Search

Белков Евгений Христофорович

(1882-1930) - крупный деятель обновленчества, радикальный модернист в духе “мистического коллективизма”.

(1882-1930) – крупный деятель обновленчества, радикальный модернист в духе “мистического коллективизма”.

В 1904 г. окончил Ярославскую Духовную Семинарию. С 1906 вплоть до 1916 г. с перерывами учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Санкт-Петербургского университета, не закончив ни одного полного курса.

С 1905 г. в печати начали появляться статьи Е.Б., в которых он, доказывая необходимость преобразований церковной жизни, высказывал идеи, близкие к программе “группы 32-х петербургских священников”. В 1906-1907 гг. редактировал церковно-общественный журнал “Звонарь”. В 1911 г. вышел сборник рассказов Е.Б. “В мире рясы”, содержавший резкие нападки на  высшее духовенство и монашество. Выступает в печати под псевдонимами: Б—в; Евг. Б.; Толшемский, Х.

Е.Б. горячо приветствовал Февральскую революцию. В конце 1917 г. Е.Б. был рукоположен во иерея к церкви святых Захария и Елисаветы на Фурштадтской ул., где служил 3-м священником. Являлся членом общества “Соборный разум”, учеником и другом руководителя общества о. Иоанна Егорова, одним из организаторов одноименного изд-ва. В 1918 г. Е.Б. входил в редакцию журнала “Божия нива” (сотрудниками редакции также были будущие обновленцы: А.И. Введенский, А.И. Боярский и др.).

В публичных выступлениях Е.Б. призывал к радикальным церковным реформам: обязательности соединения религиозной жизни приходской общины с общественно-полезным трудом, развитию общежития на основе равенства и общности имущества, переводу богослужения на русский язык, устройству вместо богословских институтов и академий общинного самообразования и опытного изучения первоисточников Христианства и т. д.

29 марта 1922 г. Е.Б. подписал декларацию о помощи голодающим “Петроградской группы прогрессивного духовенства” и вскоре стал одним из руководителей обновленчества. 13 мая он подписал воззвание “Верующим сынам Православной Церкви России”, призывавшее к осуждению иерархов, виновных в организации противодействия государственной власти. В мае 1922 г. признал справедливым обвинение приговоренных к расстрелу по делу московского духовенства и верующих. Одновременно Е.Б. направил во ВЦИК ходатайства о смягчении приговора.

12, 16 и 18 мая 1922 г. в составе делегации обновленцев посещал находившегося под домашним арестом свт. Тихона с целью убедить его передать им высшую церковную власть. Вместе с А.И. Введенским и С.В. Калиновским обратился к Антонину Грановскому с приглашением возглавить обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), которое Антонин принял. С 18 мая по август 1922 г. Е.Б. являлся членом и управляющим делами ВЦУ. 28 мая вместе с др. руководителями раскола был отлучен от Церкви сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским. В июне временно управлявший епархией Ямбургский еп. Алексий (Симанский) восстановил общение отлученных с Церковью.

28 июня обновленческим ВЦУ Е.Б. был возведен в сан “протоиерея”. В июне-августе 1922 г. являлся членом ЦК группы “Живая церковь”, редактором одноименного журнала. Из-за конфликтов с руководителем “Живой церкви” В.Д. Красницким в авг. 1922 г. Е.Б. был исключен из ВЦУ и вошел в обновленческое Петроградское епархиальное управление (ПЕУ), в сентябре-октябре 1922 г. состоял членом президиума группировки Антонина Грановского “Союз церковного возрождения”.

В декабре 1922 г. создал и возглавил “Союз религиозно-трудовых общин”, состоявший преимущественно из прихожан Захарие-Елисаветинской церкви. “Союз” ставил целью воспитание в своих чадах жажды и любви к соборной (коммунальной) жизни и ко всякого рода трудам, которые почитались общинниками равноценными молитве. Программа “Союза” была основана на “Записках о христианском жизнестроительстве” о.И. Егорова. Устав общины, проповеди, расписание богослужений и др. информация публиковались в возобновленном в 1922/23 г. журнале “Соборный разум”.

В мае 1923 г. Е.Б. вышел из ПЕУ и был уволен из Троицкой церкви. 18 июля 1923 г. он опубликовал в газете “Известия” декларацию “Союза религиозно-трудовых общин”: Союз осуждает политику руководителей современной Русской Церкви, – писал он в этом документе, – приведшую к церковно-реакционному Собору, не произведшему радикальной реформы Русской Церкви. Церковники стремились к использованию власти в целях поповского карьеризма и организации эксплуатации религиозного чувства верующих и вообще к неиспользованию демократических возможностей в организации Русской Церкви.

Далее Союз выступает против церковного централизма, считая это пережитком византизма и империализма. Вместо митрополий, епархий, приходов как торгово-промышленных предприятий Союз организует религиозно-трудовые общины, при этом каждая община имеет своего епископа.

Выполнять функции последнего в управлении общины могут пресвитеры и даже диаконы. Общественно-церковная платформа Союза – обязательство членов соединить религиозную жизнь с общественно полезным трудом, развитие общежития на основах равенства в общности имущества. В области чисто культовой Союз не производит никаких реформ, за исключением введения русского языка. Вместо существования замкнутых богословских институтов и академий Союз выдвигает общинное самообразование и опытное изучение первоисточников христианства. Борьба с религиозно-империалистическими предрассудками — главная задача честного религиозного сознания.

15 июля 1923 г. освобожденный из-под ареста св. Патриарх Тихон отлучил обновленцев от Церкви. В Послании свт. Тихона говорится: Введенский, Красницкий, Калиновский и Белков овладели церковной властью путем захвата, самовольно, без всяких установленных правилами Нашей Церкви законных полномочий… Все действия и таинства, совершенные отпавшими от Церкви епископами и священниками, безблагодатны, а верующие, участвующие с ними в молитве и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждению за участие в их грехе.

Осенью 1923 г. Е.Б. был “хиротонисан” случайными “архиереями” во “епископа Петроградского”, служил в Спасо-Преображенском соборе на Литейном проспекте.

В марте 1925 г. Е.Б. вышел из “Союза религиозно-трудовых общин”, который вскоре распался. Умер от травмы, полученной в случайной драке.

Цитаты

Основа православия – богочеловечность – органическое соединение божественного и человеческого в жизни. Мы декларируем соборность в молитве и труде. Приход есть трудовая община, и богослужение — методология жизни, вводящая каждого человека во вселенское церковное действие. Единая же цель всего – богочеловечество людей в соборности, что и есть православие.

Основные труды

В мире рясы: Рассказы (1911)

К свету невечернему: Рассказы (1913)

Видение архиерея о священнике, поминавшем всех убитых воинов и всех умерших христиан (1915)

Прп. Михаил Клопский и Троицкий Михайло-Клопский монастырь: Ист. очерк (1917)

Источники

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994.

Левитин А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье; 1996

Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. 4. М., 1960. С. 59

Регельсон, Лев. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. М.: Крутицкое патриаршее подворье,1996

Православная энциклопедия. Т. IV. М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2000

Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ в XX в. СПб., 1999

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.