Search

Большая ложь и мнимое всемогущество

Каждая эпоха рождает свою большую ложь, вокруг которой вращаются все прочие виды зла и лжи.

Каждая эпоха рождает свою большую ложь, вокруг которой, как вокруг Солнца, вращаются все прочие виды зла и лжи. Большая ложь имеет свою историю. Она рождается, растет, расцветает. Угаснув наконец, она оставляет после себя громадные памятники человеческой глупости.

Большая ложь
Зиккурат в Уре Халдейском.

В древности таким большим злом было язычество и языческое государство, с его иерархией идолов. В первые века после Пришествия Христова христиане столкнулись с большой ложью в виде древнего гнозиса. Как мы знаем, в те времена отступление человечества от Бога сменилось раскаянием и обращением ко Христу. Церковь и христианское государство победили язычество и гнозис.

В Новое время возникает многоликий политический гностицизм. Теперь уже не слышно решительного ответа на большую ложь. Обмирщенная Церковь и антигосударство, разумеется, не могут победить большое зло, да они сами его и создают.

На большую ложь нет ответа

Сегодня на большую ложь нет ответа, потому что ответ надо искать у Бога, а этого люди как раз не делают. Не делают же они этого, потому что ответы невыносимо болезненные, непосильные ни для кого из современных людей. Христиане и нехристиане по-разному реагируют на это положение, но опровергнуть большую ложь не могут ни те, ни другие.

Христианин ищет ответа, и, не найдя его, признается в этом пред Богом, представляет язвы общества на Его суд. Иной старается не обращать на ложь внимания, потому что думает только о том, что достижимо человеческими силами. Еще иной льнет к великой лжи, потому что она так велика и «кто подобен зверю сему!» Третьи пытаются играть с ложью, развлекаться на краю бездны.

Большая ложь Реформации

Приведу пример того, как действует большая ложь. В начале XVI века в Западной Европе Реформация покачнула верное соотношение между Священным Писанием и Священным Преданием. Протестантизм превратил веру Слову Божию в символ своей религиозной позиции. Взрыв произошел довольно далеко от Православной Церкви, но так как это ложь большая, она отравляет мысли и православных христиан.

Если ты предлагаешь веровать Писанию прежде всего, то тебя тут же заподозрят в протестантизме и в исповедании принципа «Только Писание». Почему? Всего лишь потому, что протестантизм избрал этот тезис символом своей ложной религиозной позиции.

Большая ложь и мнимое всемогущество

“Только Писание”

Полное собрание сочинений Мартина Лютера. Веймар, 1883-2009.


При этом сами протестанты вовсе не верят Писанию без оговорок, иначе бы не процветала там библейская критика. Протестанты вовсе не опираются на одно только Священное Писание. Достаточно посмотреть на тома Лютера и Кальвина или на Догматику Карла Барта (самое пространное сочинение в истории человечества, между прочим), и вас разберет смех от утверждения, что эти люди опираются на одно лишь Писание…

Сегодня и во веки единый чистый и достаточный источник учения веры есть Откровенное Слово Божие, содержащееся в Священном Писании. Но если вместе со свт. Филаретом Московским эту веру исповедует православный, то в глазах других современных православных он превращается в протестанта.

Вот, вам, пожалуйста, пример того, как действует большая ложь! Давным-давно солгал кто-то весьма далекий и не имеющий ровно никакого отношения к Православию, а с последствиями должен бороться православный христианин в разговоре со своими единоверцами.

Истина ничуть не изменилась, и Писание по-прежнему есть учение Святаго Духа (см. «Православное исповедание», ответ 72), но изменился человек. Вместо веры, православной, лютеранской или еще какой-либо, человек верен своей «позиции» и тем или иным символам этой позиции. И он уже не может понять, как другие могут сохранять верность Истине, а не позиции.

Большая ложь настолько велика, что ее не видно. Ее проще не замечать, чем отвечать на нее, но она отбрасывает огромную тень. Она влияет и на тех, кто ее не замечает, и более всего именно на них. Большая ложь и большое зло – это как раз те преступления, которые предотвращают простую речь о правде.

Большая ложь создана для компромисса

Наше общество не исповедует какую-то одну большую ложь: не один лишь социализм, но и либерализм, не только аморализм, но и «традиционные ценности». Несколько разных видов лжи существуют одновременно. Но не беда: большая ложь прямо-таки создана для компромисса, то есть для учреждения гностического мира и согласия. Не случайно экуменизм и сергианство – это как раз два самых больших и бесстыдных компромисса.

С нравственной и интеллектуальной точки зрения очень соблазнительно свести большое зло к малому. По этой причине осуждают, например, экуменизм и сергианство как чью-то ересь или нарушение канонов отдельными лицами. Скромность в данном случае непохвальна, потому что в ней также скрывается компромисс, попытка сделать большое зло поправимым, а большую ложь опровержимой человеческими силами.

Проповедь и неразрешимые вопросы

Духовно слепой проповедник говорит только о задачах, исполнимых человеческими силами. Например, о. Димитрий Смирнов думает, что слушатели исполнят его практические советы, и исполнят именно так и точно с тем результатом, какого он хотел. Такой пропагандист семейных ценностей в сущности тот же революционер. Некогда он мечтал изменить мир, а теперь, огорченный неудачей, проклинает русский народ, который не услышал, не послушал и не исполнил его полезные советы.

В обыденном мнении все выглядит наоборот, разумеется. Тот, кто ставит неразрешимые вопросы, считается слепцом и гордецом, а тот, кто объясняет, как удобно устроиться со Христом в этой жизни, выглядит добрым советником.

Христианский проповедник радуется, что сказал истину, хотя бы ею пренебрегали те или иные люди. Он радуется тому, что истина не потерпела ущерба, не была использована во зло. И он огорчается, если привлек к себе, внушил человеку веру в собственные силы, привлек не к истине, а на свои позиции. Такая радость и печаль – это радость и печаль по Боге.

Пропагандиста радует то, что он проявил свое всемогущество и внушил это обманчивое чувство своим слушателям. И огорчается от того, что человеческое всемогущество внутренне противоречиво. Это горькая, сумасшедшая радость по человеку.

Все это происходит от природы истины, от того, что всё Христианство не мнения, а истина, не синергия, а благодать.

Нужно преодолеть страх перед нерешенными и нерешаемыми вопросами. Потому что практические решения доставляют преходящее удовольствие, а размышление над неразрешимыми вопросами ведет к миру с Богом.

Надо честно признать, что мы не знаем, что делать с экуменистами и куда от них бежать. Надо признать, что сергианство не разоблачено и не преодолено, а следы и орудия этого преступления всего лишь небрежно скрыты.

Неисследованные преступления – это проявления духовных болезней. И об этих болезнях надо говорить, зная, что они неисцелимы. В этом смирение, в этом страх Божий.

Всемогущество

Современный человек не выносит своей беспомощности и неразрешимости исторических проблем. Он хочет быть всемогущим, он должен быть всемогущ во что бы то ни стало! И от этого иррационального желания все вокруг и внутри человека становится аватарами его всемогущества: христианство, политика и литература.

Так что же делает ложь большой, а не простой и исправимой ошибкой? Большая ложь – это общественно значимый символ того, что человек всемогущ на отвоеванной им у Бога территории. Конечно, это территория вымысла, мир сновидений наяву, но всемогущество безумца совсем как настоящее.

Есть большая ложь. И есть прореха в мироздании, сквозь которую большое зло проникает в мир. Эта прореха – новый человек, в том числе новый православный.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

7 Responses

  1. Полное собрание сочинений Лютера (на фото) даже внешне довольно похоже на Зиккурат в Уре Халдейском

  2. Слово правды среди большой лжи само по себе настолько резко, что не нуждается ни в какой трансляции. Лишь бы оно было. Но есть целые эпохи, когда его нет, сплошной компромисс. Так в 1917 – 1920 не было призыва, подобного призыву Патриарха Гермогена – начать вооруженную борьбу против врагов Помазанника. Большая ложь Революции захватила в свою орбиту даже врагов Революции. Взять эпоху Перестройки – то же. Призыв к Второму Крещению, одобряемый всеми – и антисоветчиками -демократами, и консерваторами – националистами – был по сути призывом к революции в Церкви и отвержению реального церковного наследия, так как второго крещения быть не может. Увы, только “задним умом” мы крепки, воюя лишь против большой лжи вчерашнего дня и не ощущая сегодняшней. Причина всегда в конформизме и соглашательстве с веком, причем в общепринятых, “импозантных” формах. Противное этому – быть юродивым среди своих!
    Кто из будущих Новомучеников Российских призывал к верности и службе Царю-Мученику, пока он был арестован, но жив?
    Никто.
    И даже если бы такой призыв был на ухо, мы бы знали о нем, как прозвучавшем с кровель.
    Но его не было вовсе.

    1. Но почему этого призыва не могло прозвучать? По причине того, что он был обречён на провал, и об этом все знали. То есть – из-за нежелания отказаться от мнимого всемогущества. Зная, что это невозможно, призвать к этому, и зная, что этого не будет, призвать к этому не ради земного результата, а ради долга во Христе – это было бы отказом от мнимого социального “всемогущества” Православных в России и было бы чистым смирением перед Богом и Его правдой.

  3. Глоток родниковой воды и ледяной душ одновременно… Премного благодарен!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.