Search

Бессмертная “Падаль”

Бодлер в бессмертной «Падали» привлек наше внимание к дохлой собаке, и что такое «Москва и Петушки», как не гуща со дна алкогольного делирия...
Бессмертная "Падаль"
Шарль Бодлер.

Свободен ли творческий человек в своем творчестве?

Если о свободе выразительных средств — то совершенно свободен. К счастью, такого запрета никакая цензура и не выдвигает, и слова Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора…» остаются не только констатацией факта, но и своеобразной заповедью для художника — не пренебрегать в изображении жизни ничем и никем из «малых сих»… Бодлер в бессмертной «Падали» привлек наше внимание к дохлой собаке, и что такое «Москва и Петушки», как не гуща со дна алкогольного делирия…

Произведение, исполненное свободы-в-самом-себе, может быть истинным, не только не будучи формально религиозным, но и используя совершенно отвратительные сами по себе, распадные изобразительные средства. Таков, например, фильм «Сало, или Сто двадцать дней Содома» Пазолини — те, кто имел силы досмотреть его до конца, думаю, не могли не почувствовать катарсиса, рывка в свет, финальной сцены, в которой, несмотря на весь ужас и тошнотный мрак, Богоданный закон естества все равно , как слабый росток, пробивается наружу.

О. Сергий Круглов. Свободное творчество не бывает без-божным // Фома. 2012

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

3 Responses

  1. Церковное творчество возможно лишь в послушании, совершенном следовании канону и использовании соборно выработанных выразительных средств.
    А в мирском искусстве, желающим испытывать “богоданный закон естества” можно ответить евангельскими словами: “Не искушай Господа Бога твоего” (Лк. 4. 12).

  2. Когда современных телевизионщиковво время каких-то дебатов спросили , почему так много чернухи и насилия на современном телеэкране, то они сказали следующее –
    По данным ученых человек сопереживает положительным эмоциям 5-7 минут, а отрительным – 20-25 и за это время мы успеваем скормить ему два рекламмных блока.

  3. Далее о. С. Круглов утверждает еще и следующее:

    ««И примете истину, и истина сделает вас свободными» — эти слова Христа относятся не только к христианам, но и ко всякой живой душе, и ко всякому художнику. Не приняв истины, художник рискует потерять свободу и попасть во власть зла, греха и распада, и через свое произведение эти флюиды распада распространить вовне… Настоящая свобода художника — согласовать свою свободу с животворящей свободой Божьей. Мало создать красивое произведение — надо вдохнуть в него жизнь, а на это способна только любовь, которая — от Бога. Статуя Галатеи — отдадим должное искусству резца — была прекрасна, но живой женщиной ее сделала любовь. И то, что Пигмалион, открывая Афродите свои чувства, не стал просить оживить статую, но лишь дать ему жену, похожую на Галатею, может служить примером истинно христианской вещи — смиренной молитвы.

    Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:31-32).»

    В приведенной цитате (Ин. 8:31-32) говорится о СВОБОДЕ ОТ РАБСТВА ГРЕХУ, как, впрочем, и везде в Новом Завете слова о свободе следует понимать исключительно в ЭТОМ значении, это следует из прочтения данной главы Евангелия целиком. Здесь даже толкования особые не нужны, что бы понять смысл.
    Неужели священник не знает контекста, в котором в Новом Завете употребляется слово «свобода»? Как видим – не знает. А из этого незнания или нежелания знать вырастают глубокомысленные рассуждения в экзистенциальном, анти миссионерском, по сути, духе.
    Странное для священника безразличие к Слову Божию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.