Search

Что такое неосуждение?

Неосуждение служит для защиты от Божеского и человеческого суда.

Христианский суд и неосуждение


«Неосуждение» можно описать с разных сторон и дать несколько определений.

Оно, прежде всего, служит:

  1. для защиты от Божеского и человеческого суда;
  2. для нападения, противления Богу и человеческой природе.
  3. Разговоры о неосуждении можно также отнести к жанрам патологической речи и определить как диалектику (дискурс).
  4. Еще с одной стороны разговоры о неосуждении – это социально регулирующий этикет.
  5. В интеллектуальном отношении неосуждение диалектически сочетает в себе суждение с не суждением. Тот, кто ведет такие разговоры, судит и не судит, оборачиваясь к Богу и к миру людей то одной, то другой стороной.
  6. Наконец, неосуждение – это один из способов магического овладения действительностью: человек ищет душевного мира, которого не должно быть.

Заметим в качестве очевидного комментария, что все эти стороны и функции неосуждения не имеют ничего общего ни с одной христианской добродетелью и менее всего – с добродетелью неосуждения, о которой говорит Спаситель (Мф. 7:1, Лк. 6:37).

См. толкование этих слов у св. Иоанна Златоуста: Толкование на святого Матфея Евангелиста. // Творения. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1901. Т. 7. С. 259-261.

Неосуждение как защита

Что такое неосуждение
Жак Калло. Офорт из серии “Каприччи с разными фигурами”. 1621 г.

Как средство защиты, «неосуждение» сводится к набору приемов, с помощью которых люди избегают суждения о сущности вещей, лиц и событий. Это вообще непрямой, намеренно уклончивый способ выражаться, который служит для ухода от преследования.

«Неосуждение – это различение оценки поступка и оценки самого человека», – определяет Андрей Кураев.1

Иными словами, «неосуждение» запрещает судить о человеке, кто он таков на самом деле, и позволяет судить только о том, каким он нам представляется.

Выходит, что «неосуждение» – это способ образовывать, высказывать и защищать свои мнения, тщательно следя за тем, чтобы ненароком не высказаться о сущности.

Негодяя, например, не называют «негодяем», но сообщают, что такой-то имеет некоторые качества негодяя, то есть кажется негодяем. Согласно этому способу выражения, о еретике можно сообщить лишь то, что у него есть еретические мнения, а еретик ли он – мы не знаем. В вознаграждение за этот интеллектуальный фокус Андрей Кураев ожидает и для себя такого же «несуда»:

Не осуждай других – не будешь сам осужден. От меня зависит, как Бог отнесется к моим грехам… Я надеюсь, что Бог сможет растождествить меня и мои поступки. Перед Богом я скажу: «Да, Господи, были у меня грехи, но мои грехи – это не весь я!»…

Христианский призыв к неосуждению есть в конце концов способ самосохранения, заботы о собственном выживании и оправдании… Вот так и на суде мы хотим от Бога той же тонкости в различениях: «Да, я лгал – но я не лжец; да, я соблудил, но я не блудник; да, я лукавил, но я – Твой сын Господи, Твое создание, Твой образ… Сними с этого образа копоть, но не сжигай его весь!»2

Есть все основания усомниться в искренности таких софистических рассуждений. Они предполагают веру в свою способность самосохранения и, следовательно, неверие в Бога.

Неосуждение как оружие

Неосуждение служит не одной только защите, но также и нападению, уничтожению противника, изменению его души. Защита и нужна только для безопасного нападения.

Защиту всегда можно отличить от нападения. Нападение аннигилирует противника, ведь спор идеологический. Спорит с тобой идеолог, и он ведет войну: либо ты, либо он.

Но почему борьба неизбежна? Почему новый человек не может не нападать? Дело в том, что «неосуждение» наталкивается на два непреодолимых препятствия:

  1. необходимые условия человеческого существования: бедность, болезнь и смерть, которые являются неколебимыми свидетельствами Божеского суда;
  2. христианская совесть и разум других людей, которые не видят никаких оснований, чтобы не судить по существу.

При столкновении с этими двумя факторами «неосуждение» из речи неопределенной и льстящей слуху превращается в орудие преследования, обвинения. Например, человека, который называет негодяя «негодяем», а еретика «еретиком», исключают из общественного и церковного диалога, а это наивысшая кара в обществе, где действует диалектика рабов и господ.

Два обвинения

Под именем «неосуждения» скрываются два обвинения, имеющих совершенно разный вес.

В первом смысле осуждают всякого, кто судит о сущности лиц, вещей и событий, а не только о свойствах и словах.

Во-втором случае за нами оставляют право судить, но требуют не оскорблять человека.

Очевидно, что между этими двумя обвинениями нет ничего общего.

Первое является философским и фундаментальным. У христиан с язычниками, идеологами и гностиками спор о сущности и ее познаваемости или непознаваемости. Здесь расхождение непримиримое: или мы судим о сущности, или любое наше суждение есть всего лишь мнение о том, что нам кажется. Причем, неизвестно как это мнение связано с сутью вещей, потому что «неосуждение» как раз и запрещает обратиться к реальности за проверкой мнений на соответствие сути вещей.

Итак, в первом случае разумная судящая душа неизбывно виновата перед иррациональным миром идеологий и Церковной реформы.

Второе обвинение относится к области приличий и легко поддается примирению у людей одинакового культурного уровня. Разговор о приличном и неприличном еще сохраняет в себе элемент диалога, обсуждения. Но в разговорах о «неосуждении» это обвинение намеренно смешивается с первым и приобретает тоже принципиальный характер. Тот, кто высказывает мнения, должен уважать мнения собеседника, и прежде всего то, кем тот себя мнит.

Не считает же еретик себя еретиком! Значит, не смейте его огорчать.

О. Александр Шмеман неуклонно думал о себе, как о православном. Чтобы «не судить», есть только один выход: согласиться с его мнением.

Неосуждение как диалектика

По своему типу разговоры о «неосуждении» представляют собой диалектику или, в нашей терминологии, «дискурс», то есть несвязанные, не претендующие на точность, противоречивые монологи и диалоги на ту или иную тему. В этих разговорах обычно сконцентрированы штампы, лозунги, афоризмы, ложные определения и другие формы патологической речи. Примеры диалектики (дискурса): критика Синодального периода, полемика против доказательств, полемика против монашества и др.

Следовательно, мы можем определить разговоры о неосуждении как разновидность патологической речи, а конкретно: язык борьбы и ухода от преследования. Как и все формы патологической речи, дискурс предотвращает разумный диалог, исключая из него всех, кто судит о вещах в их существе. А без участия таких разумных и судящих людей любой диалог становится гностическим диалогом. В таком диалоге уже не выясняют истину, и разговор превращается в ритуальный хоровод мнений.

Неосуждение как этикет

Тот, кто следует ритуалу «неосуждения», во-первых, показывает, что он достаточно воспитан в определенном смысле, а в-вторых, сигнализирует, что ожидает соблюдения того же этикета и в отношении своей собственной сущности. Диалог переходит в безопасное для всех участников русло.

Эдвард Сепир отмечает, что этикет играет важную роль в обществе:

На относительно очевидном уровне символизма этикет предлагает членам общества множество правил, которые в сжатой и строго конвенционализованной форме выражают заботу общества о его членах и их отношения друг к другу.3

В больном обществе этикет также символизирует статус, то есть роль в диалектике «раб – господин»:

Есть, однако, и другой уровень этикетного символизма, при котором мало принимаются в расчет или вообще не учитываются такие специфические значения, но этикет интерпретируется как целое в качестве мощного символизма статуса. С этой точки зрения, правила этикета важно знать не потому, что чувства «своих» и «чужих» удобно выявляются по внешним признакам, но потому, что манипулятор, тот, кто пользуется данным правилом, доказывает, что он – член эксклюзивной группы… В этом случае этикет – необычайно тонкая символическая игра, в которой индивиды с их реальными отношениями играют роль игроков, а общество – роль искусного третейского судьи.4

Этикет «неосуждения» социально регулирующий: одним можно судить, а другим нет.

В отношении тех, кто не знает этикета или не хочет соблюдать новейших правил непрямого выражения, применяются санкции, по мотивам, понятным только своеобразно «воспитанным людям».

Воспитанность, сама по себе, ничего не говорит о характере норм общества. Они могут быть вполне извращенными и прямо-таки преступными, как отмечал Д. С. Лихачев, познакомившийся с воровским миром в заключении на Соловках:

Поведение вора в своей среде ограждено и ограничено бесчисленным количеством правил, норм, своеобразных понятий о «приличии», «хорошем тоне», сложной иерархией подчинения друг другу. Каждое из нарушений этих норм поведения карается воровским судом с оригинальным судопроизводством, с немедленным приведением в исполнение всегда жестокого наказания. Власть воровской среды над отдельным индивидуумом исключительно велика. За внешней распущенностью их поведения скрываются жесткие, тесные, предусматривающие все, вплоть до мелочей, правила поведения, а в конечном счете общие, «коллективные представления», которые делают поразительно похожими воров различных национальностей.5

То же можно заметить об идеологах и модернистах: их общие представления и вытекающие из них нормы удивительно похожи, несмотря на различие в вере и убеждениях.

Следующая глава Неосуждение – это суждение и не суждение

Роман Вершилло

Примечания

  1. Кураев, Андрей. Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса). ↩︎
  2. Кураев, Андрей. Дары и анафемы. ↩︎
  3. Сепир Э. Символизм. // Избранные труды по языкознанию и культурологии / А. Е. Кибрик. М/: Прогресс; Универс, 1993. С. 207. ↩︎
  4. Сепир Э. Символизм. // Избранные труды по языкознанию и культурологии / А. Е. Кибрик. М/: Прогресс; Универс, 1993. С. 207–208. ↩︎
  5. Лихачев Д. С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Язык и мышление. 1935. III-IV. С. 55. ↩︎

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

7 Responses

  1. А такие понятия, например, как Родина, национальная идентичность, патриотизм имеют какое то отношение к традиционным/христианским понятиям, которым модернизм противопоставляет космополитизм и пацифизм? Ведь “нет ни эллина, ни иудея…”.

    1. Родина – данное нам от Бога, по Его благому Промыслу, земное Отечество, котрое нам заповедано любить как земное Отечество, ни больше ни меньше. Поэтому не правы ни т.н. патриоты, ни космополиты, ни уранополиты.

  2. Осуждать нужно еще и уметь, иметь право. Не всякое злое слово является осуждением, потому что даже не является суждением. В основном сегодня в интернет пространстве происходит не осуждение, а безосновательное безграмотное обвинение, пот ому что хочется это сделать, приписывание адских черт, обесчеловечивание.

  3. “Хоровод мнений” это передачи из цикла “Еще не Познер”. Вот уж тошнотворное зрелище. Где за трапезой говорят ни о чем, в том числе священники и либеральные деятели и такое единомыслие, такое единомыслие…

    1. Да, “Ещё не Познер” — это верх пошлости. У Солодникова и с эстетическим вкусом не все в порядке, кстати, он даёт ложное представление об искусстве.

      1. А в чем, на Ваш взгляд, Максим, состоит это ложное представление об искусстве?

  4. В Библии есть прямой запрет на гностическую добродетель неосуждения: слова Премудрого “Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником” (Прит. 24:8). Как же этого не понимает о. Андрей Кураев?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.