Владимир Спиваков:
С уходом из жизни о. Александра Меня идеи, которые он нес людям, не умерли. Я встречал последователей Меня в Канаде, США, Аргентине, Европе. Удивитесь, но с просьбой помочь достать книги отца Александра на английском языке ко мне однажды обратился бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, с которым мы познакомились на домашнем концерте у французской пианистки. После выступления разговорились, и я увидел в крупном политике тонко чувствующего, ранимого человека. Не случайно в последние годы Блэр обратился к религии. Отсюда и его интерес к наследию Меня.
Вечный странник // Итоги. 2012. № 7
8 Responses
Ленин любил скрипку…
Именно! Мещанская пошлость! Масскульт! Мень – Спиваков – Блэр… Ельцин – Кочетков – Пугачева… Воистину у них одна “религия”: что-нибудь вроде “у меня мой Бог в душе”.
Конечно, истинная культура сама по себе ни от чего не защищает. Но все – таки дает некое противоядие от такой пошлости как Мень и Спиваков.
Воспитанный на большой культуре человек не может первого – читать, второго – слушать.
Впрочем, Ленин мог ценить и высокое искусство. Как и Сталин. Они были идеологические тираны, а Блэр – массовый человек, плод идеологической тирании либерализма.
«Бетховен — друг и современник французской Революции, и он оставался, предан ей, во времена Якобинской диктатуры, слабонервные гуманисты типа Шиллера, отвернулись от нее, предпочтя сокрушать тиранов картонными мечами, на театральных подмостках. Бетховен, это плебейский гений, который с гордостью отвернулся от императоров, принцев и магнатов, тот, которого мы любим за его непреклонный оптимизм, зрелую печаль, вдохновенный пафос борьбы, что и позволило ему схватить судьбу за горло» (Игорь Стравинский)
Бетховен, которого любил Ульянов-Ленин-Бланк, был таким же революционером.
Нет, все-таки не таким же, как Ленин. Он романтик и этим все сказано. Безусловно, он воспевал революцию, бунт. (Но не кровь: когда Наполеон приставил почетный караул к его дому в Бонне, то сбежал, не желая принимать его почести). Музыка Бетховена близка року. Она чрезвычайно страстная, она подчиняет.
Но не надо приравнивать его к Ленину. Бог ему Судья за его страстные музыкальные высказывания. Но все-таки необходимо трезво видеть разницу. В настоящем искусстве нет непосредственного воздействия на душу, то есть “органического”, “животного” воздействия образа, воздействия помимо тех нравственных ориентиров, которых держится человек. Оно воздействует через определенную культурную призму. Оно представляет огромную опасность, но нравственный и цельный человек может ограждать свою душу от его негативного воздействия.
В общем именно этим отличается даже Бетховен – от Вагнера и рок-музыки.
Бетховен исповедался и причастился перед смертью (хотя и как католик) – это немаловажно! И потом – его “торжественная месса”, все=таки это выражение искренней (хоть и “латинской”) религиозности…
Простите, вдогонку: я имел в виду его позднее сочинение “Торжественная месса” (1823)
“В апреле 1849, в революционной Германии, молодой композитор Рихард Вагнер исполнил Девятую симфонию Бетховена в Дрездене. Среди зрителей находился молодой российский анархист Бакунин, идеями которого в юности увлекался Вагнер. Пораженной Бакунин сказал Вагнеру, что одно из немногого, что не нужно уничтожать в Старом Свете, это данная музыка”.
Арсений, я не без интереса и внимательно прочитал Вашу ссылку… Это меня перенесло в мои юные годы, юность при советской власти – да, тогда именно так и преподавали Бетховена; не случайно Ваша ссылка – с марксистского сайта…