Что такое слово?

Под «словом» (λόγος) можно понимать 1) мысль, 2) внутреннее слово и 3) слово произносимое:.

Христианский суд и неосуждение


Слово (определение)

Под «словом» (λόγος) можно понимать 1) мысль, 2) внутреннее слово и 3) слово произносимое:

Слово… есть и 1) естественное движение ума, согласно с которым он и движется, и мыслит, и рассуждает; оно есть как бы свет его и сияние. С своей стороны, бывает 2) слово внутреннее, произносимое в сердце. И опять: 3) слово произносимое есть вестник мысли. Итак, Бог-Слово есть и самостоятельно, и ипостасно; остальные же три слова суть силы души, которые не созерцаются в их собственной ипостаси; первое из них есть 1) естественное порождение ума, естественным образом всегда из него изливающееся; 2) второе же называется внутренним, а 3) третье – произносимым.

св. Иоанн Дамаскин

Произносимое слово связано с внутренним словом, которое оформляет мысль в душе:

Внутреннее слово есть движение души, происходящее в рассудке без всякого внешнего выражения.

еп. Немезий Эмесский

Произносимое слово исходит из внутреннего:

Внешнее слово происходит из внутреннего.

св. Иоанн Дамаскин

Еще одно важное (самое важное) значение «слова» – это сам ум, который мыслит, то есть мы сами:

У греков иное logos, как мыслящее начало, иное – как орудие, посредством которого выражается разум.

св. Ириней Лионский

Далее мы будем говорить о слове произносимом, которое сообщает мысли говорящего, естественно изливающиеся из ума, то есть души, сущности говорящего.

Откуда возникли слова?

Имена даны людьми.

«А что же из существующего не людьми наименовано?», – риторически спрашивает св. Григорий Нисский:

Образование имен находится во власти людей, прилагающих предмету названия, как кому покажется соответственным.

Человеческие звуки суть изобретения нашего рассудка.

св. Григорий Нисский

Звучание и смысл слова соединяются у людей по обычаю, условно:

Вещи… вследствие находящейся в каждом природной способности, именуются каким-либо служащим для означения их звуком, так что название соглашается с предметом, сообразно с местным у каждого народа обычаем.

св. Григорий Нисский

Итак, значение присваивается слову по договору, условно, но такое присвоение имеет свои основания:

В схоластической философии, да и вообще принято говорить, что значения слов произвольны (ex instituto). И действительно, они вовсе не определяются в силу естественной необходимости, но они все же определяются иногда по естественным основаниям, в которых имеет некоторое значение случай, а иногда по моральным основаниям, где имеет место выбор.

Лейбниц

Смысл слова постоянен

Имена имеют определенный и принятый всеми смысл:

Никто не осмелится сказать, что наречение имен не имеет собственного смысла и значения.

св. Григорий Нисский

Что такое «смысл»? Смысл – это мысль, соединяемая со звуком, значение слова, понятное слушателю.

Слова мы употребляем согласно с их смыслом, то есть соединяем звук и смысл не полностью произвольно:

В обыкновенной нашей жизни одним обезумевшим от пьянства или бешенства свойственно ошибаться в рассуждении имен и употреблять о предметах слова несогласно с их значением, но собаку, например, называть человеком.

св. Григорий Нисский

Имена постоянно связаны с предметами:

Истинное сродство названий с предметами постоянно.

св. Григорий Нисский

Имена должны соответствовать предмету и в моральном отношении:

Есть и у нас некоторые слова прикровенные; от этого не откажусь я, но какова их двузнаменательность, и какая сила? В них и видимое не оскорбляет приличия, и сокровенное достойно удивления и весьма ясно для вводимых в глубину, и, подобно прекрасному и неприкосновенному телу, не худой облекается и одеждой.

св. Григорий Богослов

Слово точно связано со смыслом, иначе происходит смешение понятий:

Весьма большая разность в означаемом каждым из этих имен («рождение» и «тварь». – В.Р.), и с рассудительностью пользующемуся речениями надлежит употреблять слова, имея ввиду подлежащее, чтобы не произошло у нас слитности понятий, когда одни речения изменять станем в другие, не свойственные их значению.[

св. Григорий Нисский

Однозначность и многозначность слова

Слово значит что-то одно: «Слово… что-то обозначает, и притом что-то одно» (Аристотель).

Согласитесь, очень удобно, что слово имеет смысл, и притом только один. Этой удобной для нас ясности противостоит многозначность слов в языке. В самом деле, мы разные вещи называем одинаковым именем, а один предмет – разными именами.

Обо всем сущем мы судим, употребляя разные выражения:

Ничто не препятствует одной сущности иметь различные имена, как и наоборот, тварь различных сущностей имеет одно имя.

св. Василий Великий

Мы называем разными словами одну и ту же сущность. Например, о сущности человека мы говорим, называя его не только строго по существу: «человек», – но и другими словами,

  • обозначающими его род: «существо»,
  • виды: «свободный», «раб»,
  • описательно: «сын Адама»,
  • через определение: «существо разумное смертное»,
  • метафорически,
  • по свойствам.

Иносказание

Многие наши слова не прямо называют предмет, а иносказательно. Метафоры буквально пронизывают всю нашу речь. Но, удивительное дело, метафоры, затрудняя понимание, делают речь более точной и понятной для желающих понимать. Когда Господь говорит: «Скажите этой лисице» (Лк. 13:32), то это гораздо яснее, чем самое точное психологическое описание Ирода Антипы.

Иносказания надо уметь отличать от прямой речи:

Когда нужно объяснить что-нибудь в переносном смысле, то не должно оставлять этого. Иногда нужно и (в словах Писания .– Пер.) подразумевать нечто другое, а иногда нужно понимать их только так, как они сказаны, например: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1:1). А иные должно понимать иначе, нежели как они сказаны.

св. Иоанн Златоуст

Иногда в речи есть и прямой, и иносказательный (прообразовательный) смысл:

В других местах нужно принимать и сами слова, и подразумевать другой, выражаемый ими, смысл, – например, в словах: «якоже Моисей вознесе змию» (Ин. 3:14). Здесь надобно верить, что это было, а было действительно, – и разуметь выражаемый этим прообраз Христа.

св. Иоанн Златоуст

Св. Иоанн Златоуст приводит еще один случай такого двойного смысла:

А иное нужно принимать в двояком смысле, чувственном и духовном, – как, например, в событии с сыном Авраамовым (Быт. гл. 22): мы видим, что сын был приносим в жертву, но под этим действием с сыном разумеем и нечто другое таинственное, именно крест. Также в агнце египетском мы видим образ страданий (Христовых. – Пер.).

св. Иоанн Златоуст
Что такое слово
Торжественник постный. Слово о мытаре и фарисее, приписываемое св. Иоанну Златоусту.

Называем человека по его свойствам

Мы называем человека по всем человеческим свойствам, и не только по ним, но и по общим у человека с животными, с неодушевленными и даже вымышленными предметами:

Поелику большая часть вещей, усматриваемых в творении, имеют не простое естество, так чтоб предмет мог быть вполне выражен словом (так в огне: иное здесь предмет по своей природе подлежащий названию, и иное – название, обозначающее предмет; первый есть нечто светящее, жгущее и истребляющее то вещество, которое охватит, а название есть некий короткий звук, выражаемый одним слогом: «πῦρ»); то посему слово, разделяя усматриваемые в огне силы и качества, каждое именует особенно, и… никто не скажет, что дано только одно имя огню, когда поименовывает или светлость, или истребительность, или другое какое из замечаемых в нем качеств, потому что эти названия служат для обозначения естественно принадлежащих ему свойств.

св. Григорий Нисский

Имена говорят о свойствах, но не изображают самой сущности. Это верно и относительно имен предметов, и слов, обозначающих не предметы, а отношения:

Те имена, которые произносятся в смысле отрешенном, о вещах самих в себе, действительно обозначают соответствующие им предметы, а те в которых выражается применение одного предмета к другим, показывают только отношение его к тем предметам, к которым он применяется. Так имена: человек, конь, вол, означают сами именуемые предметы. А выражения: сын, или раб, или друг, показывают только соприкосновение одного имени с другим, которое с ним связано. Таким образом, кто слышит слово «порождение», тот не обращается мыслью к какой-нибудь сущности, а разумеет только, что одно с другим связано: ибо порождением называется порождение чего-нибудь. Поэтому не крайнее ли это безумие – узаконять, чтобы признавали за сущность то, что не дает мысли о какой-нибудь самостоятельности, а означает только отношение одного к другому? Да и отрешенные имена, хотя и кажутся лучше других выражающими какой-нибудь предмет, однако… не представляют самой сущности, а только означают некоторые свойства, к ней относящиеся.

св. Василий Великий

Следующая глава Словом выражаем свои мысли и понимаем чужие

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Зам. председателя ОВЦС выступил перед Квебекским еврейским конгрессом

26 сентября 2010 г. по приглашению Квебекского еврейского конгресса зам. председателя ОВЦС о. Филипп (Рябых) выступил перед его членами и гостями с докладом на тему «Диалог в христианско-еврейских отношениях в современной России и в мире». Встреча прошла при поддержке Канадского центра экуменизма, объединенной общины русскоговорящих евреев Квебека и газеты «Голос общины».

2 Responses

  1. Великолепная статья! Разве что, в качестве непринципиального уточнения, можно добавить слова одного современного богослова, что мыслим мы на самом деле не столько словами, сколько понятиями. Это и будет более точное значение того, что разумеется под logos. Словами же, как таковыми, мы только выражаем мыслимые нами понятия, мы оформляем их в слова. При этом одно и то же понятие можно выразить по-разному: озвученным словом, графически – буквами, иероглифом, пиктограммой – или через художественный образ. Так что основа – мыслимое понятие, а выражение его в слове вторично.

    Если иметь в виду значение понятия logos, то оно довольно широко и прежде всего подразумевает как раз не слово вербализированное, воплощенное в звуках или знаках. Под логосом в основном подразумевается сущностное понятие о вещи, здесь преобладают такие значения, как: смысл, понятие, суждение, основание, и только потом уже – слово. Это утверждает нас в ранее сказанном: мыслимое понятие первично, слово, его выражающее, вторично.

  2. Да нет же. Слово – не инструмент. И понятия не бывают бессловесными.
    Именно об этом говорит Дамаскин, когда называет слово, а не понятие – светом ума, произносимым в сердце, вестником мысли.