Вступление
- В рамках нашего подкаста мы обсудим тему, родственную той, которую мы обсуждали в видео Власть истины и власть мнений.
- Что такое борьба с модернизмом?
- Мы с топорами, что ли, на них идем?
- Устраиваем им неприятности на работе?
- Осложняем им жизнь и продвижение по карьерной лестнице?
- Пишем на них письма вышестоящему церковному начальству?
- Сжигаем модернистские сочинение в противовес тому, что они производят ересь, модернизм и пошлость в промышленных масштабах?
- Или борьба наша состоит в пропаганде и обучении? Они преподают, и мы будем преподавать. Создадим курсы, семинарии антимодернистские…
- Или составить боевую версию Православия.
- Но мы не можем ничем поступиться. Нам нужна вся истина, и мы не можем отказаться ни от восточного, ни от западного Православия, ни от какой части Писания, ни от св. Иоанна Златоуста, ни от блж. Августина.
- Если мы всего этого не делаем, то кто же с модернизмом борется и кто не борется?
- Возможна ли вообще такая борьба, и в каком смысле?
- Какие у нее цели?
- Имеет ли она шансы на успех?
Сложность понятия борьбы с модернизмом
- Сейчас мы не станем останавливаться на конкретных приемах борьбы с модернизмом
- Рассмотрим это понятие в его сложности. Вопрос непростой.
- Много сложностей реальных и сочиненных.
- Нам нужен какой-то рычаг, чтобы поднять всю тему.
Боремся с победившим модернизмом
- Для начала признаем, что боремся не просто с модернизмом, а с победившим модернизмом.
- Это уже неплохо проливает свет на ситуацию.
- Модернисты захватили власть в Церкви и, значит, над нами тоже в каком-то смысле.
- И хорошо бы понять, в каком.
Жизненная сила
- Что есть у модернистов (а заодно и идеологов марксизма, либерализма, национализма) такого, чего нет у нас?
- Анализ показывает, что у модернистов есть жизненная сила.
- Такая сила была у Гитлера и Ленина.
- Жизненная сила позволяет модернистам разрушать в Церкви то, что непрочно стоит.
- Что стоит непрочно в Церкви?
- Непрочно стоит то, во что люди утратили веру.
- Где оно непрочно? В их душах.
- Итак, надо видеть эту силу модернизма, но при этом мы видим, что сила модернизма не придает ему никакого морального веса.
- Жизненная сила в растительном и животном мире абсолютная сила, но не в человеческом обществе, не говоря уже о Церкви, где выше нее стоят и истина веры, и чистота нравственности.
- То есть жизненная сила модернистов нас не должна смущать. Она нас не очень впечатляет.
Власть
- Наступила анархия и наступил полный беспорядок?
- Возможно, у кого-то и наступил, и можно даже установить у кого именно.
- Но порядок есть и есть власть.
- То есть, существуют, или должны быть, государственные и церковные средства борьбы с модернизмом.
- Нужно иметь возможность применить законное насилие.
- Мы не считаем власть и законное насилие злом.
- Мы были бы нецерковными людьми если бы отрицали, что у Церкви есть власть вязать и решить.
Безвластие
- Итак, власть есть, как мы знаем из Апостола.
- Но мы были бы мечтателями, давали волю воображению, если бы мечтали об употреблении власти, которая нам не принадлежит. Мы же сказали, что модернисты захватили власть в Церкви.
- Известно, с какой силой и убедительностью об этом сказал свт. Игнатий:
Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай!…
Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно.Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно.
Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. Ныне почти нет истинного благочестия,говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим, ныне — одно лицемерство. Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение.
- То, что говорит свт. Игнатий, выглядит духовно, трезво, реалистично, потому что основывает человека не на обстоятельствах, а на вечности.
- Он не призывает использовать временное как меру для измерения.
- Он предлагает измерять временное вечным,
- Это и дает знать дух времени, но в него не погружаться, а отстраняться.
- Но, с другой стороны, свт. Игнатий, как мы видим, предлагает ознакомиться с духом времени и понять характер нашего времени.
- Этот дух времени состоит в том, что у Церкви, как мы выяснили, все еще есть власть наказывать модернистов.
- Ничего нового нет.
- Но существует и безвластие, потому что иерархия не пользуется своей духовной властью.
Жизненная сила
- Духовная власть есть, но наделенные ею ей не пользуются.
- Почему? Чтобы не утратить свою жизненную силу, влияние в обществе и т.п.
- Жизненную силу уменьшают: разум, спокойствие, созерцание, рационализм.
- А, напротив, жизненную силу увеличивают: иррационализм, гностическое опьянение, активизм, любое действие, хоть успешное, хоть неуспешное.
- Итак, Церковь не безвластна.
- Но в Церкви правят модернисты,
- Но они тоже безвластны
- Не имеют власти делать добро.
- Имеют силу только разрушать
- То есть их власть нас тоже не впечатляет
- Почему вопрос о борьбе с модернизмом непрост?
- Потому что Православие непросто.
- Но и модернизм не прост в своем смысле.
Модернизм не прост
- Модернизм нельзя разрубить. Он как облако, а не как твердое тело.
- Он не поддается простому хирургическому действию, насилию.
- Убеждение, пропаганда и миссия тоже не действуют.
- Почему?
- Модернизм это не система взглядов, не ересь со своими догматами.
- Они не веруют и в собственные догматы и специально выбирают такие догматы, в которые не надо веровать, а можно просто знать. А понятно, что знать что-то о Христианстве может и неверующий.
- Такие выпускники кафедры научного атеизма как Кураев и т.п., они могут довольно много знать о Православии.
Гегелевская диалектика
- Мы думаем, что модернисты опасны как лжеучителя.
- Это, конечно, тоже есть.
- Но опасность не в том, что прочитали у митр. Антония Сурожского как читать Евангелие (выбирая только то, что тебе нравится), и стали так читать.
- На самом деле идеологи говорят только приятное, то есть то, что люди уже знают и как они думают.
- И они отдают приказы делать то, что люди и так делают. “Земля крестьянам, долой войну”.
- Совет митр. Антония только описывает то, как он сам и другие уже читают Евангелие и без всяких советов и разрешений со стороны авторитетов.
- Модернисты мнимые авторитеты, которых можно понимать, как тебе удобно.
- Модернистская ортодоксия есть, но она состоит в другом: в согласии рабов и господ из гегелевской диалектики.
- Рабы согласились с властью воображения идеологов.
- А господа удовлетворились тем, что владычествуют над недостойными людьми.
- В общем, это вполне корректно можно назвать лицемерством, как это делает свт. Игнатий.
- Конечно, это неустойчивая система, но с ней можно жить.
- Мы можем взбунтовать рабов. показать им их истинное положение.
- И можем смутить господ, пристыдить их.
- Итак, модернисты в реальном мире духовном и материальном бессильны.
- Но властвуют только в области мнений.
- Можно подумать, что в вакууме власти и в области мнений мы тоже можем посоревноваться за духовную власть.
- В области мнений, где нельзя одержать окончательную победу.
- То есть борьба с модернизмом не может в этом состоять.
Есть нечто большее
- Есть нечто большее, чем модернизм.
- О. Александр Мень само по себе незначителен, но значителен, как агент чего-то большего.
- Что большее?
- Дух времени, характер Нового времени.
- И модернисты знают это, и это входит в их программу.
- Они чувствуют себя на гребне истории, и идут к прогрессу.
- Модернизм это дух Отступления, и поэтому о нем говорит свт. Игнатий.
Ясность в вопросе борьбы
- Итак, мы пришли к некоторой ясности.
- На духовную власть, которой наделена иерархия, мы не покушаемся.
- На власть в мире мнений мы тоже не покушаемся.
- Поэтому мы не занимаемся пропагандой.
- На власть управления мы тоже не покушаемся.
- Не готовим переворот, восстание, революцию, узурпацию
- Наша задача не в том, чтобы скидывать модернистов с их должностей.
- Борьба за власть модернистов с антимодернистами не имеет смысла, потому что сегодня никто не имеет власти.
- Модернисты имеют власть разрушать, но нам такая их власть не нужна.
- Так о чем мы говорим? О спасении души, именно твоей души.
- С этой стороны, борьба с модернизмом это естественная и законная самозащита
- Почему она естественная?
- Потому что не обязательно быть модернистом.
- Чем же мы тогда занимаемся?
- Противоречия, которые мы описали, разрешаются в обсуждении.
- Значит, можно выяснить эти вопросы, о которых мы говорим.
- Дискуссию со всеми ведем.
- Обсуждение, опровержение модернизма возможно и полезно, но только для разумных.
- Свт. Игнатий говорил: “Не покусись”,
- но продолжал учить по долгу паству и с разумными в письмах.
- Так и мы не призываем ничего не делать
- Свт. Игнатий так не говорил и сам поступал иначе.
- Но он хотел сказать, что и борьба с духом века сего тоже может быть мнением. То есть происходить не перед Лицем Божиим, а перед людьми, как в театре.
- Целью является спасение души.
- Поэтому борьба с модернизмом нужна, сложна, опасна.
- И если ее цель победа над модернизмом, то она не оправдывает любые средства.
- Святитель Игнатий призывает нас узнать время. Это значит знать модернистов,
- Потому что модернизм – это модернисты.
- Не время создает людей, а люди время.
- Нами движет не научный интерес, не любопытство. У модернистов нет ничего поучительного или интересного.
- Мы хотим отстраниться от модернистов и от их духовных болезней (хотя бы отличать их от православных), потому что только так и можно отстраниться от духа времени, о котором говорит свт. Игнатий.
Один ответ
Между прочим очень правильно сказали что модернизм не является система со своим взглядам и догматами, а думаю является именно этим – “Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху” (2 Тим. 4:3)