(1916-2008) – крупный деятель экуменического “православного” движения, богослов-модернист, один из крупнейших деятелей “мирологии“.
Учился на Православном богословском факультете Варшавского университета (1936-1939), где слушал лекции известного модерниста Н.С. Арсеньева.
Во время войны – секретарь митр. Пантелеимона (Рожновского). В 1944 г. рукоположен в диакона, а затем в иерея архиеп. Василием (Ратмировым). В 1953 г. – протоиерей. В 1973 г. – протопресвитер, настоятель Богоявленского собора в Москве (по 1978 г.).
В 1945 г. – инспектор Минской духовной семинарии. В 1953 г. экстерном окончил СПбДА, со степенью кандидата богословия. Преподавал историю Древней Церкви. Назначен помощником инспектора СПбДА. Доктор богословия. С 1972 г. профессор МДА по кафедре западных исповеданий.
Активный участник экуменических контактов с 1956 г. Участвовал в подготовке вступления РПЦ во Всемирный совет церквей. Наблюдатель от РПЦ на Родосском совещании ВСЦ. Активно сотрудничал с генсеком ВСЦ Виссерт Хуфтом. Член ЦК ВСЦ с 1961 по 1991 г. Член Комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”, впоследствии зам. председателя.. Официальный представитель РПЦ при ВСЦ, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ.
Присутствовал в качестве наблюдателя на II Ватиканском соборе. Был одним из инициаторов “православно”-монофизитского диалога. Участник переговоров с монофизитами в Орхусе (1964), Бристоле (1967), Женеве (1970), Аддис-Абебе (1971).
Сотрудничал с Конференцией европейских церквей, другими экуменическими организациями. Участвовал в “диалоге” христиан с марксистами. Сыграл заметную роль в “диалоге” модернистов с иудаистами. Участник Третьей “православно”-иудейской встречи (Афины, 1993).
Сотрудник ОВЦС с 1959 г. Наивысшая должность – заместитель председателя ОВЦС. Член Комиссии по межхристианским связям РПЦ.
Участник 1-го Всеправославного совещания на о. Родос (1961), где началась подготовка к Великому собору Православной Церкви.
Участник “борьбы за мир”, теоретик т.н. “мирологии”. Выступил на II Всехристианском мирном конгрессе (1964, Прага).
В последние годы сблизился с сектой о. Георгия Кочеткова. Активно выступал в поддержку секты. Многократно печатался в журнале “Православная община” (1991 г.: №№ 1,3,4,5,6; 1992 – 7,10; 1993 – № 16-18; 1994 – 21,22-23,24; 1996 – 31,33,35; 1997 – 42; 1999 – 50-51; 2000 – 58). Участник “Афанасьевских чтений” (1994), конференции “Язык Церкви” (1997), “Предание Церкви и предание школы” (1999), “Личность в Церкви и обществе” (2001). Был членом попечительского совета СФИ. Последнюю книгу проповедей о.В.Б. также издал в издательстве Свято-Сергиевского братства – одной из дочерних организаций секты о. Кочеткова.
О нем
04.10.2015 Столетие о. Виталия Борового
17.01.2014 Отца Виталия Борового помянули в Гомеле
06.04.2013 В Белоруссии помянут о. Виталия Борового
О. Виталий Боровой: Богословие революции опровергло понятия о сакральности всякого статус-кво
Основные труды
Символы веры и Соборы // ЖМП. М., 1956. № 9, СС. 58-62
Collectio Avellana как исторический источник (к истории взаимоотношений Востока и Запада в конце V и начале VI вв.) // Богословские труды. М., 1960. №01. 111-139
К сессии Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей в Сент-Эндрюсе (Шотландия) 16-24 августа 1960 года (заметки наблюдателей) // ЖМП. М., 1960. №11. 63-78
Пленум комиссии “Вера и устройство” в г. Сент-Эндрюсе (Шотландия) (август 1960 года) // ЖМП. М., 1960. №12. 41-52
Вопросы мира и сотрудничества с богословской точки зрения (в свете документов Всемирного Совета Церквей) // ЖМП. М., 1971. №04. 48-51
Тезисы по докладам “Учение о Евхаристии в современном экуменическом контексте” // ЖМП. М., 1974. №01. 60-61
Christian Perspectives on Creation in a Time of Ecological Unsustainability. // Conference “The Contribution of Faith, Science and Technology in the Struggle for a Just, Participatory and Sustainable Society”. July 1979. V. I. pp. 80-86
Жизнь в единстве // ЖМП. М., 1984. №01. 73-78
В праздник Покрова Божией Матери // ЖМП. М., 1985. №12. 30-32
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София // ЖМП. М., 1987. №09. 44-46
О “безумном богаче”. В Неделю 26-ю по Пятидесятнице // ЖМП. М., 1987. №11. 50-53
Россия и Богоматерь // ЖМП. М., 1988. №08. 52-54
Церковь Христова, ее природа. Автокефальные Поместные Церкви // ЖМП. М., 1993. №10-11
Christian Orthodoxy in the Modern World // “Orthodox Christians and Jews on Continuity and Renewal”. proceedings of Third Academic Meeting between Orthodoxy and Judaism. Athens. 1993. PP. 107-119
И он был верен до смерти (о митр. Никодиме (Ротове) // Человек Церкви. М., 1998. СС. 91-120
Русская Православная Церковь и экуменическое движение / Православие и экуменизм. М.:МФТИ, 1999. СС. 6-33
Быть свидетелями Христа. М., Свято-Сергиевское братство, 2006
Источники
Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. СС. 81-82
Paul Mojzes. In memoriam // Religion in Eastern Europe. XXVIII, 3, August 2008. p. 79
6 Responses
В 2005 или в 2006 году в даниловской гостинице при Даниловском монастыре проходила очередная экуменическая конференция “Эсхатологическое учение о Церкви”. На ней я присутствовал как обслуживающий персонал (для этого использовали(ют) студентов МДСиА). Несмотря на интересную тему докладчики лили воду. Один из выступающих затронул тему о важности экуменического движения (не помню кто). Меня поразила реакция о.Виталия Борового, который вскочил с места и эмоционально без микрофона на весь зал стал кричать ругая экуменизм! Точных слов я не помню, но говорил он о том, что сколько лет мы этим занимаемся (“свидетельство православия”) и никакого толку. Его стали все успокаивать, перебивая и призывая к порядку.
Никто не знает, что за смелые вбросы делает Дмитрий Цорионов http://vk.com/enteo?w=wall152509857_197212 ?
И ведь действительно похоже на правду.
Может быть, у него самого спросить?
Да, вот нет меня в контакте ;(
Насчет Меня: по р. София давным-давно сообщали,что его пора канонизировать.. Кстати, а сейчас оно существует??
Нет, закрылось.