Бессмертная “Падаль”
Свободен ли творческий человек в своем творчестве?
Если о свободе выразительных средств — то совершенно свободен. К счастью, такого запрета никакая цензура и не выдвигает, и слова Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора…» остаются не только констатацией факта, но и своеобразной заповедью для художника — не пренебрегать в изображении жизни ничем и никем из «малых сих»… Бодлер в бессмертной «Падали» привлек наше внимание к дохлой собаке, и что такое «Москва и Петушки», как не гуща со дна алкогольного делирия…
Произведение, исполненное свободы-в-самом-себе, может быть истинным, не только не будучи формально религиозным, но и используя совершенно отвратительные сами по себе, распадные изобразительные средства. Таков, например, фильм «Сало, или Сто двадцать дней Содома» Пазолини — те, кто имел силы досмотреть его до конца, думаю, не могли не почувствовать катарсиса, рывка в свет, финальной сцены, в которой, несмотря на весь ужас и тошнотный мрак, Богоданный закон естества все равно , как слабый росток, пробивается наружу.
О. Сергий Круглов. Свободное творчество не бывает без-божным // Фома. 2012
Добавить комментарий