Богословский модернизм в идеологии Нового времени
Утрата веры массами и элитами полностью определяет суть эпохи Нового времени (с XVI в. по настоящий момент).
Несмотря на этот разрыв с истинным Христианством, Новое время остается религиозным в своем основании. Вера в неотмирную Истину Христианства заменяется универсальной посюсторонней религией – верой в земное как в идеальное, в видимое как в невидимое.
Выступая под именем Христианства или под именем светских идеологий, эта религия отрицает отделение друг от друга “души” и “тела”, “духовного” и “материального”, “священного” и “профанного”, “религиозного” и “мирского”. Весь человек освящен и помазан, чтобы во всей полноте быть храмом Божиим, служением Богу и миру (о. Александр Шмеман).
Такая безразлично всеосвящающая религия уже была в истории человечества – во времена язычества. В эпоху Нового времени возвращается именно языческое универсалистское восприятие мира, неизвестное Христианству, различающему святое от несвятого и обращение души к Богу – от обращения души к тварному миру. Так происходит ре-дивинизация, повторное “околдовывание” мира. Теперь всё – и мир, человек с его развлечениями и его технологиями – становится священным, хотя и в мирском светском смысле.
По объяснению блж. Августина, в языческих обществах политическая теология существовала в связи с двумя другими частями языческого учения о богах: философской теологией и теологией театра. Вместе политическая, философская и теология театра и составляли язычество как таковое.
Богословский модернизм как разновидность религии самоспасения
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 г.
В Новое время идеология, массовая религия (в частности, богословский модернизм) и массовая культура вместе взятые и составляют одну целостную религию Нового времени, которую следует охарактеризовать как религию самоспасения и противозаконного самоисследования, с основным мифом этой религии об “абсолютной свободе человека”.
Таким образом, все стороны Нового времени являются политическими в той же мере, в какой и религиозными, а богословский модернизм – лишь одним из видов новой религиозности, наряду с пятидесятничеством, New Age, лжемиссионерством и т.п.
Полный возврат от Христианства к язычеству невозможен уже по одному тому, что язычество не знало Христианского понятия о спасении. Идеология Нового времени во всех своих формах делает шаг вперед, а не назад, вперед – к богоборчеству. Новая религия – это путь к абсолютной свободе от добровольного рабства Христу, каковая “свобода” и воспринимается как “спасение”.
Роман Вершилло
Добавить комментарий