Search

Что такое борьба с модернизмом

Борьба за власть модернистов с антимодернистами не имеет смысла.

Вступление

  • В рамках нашего подкаста мы обсудим тему, родственную той, которую мы обсуждали в видео Власть истины и власть мнений.
  • Что такое борьба с модернизмом?
  • Мы с топорами, что ли, на них идем?
  • Устраиваем им неприятности на работе?
  • Осложняем им жизнь и продвижение по карьерной лестнице?
  • Пишем на них письма вышестоящему церковному начальству?
  • Сжигаем модернистские сочинение в противовес тому, что они производят ересь, модернизм и пошлость в промышленных масштабах?
  • Или борьба наша состоит в пропаганде и обучении? Они преподают, и мы будем преподавать. Создадим курсы, семинарии антимодернистские…
  • Или составить боевую версию Православия.
    • Но мы не можем ничем поступиться. Нам нужна вся истина, и мы не можем отказаться ни от восточного, ни от западного Православия, ни от какой части Писания, ни от св. Иоанна Златоуста, ни от блж. Августина.
  • Если мы всего этого не делаем, то кто же с модернизмом борется и кто не борется?
  • Возможна ли вообще такая борьба, и в каком смысле?
  • Какие у нее цели?
  • Имеет ли она шансы на успех?

Сложность понятия борьбы с модернизмом

  • Сейчас мы не станем останавливаться на конкретных приемах борьбы с модернизмом
  • Рассмотрим это понятие в его сложности. Вопрос непростой.
  • Много сложностей реальных и сочиненных.
  • Нам нужен какой-то рычаг, чтобы поднять всю тему.

Боремся с победившим модернизмом

  • Для начала признаем, что боремся не просто с модернизмом, а с победившим модернизмом.
  • Это уже неплохо проливает свет на ситуацию.
  • Модернисты захватили власть в Церкви и, значит, над нами тоже в каком-то смысле.
  • И хорошо бы понять, в каком.

Жизненная сила

  • Что есть у модернистов (а заодно и идеологов марксизма, либерализма, национализма) такого, чего нет у нас?
  • Анализ показывает, что у модернистов есть жизненная сила.
    • Такая сила была у Гитлера и Ленина.
  • Жизненная сила позволяет модернистам разрушать в Церкви то, что непрочно стоит.
    • Что стоит непрочно в Церкви?
    • Непрочно стоит то, во что люди утратили веру.
    • Где оно непрочно? В их душах.
  • Итак, надо видеть эту силу модернизма, но при этом мы видим, что сила модернизма не придает ему никакого морального веса.
    • Жизненная сила в растительном и животном мире абсолютная сила, но не в человеческом обществе, не говоря уже о Церкви, где выше нее стоят и истина веры, и чистота нравственности.
    • То есть жизненная сила модернистов нас не должна смущать. Она нас не очень впечатляет.

Власть

  • Наступила анархия и наступил полный беспорядок?
  • Возможно, у кого-то и наступил, и можно даже установить у кого именно.
  • Но порядок есть и есть власть.
  • То есть, существуют, или должны быть, государственные и церковные средства борьбы с модернизмом.
  • Нужно иметь возможность применить законное насилие.
  • Мы не считаем власть и законное насилие злом.
  • Мы были бы нецерковными людьми если бы отрицали, что у Церкви есть власть вязать и решить.

Безвластие

  • Итак, власть есть, как мы знаем из Апостола.
  • Но мы были бы мечтателями, давали волю воображению, если бы мечтали об употреблении власти, которая нам не принадлежит. Мы же сказали, что модернисты захватили власть в Церкви.
  • Известно, с какой силой и убедительностью об этом сказал свт. Игнатий:

Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай!…
Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно.

Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно.

Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. Ныне почти нет истинного благочестия,говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим, ныне — одно лицемерство. Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение.

  • То, что говорит свт. Игнатий, выглядит духовно, трезво, реалистично, потому что основывает человека не на обстоятельствах, а на вечности.
  • Он не призывает использовать временное как меру для измерения.
  • Он предлагает измерять временное вечным,
  • Это и дает знать дух времени, но в него не погружаться, а отстраняться.
  • Но, с другой стороны, свт. Игнатий, как мы видим, предлагает ознакомиться с духом времени и понять характер нашего времени.
  • Этот дух времени состоит в том, что у Церкви, как мы выяснили, все еще есть власть наказывать модернистов.
  • Ничего нового нет.
  • Но существует и безвластие, потому что иерархия не пользуется своей духовной властью.

Жизненная сила

  • Духовная власть есть, но наделенные ею ей не пользуются.
  • Почему? Чтобы не утратить свою жизненную силу, влияние в обществе и т.п.
  • Жизненную силу уменьшают: разум, спокойствие, созерцание, рационализм.
  • А, напротив, жизненную силу увеличивают: иррационализм, гностическое опьянение, активизм, любое действие, хоть успешное, хоть неуспешное.
  1. Итак, Церковь не безвластна.
  2. Но в Церкви правят модернисты,
  3. Но они тоже безвластны
  4. Не имеют власти делать добро.
  5. Имеют силу только разрушать
  6. То есть их власть нас тоже не впечатляет
  • Почему вопрос о борьбе с модернизмом непрост?
  • Потому что Православие непросто.
  • Но и модернизм не прост в своем смысле.

Модернизм не прост

  • Модернизм нельзя разрубить. Он как облако, а не как твердое тело.
  • Он не поддается простому хирургическому действию, насилию.
  • Убеждение, пропаганда и миссия тоже не действуют.
  • Почему?
  • Модернизм это не система взглядов, не ересь со своими догматами.
  • Они не веруют и в собственные догматы и специально выбирают такие догматы, в которые не надо веровать, а можно просто знать. А понятно, что знать что-то о Христианстве может и неверующий.
  • Такие выпускники кафедры научного атеизма как Кураев и т.п., они могут довольно много знать о Православии.

Гегелевская диалектика

  • Мы думаем, что модернисты опасны как лжеучителя.
  • Это, конечно, тоже есть.
  • Но опасность не в том, что прочитали у митр. Антония Сурожского как читать Евангелие (выбирая только то, что тебе нравится), и стали так читать.
  • На самом деле идеологи говорят только приятное, то есть то, что люди уже знают и как они думают.
  • И они отдают приказы делать то, что люди и так делают. “Земля крестьянам, долой войну”.
борьба с модернизмом
Натан Альтман. Земля трудящимся.
  • Совет митр. Антония только описывает то, как он сам и другие уже читают Евангелие и без всяких советов и разрешений со стороны авторитетов.
  • Модернисты мнимые авторитеты, которых можно понимать, как тебе удобно.
  • Модернистская ортодоксия есть, но она состоит в другом: в согласии рабов и господ из гегелевской диалектики.
    • Рабы согласились с властью воображения идеологов.
    • А господа удовлетворились тем, что владычествуют над недостойными людьми.
    • В общем, это вполне корректно можно назвать лицемерством, как это делает свт. Игнатий.
    • Конечно, это неустойчивая система, но с ней можно жить.
    • Мы можем взбунтовать рабов. показать им их истинное положение.
    • И можем смутить господ, пристыдить их.
  • Итак, модернисты в реальном мире духовном и материальном бессильны.
  • Но властвуют только в области мнений.
    • Можно подумать, что в вакууме власти и в области мнений мы тоже можем посоревноваться за духовную власть.
    • В области мнений, где нельзя одержать окончательную победу.
    • То есть борьба с модернизмом не может в этом состоять.

Есть нечто большее

  • Есть нечто большее, чем модернизм.
  • О. Александр Мень само по себе незначителен, но значителен, как агент чего-то большего.
  • Что большее?
  • Дух времени, характер Нового времени.
  • И модернисты знают это, и это входит в их программу.
  • Они чувствуют себя на гребне истории, и идут к прогрессу.
  • Модернизм это дух Отступления, и поэтому о нем говорит свт. Игнатий.

Ясность в вопросе борьбы

  • Итак, мы пришли к некоторой ясности.
  • На духовную власть, которой наделена иерархия, мы не покушаемся.
  • На власть в мире мнений мы тоже не покушаемся.
  • Поэтому мы не занимаемся пропагандой.
  • На власть управления мы тоже не покушаемся.
    • Не готовим переворот, восстание, революцию, узурпацию
  • Наша задача не в том, чтобы скидывать модернистов с их должностей.
  • Борьба за власть модернистов с антимодернистами не имеет смысла, потому что сегодня никто не имеет власти.
  • Модернисты имеют власть разрушать, но нам такая их власть не нужна.
  • Так о чем мы говорим? О спасении души, именно твоей души.
  • С этой стороны, борьба с модернизмом это естественная и законная самозащита
  • Почему она естественная?
  • Потому что не обязательно быть модернистом.
  • Чем же мы тогда занимаемся?
  • Противоречия, которые мы описали, разрешаются в обсуждении.
  • Значит, можно выяснить эти вопросы, о которых мы говорим.
    • Дискуссию со всеми ведем.
    • Обсуждение, опровержение модернизма возможно и полезно, но только для разумных.
  • Свт. Игнатий говорил: “Не покусись”,
  • но продолжал учить по долгу паству и с разумными в письмах.
  • Так и мы не призываем ничего не делать
  • Свт. Игнатий так не говорил и сам поступал иначе.
  • Но он хотел сказать, что и борьба с духом века сего тоже может быть мнением. То есть происходить не перед Лицем Божиим, а перед людьми, как в театре.
  • Целью является спасение души.
  • Поэтому борьба с модернизмом нужна, сложна, опасна.
    • И если ее цель победа над модернизмом, то она не оправдывает любые средства.
  • Святитель Игнатий призывает нас узнать время. Это значит знать модернистов,
    • Потому что модернизм – это модернисты.
    • Не время создает людей, а люди время.
  • Нами движет не научный интерес, не любопытство. У модернистов нет ничего поучительного или интересного.
  • Мы хотим отстраниться от модернистов и от их духовных болезней (хотя бы отличать их от православных), потому что только так и можно отстраниться от духа времени, о котором говорит свт. Игнатий.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Архиеп. Михаил (Мудьюгин) и кочетковцы

Он — единственный из архиереев Русской православной церкви — посмел возвысить свой голос перед патриархом в защиту нашего братства, когда начались нелепые и греховные гонения на него, и прямо просил патриарха прекратить их.

По разделам

Один ответ

  1. Между прочим очень правильно сказали что модернизм не является система со своим взглядам и догматами, а думаю является именно этим – “Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху” (2 Тим. 4:3)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.