in the faith (“Елизабет Бер-Сижель – наш отец в вере”)// Syndesmos news. 2006, № XIX-1.
Elisabeth Behr-Sigel. Matriarch of the Orthodox Church in Western Europe (“Елизабет Бер-Сижель – матриарх православной церкви в Западной Европе”) // The Times. December 10, 2005
Olga Lossky. Vers le jour sans déclin. Une vie d’Élisabeth Behr-Sigel (1907-2005). Éditions du Cerf, Paris, 2007
2 Responses
Вы забыли добавить, что мадам Бер-Сижель, вместе со своим мужем, была активной участницей православной группы французского Сопротивления (между прочим, единственной ветви, которая последовательно и активно спасала евреев во Франции – так же, как и походя отмеченная Вами Св. Мария (Скобцова), погибшая в концлагере.
Наша энциклопедия посвящена исследованию “православного” модернизма. Вы считаете, что участие во французском сопротивлении – это проявление модернизма?