Чтение, власть и закон личности

Весь закон личности состоит в том, чтобы подчиниться закону Божию.

Тема власти

Мы несколько раз говорили о том, что в романе исследована проблема власти и безвластия в современном мире. В наших выводах этой теме тоже нужно уделить место.

В определенный момент в мире воцарилось безвластие, и Гессе, как интеллектуала, это глубоко затронуло, потому что безвластие есть бессмысленность.

Вместе с тем, не очень легко понять, почему утрата авторитета государством и Церковью привела к полной анархии, не оставив совершенно никаких центров власти. Гессе пытается не только исследовать этот вопрос. Он также предлагает свое решение. Интеллектуал должен связать себя, найти один и тот же закон внутри и вне себя, а затем ему подчиниться: «Чем выше должность, тем глубже связанность. Чем больше могущество должности, тем строже служба». Здесь, между прочим, Гессе предлагает реалистический выход, а не утопический. Как мы понимаем, не все готовы воспользоваться этим рецептом, но ведь и речь понятна только понятливым.

Вместе с Гессе мы установили, что в классическую эпоху (примерно до 1800 года) власть еще существовала, а после этого, начиная с эпохи романтической, все сверху донизу стали безвластны: монархи, Церковь, политики, интеллектуалы. И при этом никто, никакой слой не хочет смириться со своим безвластием, а, напротив, рассматривает это как позволение участвовать в борьбе за власть: всем сословиям, всем классам, всем организациям, сектам, вплоть до самых незначительных.

Теперь, в «фельетонную эпоху», государство, модернизированная Церковь и другие общественные силы борются за духовную власть. И они могут даже воображать себе, что близки к захвату власти (этатизм Муссолини, власть личности у Гитлера, власть технократов и ученых, «министерство культуры»).

Несколько иным образом безвластие задевает интеллектуала. По его профессии, интеллектуалу власть нужна только для того, чтобы понимать, то есть, как мы выяснили, соединить деяние с разумом. Если интеллектуал утратил способность читать и понимать написанное, то он погубил единственное оправдание своего существования. В безвластном обществе, в мире, где ничего не понятно, интеллектуал становится ненужной роскошью, что, собственно, и доказывал Кнехт своим собратьям по Касталии.

Итак, чтобы понятная речь вновь стала понятной, нужна власть. Безвластие, как исторический феномен, не позволяет этого сделать и превращает понимание понятного в нерешаемую проблему.

Соединение деяния с разумом

Если вместе с Гессе учесть это положение всеобщего безвластия, то столь простое на вид дело, как чтение, оказывается весьма опасным. Мы всегда читаем над пропастью непонимания. И Гессе, на мой взгляд, делает все, чтобы обратить на это наше внимание. Если этот прием Гессе подействовал, то мы станем читать и со своей читательской властью судим о романе, чтобы в нас соединились деяние и разум. А это соединение, как мы сказали, и составляет основную тему в романе Гессе «Игра в бисер».

И тут, если мы несовершенны в нашем искусстве чтения, мы оказываемся в области неясной и неустойчивой. Как судить о том, правильно ли мы прочли роман, то есть совершили разумное действие, поступили разумно?

Здесь беспомощны наши обычные представления. С одной стороны, соединение теории и практики не может быть только абстракцией. Что это было бы за соединение, если в результате осталась бы одна абстракция? Но, с другой стороны, странно было бы говорить и только о практической пользе от чтения.

Итак, попытки чтения показывают нам, что мы способны понять либо абстрактную мысль, либо безрассудное деяние, но никак не соединение мысли и действия в одном разумном действии. А что это, в конце концов, значит? То, что мы, вместе с нашими современниками, отчуждены от первой реальности, враждуем с ней и клевещем на нее.

Ведь в действительности, следовать разуму, соединяя в своей жизни мысль и действие, очень легко и до конца понятно. Это соответствует природе человека.

Природа разумно устроена Богом. И человеческий разум есть часть этой реальности, и поэтому способен понимать в природе то, что в ней разумно. Вот почему Святые отцы говорят о разумном деянии как чем-то о непосредственно исполнимом: человек должен соединить правую мысль с правым действием, он должен свободно совершать разумный выбор наилучшего и при этом хорошо знать, что есть наилучшее. Это и значит: идти к свету, и знать, что этот свет не есть тьма (Мф. 6:23).

Св. Андрей Критский призывает в Великом каноне:

Бди, о душе моя, изрядствуй якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец.

Неспособность соединить деяние с разумом – это проблема не философская, а историческая, и Гессе помогает нам понять, что это проблема нашего с ним Нового времени. Тем самым, Гессе смог нанести удар по одному из наиболее зловредных мифов современности: мифу о разрыве между теорией и практикой.

Когда наступило духовное безвластие, на его фоне совершилось самооткровение личности, которое уравняло понимающих и непонимающих, верующих и неверующих. Здесь зазвучал тот самый похоронный звон по интеллектуалам, который звучит и до сего дня. Человек стал свободен и безвластен, а свобода и повиновение стали страшными пугалами, вместо понятных понятий.

Вдруг стало трудным и непонятным то, что всегда было легко и понятно. Недостижимым и непостижимым стало вдруг то, как это можно действовать разумно, мыслить в соответствии с действительностью, поступать по совести.

В романе мы прочли о том, что разум и действие соединяются в игре в бисер, и незаметно для себя мы сами их соединили. Читая роман (труд невелик!), мы тем не менее возвели и абстрактное, и частное к общему закону, главенствующему и над общим, и над частным, над личностью и обществом. Сам же этот закон, как Божественный, не может обсуждаться в произведении искусства. Любое искусство слишком низко для этого: человек и его искусство должны подчиняться этому закону, но не смеют его оспаривать.

Закон личности и чтение

Очутившись в мире беззакония, ум жаждет закона. И сам ум хотел бы стать этим законом, но это ведет к беспорядку еще худшему. Как выпутаться из этой ловушки, а точнее, одной из множества ловушек, которые расставило время Отступления?

Закон личности и чтение
“Возьми, читай!” Сцена обращения в Христианство блж. Августина (Исповедь, кн. 8, гл. 12). Картина фра Анджелико ди Фьезоле.

Возьмем тему биографии, как жанра, и связанную с ней проблему закона личности. Ведь очевидно же, что самооткровение личности, обретение ею абсолютной свободы над собой, «самосотворение» человека открывает путь не к истине, а к свободе обманывать себя, представляться кем угодно, в том числе и в своем истинном виде, если на то придет охота.

Судя по тому, как построен роман, Гессе понимал, какие опасности подстерегают думающего человека, и подстерегают его не тогда, когда он думает, а тогда, когда думающий не думает. Выходом является игра в бисер, не ее описание (собственно, только упоминание) в романе, а просто чтение романа под тем же названием. Выход здесь состоит в том, что роман и его автор стремятся к цели, которая находится вне романа, вне литературы, увлекая за собой читателя. В сочинении и в чтении происходит взаимное превращение жизни в искусство, и искусства – в жизнь. Такое превращение уже не только описано, но и исполнено.

Наверно, это прозвучит довольно странно, но, читая, ты обнаруживаешь закон личности в себе и над собой, а в этом и состоит возведение частного к общему. Весь закон личности состоит в том, чтобы подчиниться закону Божию.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Идеология

политическая теология массовых гностических движений Нового времени. Со стороны идейного содержания идеология есть оформленное неверие и невежество в центральном вопросе человеческого существовании.

Что в этом традиционного?

Вопрос читателям Сегодня православное молодежное движение «Георгиевцы!» провело по Тверскому бульвару Москвы шествие в поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей, против распространения оккультизма, суеверий и сект. В шествии приняли участие от 50

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.