Search

Боярский Александр Иванович

(1885-1937) (наст. фамилия Сегенюк) один из организаторов и идеологов обновленчества.
Боярский Александр Иванович
Александр Боярский.

Боярский Александр Иванович, наст. фамилия Сегенюк (1885-1937) – один из организаторов и идеологов обновленчества.

В 1901 г. был исключен из семинарии “за толстовство и вольнодумство”, затем ему разрешили завершить образование. Закончил Волынскую Духовную семинарию (1906), затем СПбДА со степенью кандидата богословия. Во время учебы в Академии в рамках деятельности “Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви” посещал Спасо-Петровскую мануфактуру, проводил беседы на заводах и за короткое время приобрел популярность в рабочей среде.

С 1911 г. священник церкви при ст. Кибарты Варшавской епархии. В 1915 г. эвакуировался в Петроград, где был определен священником к церкви св. Марии Магдалины, затем в г. Колпино, был утвержден третьим священником Троицкой церкви. В том же году: и.о. настоятеля, утвержден в должности в 1916 г. С 1921 г. протоиерей.

В конце Первой Мировой войны познакомился с будущими лидерами церковного обновленчества А.И. Введенским и о. И. Егоровым, с чего начинается их тесное сотрудничество. Вместе с ними в марте 1917 г. создал “Союз прогрессивного петроградского духовенства”, преобразованный вскоре в “Союз демократического православного духовенства и мирян”.  Тогда же организовал при храме группу “Друзей церковной реформации”, состоявшую в основном из социалистически настроенной молодежи.

Б. состоял гласным колпинской городской думы, выступал с либерально-демократических позиций, сторонник христианского социализма. В 1917 г. вместе с А.И. Введенским и о. И. Егоровым по предписанию обер-прокурора Синода В.И. Львова посещает фронт, где произносит пропагандистские речи против “гнета самодержавия”. Позднее состоял членом духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства, редактировал “Вестник военного и морского духовенства”.

В 1918 г. А.Б. входил в редакцию журнала “Божия нива” (сотрудниками редакции также были будущие обновленцы: А.И. Введенский, Е. Х. Белков и др.).

В 1919 г. был членом комиссии “прогрессивного” духовенства при Наркомате юстиции и одновременно членом епархиальных комиссий по передаче церквей Военного и морского ведомства Петроградской епархии и по борьбе с неверием.

С 1920 г. преподавал пастырское богословие в Петроградском богословском институте. В 1920 г. вместе с А.И. Введенским и Н. Чуковым организовал “Правление общества приходских советов”. Являясь председателем комиссии “Правления” по церковной дисциплине, пропагандировал радикальную реформу богослужения.

В 1921 г. А.Б. был арестован, и вскоре освобожден после обращения А.М. Горького к В.И. Ленину. В тюрьме А.Б. написал заявление властям, в котором просил дать ему возможность приложить свою энергию… к святому делу помощи голодающим… не смешивать его в одну кучу с контрреволюционными попами. Б. уверял, что его нужно поставить на положительную работу, которой он с избытком загладит свою вину, если она усмотрена, и, если нужны еще какие-нибудь гарантии и подписки, он охотно даст их.

В обновленческом расколе

С момента возникновения обновленческого раскола А.Б. являлся одним из его руководителей и ведущих идеологов. Сразу после издания 23 февр. 1922 г. декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей А.Б. начал выступать с докладами и проповедями, в которых призывал подчиниться декрету. 29 марта А.Б. подписал декларацию о помощи голодающим “Петроградской группы прогрессивного духовенства”, ставшей впоследствии центром обновленческого движения в стране.

В апреле 1922 г. А.Б. вместе с А.И. Введенским выполнял обязанности полномочного представителя Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) на переговорах с Петроградской комиссией помощи голодающим.

Подпись А.Б. стоит под “Письмом 12 священников”, опубликованным 6 апр. в газ. “Петроградская правда”. Письмо содержало обвинения в адрес “части Петроградского духовенства” в “контрреволюционности”, нежелании помочь страдающему от голода населению Поволжья. Свою позицию А.Б. разъяснил в программной статье, опубликованной в “Петроградской правде” (14 апр. 1922 г.), где заявил, что церковные деятели, оказывающие в той или иной форме сопротивление изъятию ценностей “клевещут на каноны” и являются государственными преступниками.

На Петроградском процессе против духовенства и мирян, обвиненных в сопротивлении изъятию церковных ценностей (29 мая – 5 июля 1922 г.), А.Б. выступил в качестве свидетеля обвинения. Он квалифицировал действия Петроградского духовенства как преступление против советской власти. Послание св. Патриарха Тихона 15/28 февраля 1922 г. А.Б. объявил причиной кровавых эксцессов, происшедших в ходе изъятия ценностей.

Отлучение от Церкви

15/28 мая 1922 г. сщмч. Вениамин (Казанский) обратился к петроградской пастве с Посланием, в котором говорилось:

Петроградские священники: протоиерей Александр Введенский, священник Владимир Красницкий и священник Евгений Белков, без воли своего митрополита, отправившись в Москву, приняли там на себя высшее управление Церковью. А один из них, протоиерей Александр Введенский, по возвращении из Москвы объявляет об этом всем, не предъявляя на это подлежащего удостоверения Святейшего Патриарха. Этим самым, по церковным правилам (Двукратное соборное правило Василия Великого), они ставят себя в положение отпавших от общения со Святой Церковью, доколе не принесут покаяния пред своим епископом. Таковому отлучению от Церкви подлежать и все соединяющиеся с ними.

Таким образом, отлучение от Церкви, наложенное Петроградским митр. Вениамином (Казанским), распространялось и на А.Б., который никогда не прерывал общения с отлученными.

В августе 1922 г., сразу после создания Антонином Грановским “Союза церковного возрождения”, А.Б. объявил о своей принадлежности к этой обновленческой группировке. Через два месяца Петроградский комитет “Союза” заявил о своей независимости и об учреждении “Союза общин древлеапостольской Церкви” (СОДАЦ), во главе которого вместе с А.И. Введенским встал А.Б.

С 1923 г. А.Б. являлся членом обновленческого “синода” (с 8 мая) и Петроградского “епархиального управления” (впоследствии председатель Ленинградского епархиального управления). В 1924-1930 гг. был настоятелем обновленческого кафедрального Спасо-Сенновского Успенского собора, в январе-августе 1926 г. также “настоятелем” Исаакиевского собора. С 1925 г. “протопресвитер”.

В 1925 г. на 2-м обновленческом “соборе” заявил, что “мир с тихоновцами невозможен”, резко критиковал саму идею Патриаршества, обвинял св. Патриарха Тихона в неправильной церковной политике после издания властями декрета об отделении Церкви от государства.

В 1924-1930 гг. преподавал практическое богословие в обновленческом Ленинградском богословском институте, где состоял профессором. С 1926 г. входил в обновленческий Центральный миссионерский совет; с 1927 г. являлся членом, а затем – секретарем комиссии обновленческого “синода” по исправлению богослужебных текстов, занимался переводом Часослова на русский язык.

В 1931 г. А.Б. был переведен в г. Кинешму. В 1933 г. А.И. Введенский, “архиеп.” Георгий Жук и др. обновленческие “архиереи” “хиротонисали” А.Б., состоявшего в браке, во “еп. Ивановского и Кинешемского”. В том же году он был возведен в сан “архиепископа”, в 1935 г.- “митрополита” Иваново-Вознесенского.

В 1936 г. А.Б. арестован, в 1937 г. приговорен к смертной казни, расстрелян.

Воззрения

В 1918 г. в своей работе “Церковь и демократия” А.Б. изложил “платформу свободного сына православной церкви”: Соборный (коллективный) разум должен лежать в основе государства: какая бы то ни было единоличная, бесконтрольная власть категорически отвергается. Среди других положений были: отрицание сословий; равноправие женщин; свобода совести. В пункте о методах борьбы со злом отстаивал исключительно мирные методы.

А.Б. высказывается за культивирование и всяческое поощрение общинных форм собственности. Общность имущества ценна с христианской точки зрения как выражение духовного единства, как его завершение.

Цитаты

Из обращения А.И. Введенского и А.Б. в Петросовет:

Так понимаемое нами христианство противоположно тому лицемерному религиозному формализму и внешнему благочестию, которые допускают эксплуатацию широких народных масс небольшой кучкой капиталистов и которые давно перестали быть религией Христа, друга всех бедных, угнетенных и униженных. Братство и поставит одной из своих главных задач обличение лицемерия буржуазного христианства и выявление христианства как религии действительного равенства и братства.

Основные труды

Женщина в Церкви // Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 16 апреля

Церковь и демократия: (Спутник христианина-демократа). Пг.: Соборный разум. 1918

Отмена выборного начала // Соборный разум: Орган христ. жизне-строительства в Соборе. 1918. № 3-5

Церковная жизнь на местах // Соборный разум: Орган христ. жизне-строительства в Соборе. 1918. № 3-5

Среди рабочих // Вестн. труда. 1918. № 1

К Петроградскому церковному обществу // Петроградская правда. 1922. 14 апреля

К работам комиссии по переводу богослужебных книг на русский язык // Вестник Св. Синода. 1928. № 3-4

Источники

Гредескул Н.А. Победа Христа и советской власти // Красный набат. Тюмень. 1922. 13 мая

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994.

Левитин А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье; 1996

Регельсон, Лев. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. М.: Крутицкое патриаршее подворье,1996

Православная энциклопедия. Т. VI. М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2000

о. Сергий Желудков. К воспоминания об Александре Боярском

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.