Search

Что такое борьба с модернизмом

Борьба за власть модернистов с антимодернистами не имеет смысла.

Вступление

  • В рамках нашего подкаста мы обсудим тему, родственную той, которую мы обсуждали в видео Власть истины и власть мнений.
  • Что такое борьба с модернизмом?
  • Мы с топорами, что ли, на них идем?
  • Устраиваем им неприятности на работе?
  • Осложняем им жизнь и продвижение по карьерной лестнице?
  • Пишем на них письма вышестоящему церковному начальству?
  • Сжигаем модернистские сочинение в противовес тому, что они производят ересь, модернизм и пошлость в промышленных масштабах?
  • Или борьба наша состоит в пропаганде и обучении? Они преподают, и мы будем преподавать. Создадим курсы, семинарии антимодернистские…
  • Или составить боевую версию Православия.
    • Но мы не можем ничем поступиться. Нам нужна вся истина, и мы не можем отказаться ни от восточного, ни от западного Православия, ни от какой части Писания, ни от св. Иоанна Златоуста, ни от блж. Августина.
  • Если мы всего этого не делаем, то кто же с модернизмом борется и кто не борется?
  • Возможна ли вообще такая борьба, и в каком смысле?
  • Какие у нее цели?
  • Имеет ли она шансы на успех?

Сложность понятия борьбы с модернизмом

  • Сейчас мы не станем останавливаться на конкретных приемах борьбы с модернизмом
  • Рассмотрим это понятие в его сложности. Вопрос непростой.
  • Много сложностей реальных и сочиненных.
  • Нам нужен какой-то рычаг, чтобы поднять всю тему.

Боремся с победившим модернизмом

  • Для начала признаем, что боремся не просто с модернизмом, а с победившим модернизмом.
  • Это уже неплохо проливает свет на ситуацию.
  • Модернисты захватили власть в Церкви и, значит, над нами тоже в каком-то смысле.
  • И хорошо бы понять, в каком.

Жизненная сила

  • Что есть у модернистов (а заодно и идеологов марксизма, либерализма, национализма) такого, чего нет у нас?
  • Анализ показывает, что у модернистов есть жизненная сила.
    • Такая сила была у Гитлера и Ленина.
  • Жизненная сила позволяет модернистам разрушать в Церкви то, что непрочно стоит.
    • Что стоит непрочно в Церкви?
    • Непрочно стоит то, во что люди утратили веру.
    • Где оно непрочно? В их душах.
  • Итак, надо видеть эту силу модернизма, но при этом мы видим, что сила модернизма не придает ему никакого морального веса.
    • Жизненная сила в растительном и животном мире абсолютная сила, но не в человеческом обществе, не говоря уже о Церкви, где выше нее стоят и истина веры, и чистота нравственности.
    • То есть жизненная сила модернистов нас не должна смущать. Она нас не очень впечатляет.

Власть

  • Наступила анархия и наступил полный беспорядок?
  • Возможно, у кого-то и наступил, и можно даже установить у кого именно.
  • Но порядок есть и есть власть.
  • То есть, существуют, или должны быть, государственные и церковные средства борьбы с модернизмом.
  • Нужно иметь возможность применить законное насилие.
  • Мы не считаем власть и законное насилие злом.
  • Мы были бы нецерковными людьми если бы отрицали, что у Церкви есть власть вязать и решить.

Безвластие

  • Итак, власть есть, как мы знаем из Апостола.
  • Но мы были бы мечтателями, давали волю воображению, если бы мечтали об употреблении власти, которая нам не принадлежит. Мы же сказали, что модернисты захватили власть в Церкви.
  • Известно, с какой силой и убедительностью об этом сказал свт. Игнатий:

Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай!…
Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно.

Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно.

Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. Ныне почти нет истинного благочестия,говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим, ныне — одно лицемерство. Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение.

  • То, что говорит свт. Игнатий, выглядит духовно, трезво, реалистично, потому что основывает человека не на обстоятельствах, а на вечности.
  • Он не призывает использовать временное как меру для измерения.
  • Он предлагает измерять временное вечным,
  • Это и дает знать дух времени, но в него не погружаться, а отстраняться.
  • Но, с другой стороны, свт. Игнатий, как мы видим, предлагает ознакомиться с духом времени и понять характер нашего времени.
  • Этот дух времени состоит в том, что у Церкви, как мы выяснили, все еще есть власть наказывать модернистов.
  • Ничего нового нет.
  • Но существует и безвластие, потому что иерархия не пользуется своей духовной властью.

Жизненная сила

  • Духовная власть есть, но наделенные ею ей не пользуются.
  • Почему? Чтобы не утратить свою жизненную силу, влияние в обществе и т.п.
  • Жизненную силу уменьшают: разум, спокойствие, созерцание, рационализм.
  • А, напротив, жизненную силу увеличивают: иррационализм, гностическое опьянение, активизм, любое действие, хоть успешное, хоть неуспешное.
  1. Итак, Церковь не безвластна.
  2. Но в Церкви правят модернисты,
  3. Но они тоже безвластны
  4. Не имеют власти делать добро.
  5. Имеют силу только разрушать
  6. То есть их власть нас тоже не впечатляет
  • Почему вопрос о борьбе с модернизмом непрост?
  • Потому что Православие непросто.
  • Но и модернизм не прост в своем смысле.

Модернизм не прост

  • Модернизм нельзя разрубить. Он как облако, а не как твердое тело.
  • Он не поддается простому хирургическому действию, насилию.
  • Убеждение, пропаганда и миссия тоже не действуют.
  • Почему?
  • Модернизм это не система взглядов, не ересь со своими догматами.
  • Они не веруют и в собственные догматы и специально выбирают такие догматы, в которые не надо веровать, а можно просто знать. А понятно, что знать что-то о Христианстве может и неверующий.
  • Такие выпускники кафедры научного атеизма как Кураев и т.п., они могут довольно много знать о Православии.

Гегелевская диалектика

  • Мы думаем, что модернисты опасны как лжеучителя.
  • Это, конечно, тоже есть.
  • Но опасность не в том, что прочитали у митр. Антония Сурожского как читать Евангелие (выбирая только то, что тебе нравится), и стали так читать.
  • На самом деле идеологи говорят только приятное, то есть то, что люди уже знают и как они думают.
  • И они отдают приказы делать то, что люди и так делают. “Земля крестьянам, долой войну”.
борьба с модернизмом
Натан Альтман. Земля трудящимся.
  • Совет митр. Антония только описывает то, как он сам и другие уже читают Евангелие и без всяких советов и разрешений со стороны авторитетов.
  • Модернисты мнимые авторитеты, которых можно понимать, как тебе удобно.
  • Модернистская ортодоксия есть, но она состоит в другом: в согласии рабов и господ из гегелевской диалектики.
    • Рабы согласились с властью воображения идеологов.
    • А господа удовлетворились тем, что владычествуют над недостойными людьми.
    • В общем, это вполне корректно можно назвать лицемерством, как это делает свт. Игнатий.
    • Конечно, это неустойчивая система, но с ней можно жить.
    • Мы можем взбунтовать рабов. показать им их истинное положение.
    • И можем смутить господ, пристыдить их.
  • Итак, модернисты в реальном мире духовном и материальном бессильны.
  • Но властвуют только в области мнений.
    • Можно подумать, что в вакууме власти и в области мнений мы тоже можем посоревноваться за духовную власть.
    • В области мнений, где нельзя одержать окончательную победу.
    • То есть борьба с модернизмом не может в этом состоять.

Есть нечто большее

  • Есть нечто большее, чем модернизм.
  • О. Александр Мень само по себе незначителен, но значителен, как агент чего-то большего.
  • Что большее?
  • Дух времени, характер Нового времени.
  • И модернисты знают это, и это входит в их программу.
  • Они чувствуют себя на гребне истории, и идут к прогрессу.
  • Модернизм это дух Отступления, и поэтому о нем говорит свт. Игнатий.

Ясность в вопросе борьбы

  • Итак, мы пришли к некоторой ясности.
  • На духовную власть, которой наделена иерархия, мы не покушаемся.
  • На власть в мире мнений мы тоже не покушаемся.
  • Поэтому мы не занимаемся пропагандой.
  • На власть управления мы тоже не покушаемся.
    • Не готовим переворот, восстание, революцию, узурпацию
  • Наша задача не в том, чтобы скидывать модернистов с их должностей.
  • Борьба за власть модернистов с антимодернистами не имеет смысла, потому что сегодня никто не имеет власти.
  • Модернисты имеют власть разрушать, но нам такая их власть не нужна.
  • Так о чем мы говорим? О спасении души, именно твоей души.
  • С этой стороны, борьба с модернизмом это естественная и законная самозащита
  • Почему она естественная?
  • Потому что не обязательно быть модернистом.
  • Чем же мы тогда занимаемся?
  • Противоречия, которые мы описали, разрешаются в обсуждении.
  • Значит, можно выяснить эти вопросы, о которых мы говорим.
    • Дискуссию со всеми ведем.
    • Обсуждение, опровержение модернизма возможно и полезно, но только для разумных.
  • Свт. Игнатий говорил: “Не покусись”,
  • но продолжал учить по долгу паству и с разумными в письмах.
  • Так и мы не призываем ничего не делать
  • Свт. Игнатий так не говорил и сам поступал иначе.
  • Но он хотел сказать, что и борьба с духом века сего тоже может быть мнением. То есть происходить не перед Лицем Божиим, а перед людьми, как в театре.
  • Целью является спасение души.
  • Поэтому борьба с модернизмом нужна, сложна, опасна.
    • И если ее цель победа над модернизмом, то она не оправдывает любые средства.
  • Святитель Игнатий призывает нас узнать время. Это значит знать модернистов,
    • Потому что модернизм – это модернисты.
    • Не время создает людей, а люди время.
  • Нами движет не научный интерес, не любопытство. У модернистов нет ничего поучительного или интересного.
  • Мы хотим отстраниться от модернистов и от их духовных болезней (хотя бы отличать их от православных), потому что только так и можно отстраниться от духа времени, о котором говорит свт. Игнатий.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. Между прочим очень правильно сказали что модернизм не является система со своим взглядам и догматами, а думаю является именно этим – “Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху” (2 Тим. 4:3)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.