С чем антимодернизм борется и чем он отличается от того, с чем он борется?

Антимодернизм борется с современностью. Современность не нравится антимодернисту, и он старается выяснить, что с ней не так.

Антимодернизм – против современного мира

Из самого названия видно, что антимодернизм борется с современностью. Современность не нравится антимодернисту, и он старается выяснить, что с ней не так: когда началась эта самая «современность», эпоха Нового времени, кто ее столпы, кто ее опровергает, и почему, и множество других вопросов возникает.

Антимодернизм борется против современного мира
Изобретения Нового времени. Гравюра Яна Колларта, XVI век.

Такое определение антимодернизма позволяет причислить к антимодернистам чуть ли всех, кому современность не нравится. А современность не нравится никому: ни либералам, ни революционерам, ни консерваторам, ни реформаторам. Марксисты ведь тоже недовольны современностью и хотели бы заменить ее современностью лучшего рода. И справа всякие геноны побольше и поменьше рангом: Александр Дугин, Юлиус Эвола, – они тоже своего рода противники современности.

Мы даже можем бесконечно расширить круг противников современности, сказав, что она, в общем, никому не нравится. Классический либерал, довольный тем, что в обществе неизменно выживает сильнейший, редок сегодня как мастодонт: всех их съел социализм.

Итак, против современности выступают те, кто ее, собственно, и составляет: весь современный мир выступает против современности.

Итак, чтобы не оказаться в одной куче с такого рода противниками современности, надо точнее определить, против чего антимодернизм выступает.

Антимодернизм выступает против идеологий

Более точное определение состоит в том, что антимодернизм идейно и деятельно противостоит идеологиям, массовой культуре, массовой религии и, в частности, модернизму в Православной Церкви. Антимодернизм выступает против идеологий, то есть политического гностицизма, гностической политики, называйте как хотите.

Теперь к антимодернистам мы можем отнести всех критиков не просто современного положения вещей, но всех, кто определяет современность как духовно больное устроение общества, видит беспорядок в обществе и в душе современного человека, знает, что такое порядок в обществе и что такое порядок душе, то есть как человек устроен на самом деле, а не в идеологических мечтах.

В частности, в этом смысле у нас антимодернистом назван и Эрих Фогелен. Антимодернистом можно назвать и Лео Штраусса, например, а уж подавно – русских мыслителей: Леонтьева, Победоносцева, Тихомирова.

В таком случае модернизм в Православной Церкви предстает как одна из частей современного антихристианского мирового сообщества, и даже не самая значительная (а это, конечно, так и есть). Критикуя модернизм, мы критикуем мир, анализируем град человеческий. Для этого не нужно быть богословом: град человеческий не верует в Бога. Православный модернизм – это чисто светское явление, хотя бы представитель обмирщенного христианства занимался священными и таинственными темами: литургическим богословием или богословием иконы. Он всегда рассуждает по-мирски, хотя и использует некоторые церковные выражения.

Вот поэтому мы привлекаем светских философов: не для изучения Церкви, Таинств и богословия, не для описания града Божия, а только и исключительно для анализа современного мира, града человеческого.

Антимодернизм – христианская вера

И все-таки мы говорили в свое время и не перестаем повторять, что «антимодернизм – это православная христианская вера, обнаруживаемая в столкновении с модернизмом, который определяется как неверие».

Здесь уже борьба с современным миром приобретает совсем другое, твердое основание, основанное на Божественном Откровении.

Церковь есть град Божий, совершенно отдельный по своему началу, по своему пути (странствованию) внутри истории и по своему концу, уготованному ему Богом. Граду Божию противостоит Град человеческий, у которого совершенно иное начало, течение и конец.

Окружающий мир во зле лежит (1 Ин. 5:19), и христианин не прилагается к нему. Иными словами, мир – это не проекция Церкви, не часть ее, а чуждая область, с которой Церковь не только не имеет ничего общего, но непрерывно враждует с миром, неизменно побеждая его, сокрушая современников, как глиняные сосуды (Откр. 2:7), то есть приводя грешников ко спасению.

Антимодернизм возникает только в тот момент, когда некоторые члены Церкви перестают так веровать и перестают враждовать с миром, начинают с ним дружить, тем самым внося в Церковь обмирщение. Вот тут только и становится нужен антимодернизм. До этого момента (конец XIX – нач. XX в) антимодернизма не было. Пока не было модернизма, как неверия, антимодернизм был не нужен и невозможен. И мы не можем определить антимодернизм иначе как христианскую веру, потому что ответом на неверие может быть только вера.

Чем антимодернизм отличается от того, с чем борется?

Когда мы определяем антимодернизм как православную веру и говорим, что он борется непосредственно против модернизма в Церкви, из этого вытекает, что антимодернизм никак не может быть отдельной религиозной деноминацией, направлением внутри Православия или сектой.

Антимодернист не может быть “непоминающим” и раскольником, потому что иначе антимодернизм мгновенно превратился бы в то, с чем он борется. И опасность здесь огромная! Ее трудно переоценить, так как в пылу борьбы, в пылу полемики легко превратиться в своего же оппонента: например, бороться с модернизмом не во имя Православия, а во имя другого варианта того же модернизма. Такое происходит сплошь и рядом.

И проблема здесь, очевидно, в том, что некоторые, и даже довольно многие, христиане мыслят о Церкви в категориях оперативных, индустриальных: ты пришел в Церковь, чтобы в ней что-либо сделать, кем-нибудь стать, занять ту или иную мировоззренческую позицию. А из этого уже естественно вытекает желание прибиться к какой-то организованной группе или создать и возглавить новую.

Тот, кто пришел в Церковь с таким духовно поврежденным устроением, он и из антимодернизма или из патрологии и из чего угодно сотворит непременно нечто новое, то есть отличное от Православия, например, возмечтает восхитить Церковную власть, хотя бы это было и незаконно.

Итак, у антимодернизма есть свои внутренние свойства (то есть, собственно, у антимодерниста), такие свойства, которые отделяют его от современников, в том числе на него очень похожих.

Любовь к своей судьбе

Я уже говорил, что антимодернист отличается любовью к своей судьбе, отличается от тех, кто не любит свою судьбу. А кто же ее не любит? Не любит ее идеолог-модернист, раскольник-революционер, потому что каждый из них думает, что сам определяет свою судьбу.

Они ненавидят свою нынешнюю судьбу, и любят какую-то иную, которая им Богом не суждена. В отличие от них антимодернист, хотя он и несчастен, но он любит свою судьбу, и поэтому «сохраняет спокойную твердость и остерегается всякого волнения и раздражения. Ибо волнение и раздражение нерв усиливает способность принимать впечатления темного невидимого», как поясняет свт. Филарет Московский.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Хотят царей не освященных Царем царствующих

Они хотят царей не освященных Царем царствующих; правителей порабощенных своим подданным; напротив того, приписывают царскую и самодержавную власть народу, то есть рукам или ногам предоставляют должность головы, и сия должность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.