(1946) – антицерковный журналист, последователь о. Александра Меня, пропагандист модернистских воззрений.
В 1975 г. закончил филологический факультет МГУ. Переводил У. Блейка для “Библиотеки всемирной литературы”. В 1992 г. в “Пушкинском доме” защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук на тему “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева в литературной и общественной мысли XIX столетия”. В 2002 г. на кафедре российской государственности Российской академии госслужбы при президенте РФ защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук на тему “Православная Российская Церковь и государственная власть. 1900–1917 гг.” На протяжении ряда лет был сотрудником музея “Абрамцево”.
По словам С.Б., он пришел к о.А. Меню в 1967 г., и с тех пор, как он утверждает, является практикующим православным христианином. А.И. Огородников сообщил в судебном заседании в 2006 г.: В феврале 1974 г. я был в гостях у Александра Меня, я еще у него никого не знал, мы обсуждали идею создания подпольной семинарии и он сказал, что у него есть Бычков С.С., он очень активный, но он стукач и агент КГБ и чтоб я это имел ввиду. Он сказал, что от него сложно избавиться, тем более что он прихожанин.
С 1978 г. С.Б. публикуется в “Вестнике РХД” (под псевдонимом М. Шеметов). Организовывал у себя на квартире встречи о.А. Меня и о.И. Мейендорфа. На том же судебном заседании в 2006 г. о. Борис Развеев заявил, что в 1981 г. С.Б. написал на него заявление прокурору Москвы, в котором было сказано, что о.Б. Развеев ярый антисоветчик, что так-то и так-то я себя веду, что мне место только за решеткой. Поэтому, так как у нас раньше необходимо было первое заявление, чтобы возбудить дело, меня арестовали… Когда я читал материалы дела, я был немало поражен, увидев в самом конце дела заявление Бычкова. Три страницы каллиграфического почерка. Такие заявления органы хранят до скончания века.
В 1982 г. С.Б. выступал на суде по делу Зои Крахмальниковой. Дал обвиняющие показания о том, что З. А. Крахмальникова издавала и распространяла альманах “Надежда. Христианское чтение”. На основании этих показаний в 1983 г. З. А. Крахмальникова была осуждена по ст. 70 ч. 1 УК РСФСР к одному году заключения и пяти годам ссылки:
В моем деле (арест в 1982 г., суд — в 1983, статья — 8-ая: подрыв советской власти с помощью составления сборников христианского чтения «Надежда») свидетелем обвинения был ныне процветающий религиозный журналист Сергей Бычков. Он… был духовным сыном о. Александра Меня и теперь довольно часто вы-ступает со статьями о церковной жизни в газете «Московский Комсомолец» и других. В годы «застоя» он был постоянным автором парижского «Вестника РХД», выступая под псевдонимом Н. Шеметов.
Показания С. Бычкова вошли в мое дело. Он подтвердил их и на суде, есть на них ссылки и в приговоре.
Мы встретились с ним лицом к лицу в коридоре суда. Меня уводил конвой, он, сделав свое дело, отправлялся домой. Мне было жалко его.
В 1984 г. по протекции Александра Зорина (один из прихожан о.А. Меня) устраивается на работу в газету Московского горкома ВЛКСМ “Московский комсомолец”. Публикуется в “Московском церковном вестнике”, в католическом журнале “Истина и жизнь”.
В 1998 г. проиграл возбужденное против него дело о клевете в адрес о. Александра Шаргунова. В 2006 г. проиграл возбужденный им судебный процесс против о. В. Чаплина, который в эфире радиостанции “Эхо Москвы” обвинил С.Б. в доносах в КГБ.
С.Б. активно сотрудничает с Фондом имени о.А. Меня (сопредседатели: о. В. Григоренко, П. В. Мень, Н. Ф. Григоренко). На сайте Фонда размещена благодарность С.Б. за предоставленный материал. Ссылки на статьи С.Б. дает и приход свв. Косьмы и Дамиана, возглавляемый учеником о. А. Меня о. А. Борисовым.
Режиссер фильма “Хроника нераскрытого убийства” (1991). В 2005 г. по сценариям С.Б. были поставлены два телефильма: “ВЧК против Патриарха Тихона” и “Живое слово Александра Меня”.
Автор либретто к “Рождественской мистерии” О.М. Степурко, также последователя о.А. Меня. На сайте прихода свв. Косьмы и Дамиана приводится следующая аттестация С.Б.: Как сказал Олег, Сергей Бычков сейчас церковный журналист, защитил диссертацию по новейшей истории русской православной церкви.
С кон. 80-х гг. XX в. публикует книги в своем издательстве Sam & Sam: в частности сочинение униатского “протоиерея” Всеволода Рошко “Преподобный Серафим: Саров и Дивеево” (1994) (В. Рошко – один из корреспондентов о.А. Меня).
С.Б. на протяжении многих лет сотрудничал с “православным” издательством “Мартис” (рук.: преподаватель ПСТГУ В. П. Лега). В частности, вместе с В. П. Легой С.Б. издал 12-томное собрание сочинений русского модерниста Г. П. Федотова, в котором участвовал как переводчик, комментатор.
С.Б. активно сотрудничал с “Русским рекламным издательством”, созданным бывшим и. о. главного редактора издательства Московской Патриархии Евгением Комаровым. В 1997 г. данное издательство проиграло дело по иску издательства Московской Патриархии. Арбитражный суд Москвы признал авторское право издательства Московской Патриархии на настольный православный календарь. По словам архиеп. Тихона Бронницкого (ныне Новосибирского и Бердского) “Русское рекламное издательство” субъект не только морально нечистоплотный, но и ставший на путь открытого газетно-судебного противостояния Русской Православной Церкви.
В связи с изданием “Святые Земли Русской. Тысячелетие русской святости. Жития и жизнеописания” (2002) Московская епархия РПЦ была вынуждена выступить с протестом против того, что жизнеописание, помещенное в книге, посвящено только детям последнего Российского Императора, и на странице 422, а также в цветной вкладке, где изображена икона царственных страстотерпцев, отсутствуют царь и царица. Как выясняется из примечания С.Б., это сделано намеренно, поскольку С.Б. объявляет недействительной канонизацию Царя-мученика Николая II и Царицы-мученицы Александры.
Цитаты
– Что стало с наследием отца Александра Меня, что стало с его общиной?
– Его творческое наследие оказалось востребованным. Его книги постоянно переиздаются и, более того, рекомендованы Министерством образования в качестве пособий для школ и для педагогов. Что касается общины: в Москве это храм Косьмы и Дамиана, где настоятелем является отец Александр Борисов, президент Российского Библейского общества. Это живой, функционирующий приход… Община отца Александра Меня – это вполне живая ветвь.
– Как вы оцениваете разговоры о возможной канонизации отца Александра Меня?
– Я не сомневаюсь, что настанет время, когда он будет причислен к лику святых. Для меня никаких сомнений в его святости нет. Вопрос в одном: доживу ли я до этого времени.
Основные труды
Интервью с о.А. Менем:
Рождество Христово // Московский комсомолец. 1990. 3 января
Сын Человеческий // Московский комсомолец. 1990. 16 сентября. Фото С. Чапнина
Дело Церкви – дело Божие // Московский комсомолец. 1990. 18 октября
Хроника нераскрытого убийства // Московский комсомолец. 1991. 5 сентября
Хроника нераскрытого убийства. Часть вторая // Московский комсомолец. 1991. 25 октября
Хроника нераскрытого убийства. Часть третья. Новые данные // Московский комсомолец. 1991. 12 декабря
Памяти богослова: [Интервью с Б. Бакулиным] // Московский церковный вестник. 1992 . № 12/13
Оставаться детьми перед Богом. М.: Sam & Sam, 1995
Хроника нераскрытого убийства. М.: Русское рекламное издательство, 1996
Русская Церковь и императорская власть: очерки по истории Православной Российской Церкви 1900-1917 гг. Т. 1. М.: Русское рекламное издательство, 1998
Преподобный Серафим Саровский. Жизнь и подвиг XVIII-XXI вв. М.: Тэтис Паблишн. 2004 г. Издание второе, Дополненное. тираж 3000 экз. (совместно с А.М. Пентковским, преподавателем МДА)
Преподобный Серафим Саровский. Жизнь и подвиг. М.: Тэтис Паблишн, 2005
Большевики против Русской Церкви: Очерки по истории русской церкви (1917 – 1941). Т.2. – М.: Тэтис Паблишн, Sam & Sam, 2006
Страдный путь архимандрита Тавриона. М.: Тэтис паблишн, Sam & Sam, 2007
Благодатный огонь: миф или реальность? М., 2007 (совместно с дьяконом А. Мусиным)
Составитель, издатель, переводчик
Афоризмы (Энциклопедия по Бердяеву). Sam & Sam, 1985
Федотов Г.П. Святые Древней Руси // вступ. ст. Д.С. Лихачева. предисл. о.А. Меня (1990)
Жизнеописания достопамятных людей земли Русской, X-XX вв. (1992)
Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М.: Мартис, 1993
Рошко В. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. М.: Sam & Sam, 1994
о.А. Мень. Роль Церкви в современном мире // Сегодня. – 10 сент. 1994 г. – С. 11. – Предисл. С.Бычкова.
Три праведника рассказывают об основных Таинствах Православия: К 2000-летию Рождества Христова. М.: Sam & Sam, 1998 (Произведения оо. Тавриона (Батозского), Сергия Желудкова, Александра Меня). 2-е изд.: М.: Sam & Sam, 2002
Маросейка: Жизнеописание отца Сергия Мечева: Письма, проповеди, воспоминания/ Сост., примеч., вступ. ст. С.С.Бычкова. М.: Мартис, Sam & Sam, 2001
Рошко В. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. Сампо, 2001
Святые Земли Русской. Тысячелетие русской святости. Жития и жизнеописания. М.: ”Белый Берег”, 2002
о.С. Желудков. Литургические заметки. М.: Sam & Sam, 2003
о.И. Мейендорф. Живое предание: свидетельство Православия в соврем. мире. М.: Паломник, 2004
Федотов Г.П. Собрание сочинений т.12: Письма Федотова и письма различных лиц к нему. Документы. М.: Sam & Sam, 2008
Источники
К истории одного процесса // ООД “За права человека”
Крахмальникова Зоя Александровна. Скандал в благородном семействе // Православный вестник. 1992. № 52/53. С. 11–21
Разъяснение о канонизации Царской Семьи // Русский вестник. 3 апреля 2003
Соковнин Алексей. Суд из-за авторского права. Адвокат усомнился в полномочиях архиепископа // Коммерсантъ. 25 октября 1996 г.
Тихон епископ Бронницкий. Издательская деятельность Русской Православной Церкви на современном этапе // Рождественские чтения. 1998
Щипков Филипп. Сергей Бычков: Через Россию текут потоки святого духа // www.religare.ru/article7549.htm 28 ноября 2003
05.10.2010 Антицерковный журналист в католическом центре “Покровские ворота”
5 Responses
“Для меня никаких сомнений в его святости нет. Вопрос в одном: доживу ли я до этого времени”.
“Жаль только, жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе!”
Итак,чем отличается “религиозный” модернизм от коммунизма? Вот этим самым “доживу ли я”. Революционные демократы не верили что застанут, доживут. Для них это был “не вопрос”, они готовы были умереть как камикадзе революции. Для Бычкова же вопрос о собственном, персональном “дожитии” до воплощения химеры в жизнь – единственно важный. В этом как раз и состоит религиозность земной веры модернистов. Их упование и сокровище – здесь. И вследствие этого они большие атеисты чем Чернышевский и Добролюбов. И в тысячу раз хуже их. Ибо подчиняют идеалам воображаемого ими земного рая (времени когда о. Мень будет “прославлен”) веру и деятельность членов не вооображаемой, а реальной Церкви.
Доброго вам времени суток. Спасибо вам за ваш сайт, очень нравиться с первого взгляда. Судя по тому, как написано о некоторых личностях, которых успел мельком просмотреть – сайт оправдывает свое название. У меня к вам вопрос, косвенно связан он с Бычковым. Дело в том, что он написал вот такую книгу, и она у вас в списке его трудов значиться: “Страдный путь архимандрита Тавриона. М.: Тэтис паблишн, Sam & Sam, 2007”. Судя по всему, ничего хорошего он в ней не написал. Но я хочу спросить, может вы знаете или могли бы мне помочь найти книгу священника Владимира Вильгерта. “Вся жизнь — Пасха Христова”. Архимандрит Таврион (Батозский). М., 2001. Помогите Христа ради… ведь “правла” от Бычкова повсюду, а настоящей правды нужно поискать. Спаси вас Господь!
Не могу Вам указать, как приобрести эту книгу. О ней можно прочитать в статье Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?
А эта книга у Вас не указана. Она относится к его авторству? http://sretenie.com/book/element.php?ID=34617
Относится. Да, надо бы добавить.