Search

Бухарев Александр Матвеевич (быв. архим. Феодор)

(1824-1871) – публицист-модернист, один из первых представителей модернизма в Русской Православной Церкви.
Бухарев, Александр Матвеевич (быв. архим. Феодор)

(1824-1871) – публицист-модернист, один из первых представителей модернизма в Русской Православной Церкви.

В 1842 г. окончил Тверскую семинарию, в 1846 – МДА. Преподает в МДА Священное Писание. Профессор МДА. В 1854 г. переведен в Казанскую Духовную Академию, где преподает догматическое, нравственное и пастырское богословие. Назначается инспектором КазДА. В 1858 г. перемещен в СПб цензурный комитет.

В 1846 г. принимает монашество, рукоположен в иеродиакона, затем иеромонаха. В 1853 г. – архимандрит.

В 1855 г. становится членом редакционного комитета журнала КазДА “Православный собеседник”. В 1857 г. награжден орденом Св. Анны 2-й степени.

В 1861 г. уходит с должности цензора. Помещен в число братства Никитского Переславского монастыря (Владимирская епархия).

В 1862 г. Св. Синод запрещает публиковать сочинение А.Б. “Исследование Апокалипсиса”. В ответ А.Б. подает прошение о снятии монашества. В 1863 г. с А.Б. снят сан и монашество. В том же году А.Б. женится.

Краткое резюме воззрений А.Б. принадлежит св. Филарету Московскому: Он говорит неправославно не потому, что думает еретически, но потому что думает и говорит бестолково.

А.Б. понимает Спасение Христом мира, как уже вмененное всему человечеству, а не только христианам. Отсюда А.Б. приходит к мысли о том, что люди отделенные от Церкви своими грехами или убеждениями  – это лучшие “христиане”, поскольку самозабвенно работают над улучшением условий жизни. Одни лишь христиане не участвуют в этом “соборном” действии и только они чужды спасению мира. А.Б. отождествляет церковных людей с фарисеями и книжниками, а нецерковных – с мытарями и блудницам. Он ставит задачу – соединиться с миром, и тем самым воспринять спасение – ставит только для христиан. Эти соображения получат богатое продолжение в русской религиозно-философской мысли и в “православном” модернизме XX – XXI вв.

Среди бестолковых мнений А.Б. следует отдельно выделить его призыв к согласованию Христианства в мировоззренческом и социальном смысле с современным А.Б. миром прогресса и человечности. А.Б. в духе Белинского и других революционных демократов верит в силу новейших для его времени достижений науки. Он приветствует сближение России с Западом как духовный акт. В частности, А.Б. рассматривает введение образовательной системы западного образца как область для религиозного действования христиан.

Для нас же самих всего опаснее и бедственнее в духовном (!) отношении было бы до того отказаться от братства с западными народами… Это значило бы для нас повторить фарисейское самодовольство иудейского народа, доведшего этот народ до того, что большинство его не терпело и слышать о спасении и избрании язычников. Это было бы уже явным признаком самого неудобоисправимого духовного падения нашего. Одновременно А.Б. резко осуждал католицизм, что оставляет неизвестным: какие блага западной цивилизации А.Б. призывал на российскую почву, видя в этом религиозный акт и упование.

А.Б. оперирует выражениями и аргументами, взятыми в аллегорическом смысле из Писания. Так же он поступает и с догматами, метафорически раскрывая в них якобы нравственный смысл, а на самом деле вкладывая в них постороннее догматам содержание. Здесь А.Б. проторил дорогу В.С. Соловьеву, а более всего “нравственному монизмумитр. Антония (Храповицкого).

Так, догмат иконопочитания упоминается только в том отношении, что люди должны почитать Образ Божий в самих себе и кланяться друг другу. Это выделяется как главное в догмате, и вывод делается такой, что в смысле догмата иконопочитания следует рассматривать всю человеческую действительность.

Отсюда и Искупительный подвиг Христов и Его спасающая благодать приобретают аллегорический смысл, и в этом смысле прилагаются к людям спасающимся и погибающим.

Оперируя словами Христа и православного учения об Искуплении Христом через принятие на себя грехов наших, А.Б., во-первых, усматривает одно лишь нравственное и сострадательное принятие Христом человеческих грехов через уравнение с грешниками в земной юдоли. Во-вторых, А.Б. приходит к тому, что и христиане должны принять на себя грехи и заблуждения грешников, разделить их с ними в религиозном и социальном смысле: Господь пришел взыскать и спасать именно грешников погибающих или погибших (?) и, как Агнец Божий, взял и понес на Себе до крестной смерти не что иное, а именно грехи мира; вера (христианина) знает, что она и призвана входить в спасительное общение Господних страданий и смерти или во внутреннее соучастие этой Господней любви к миру… Вера пусть… не отвергает беспорядочных грешников, а напротив, пусть самоотвержением нисходит… до их среды, чтобы перед Отцом небесным стать во Христе как бы в уровень с неведущими или заблуждающими и таким образом поддержать и их… в благодати милущего снисхождения Божия.

В результате этого, утопически размышляет А.Б., рано или поздно все в беспорядочных рабочих средах или мастерских все непорядочное перебродится, перемелется, пройдет.

А.Б. уповает, что придет время, когда не только находящиеся в Божием храме за Богослужением или живущие достойно в святых обителях, но и трудящиеся на огородах или полях, в рабочих или мастерских, в кабинетах или за ружьем будут сознавать себя работающими одному и тому, общему всем, Отцу и Господу, поддерживая твердые слабых, более зрелые молодых, духовные мирян и обратно (!).

Из сказанного видно, что снисхождение А.Б. понимает в чисто социальном плане, применяя религиозные понятия: “грешники” и т.п., для изложения материалистического взгляда на общество, труд и семью. Одно слово обратно убедительно доказывает, что А.Б. не усматривает никакой иерархии ни в Церкви, ни в обществе. Как известно, в России на протяжении столетий все жители сознавали себя христианами, работающими Богу. Но А.Б. ищет иного: ему нужна именно коллективный труд, жизнь и взаимопомощь.

Человеческое “соучастие” в религиозном творении мира сего выражено у А.Б. вполне ясно и станет в дальнейшем общим местом не только у “христианских социалистов”, но и у всех поклонников человеческого “сотворчества Богу”.

Основные труды

О православии в отношении к современности (1860)

О современных духовных потребностях мысли и жизни (1865)

Исследования Апокалипсиса (1916)

Источники

О духовных потребностях жизни // сост. К. Кокшенева. М.: Столица, 1991

св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. Т. 5. Ч. 1. (1887)

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.