Search

Что такое слово?

Под «словом» (λόγος) можно понимать 1) мысль, 2) внутреннее слово и 3) слово произносимое:.

Христианский суд и неосуждение


Слово (определение)

Под «словом» (λόγος) можно понимать 1) мысль, 2) внутреннее слово и 3) слово произносимое:

Слово… есть и 1) естественное движение ума, согласно с которым он и движется, и мыслит, и рассуждает; оно есть как бы свет его и сияние. С своей стороны, бывает 2) слово внутреннее, произносимое в сердце. И опять: 3) слово произносимое есть вестник мысли. Итак, Бог-Слово есть и самостоятельно, и ипостасно; остальные же три слова суть силы души, которые не созерцаются в их собственной ипостаси; первое из них есть 1) естественное порождение ума, естественным образом всегда из него изливающееся; 2) второе же называется внутренним, а 3) третье – произносимым.

св. Иоанн Дамаскин

Произносимое слово связано с внутренним словом, которое оформляет мысль в душе:

Внутреннее слово есть движение души, происходящее в рассудке без всякого внешнего выражения.

еп. Немезий Эмесский

Произносимое слово исходит из внутреннего:

Внешнее слово происходит из внутреннего.

св. Иоанн Дамаскин

Еще одно важное (самое важное) значение «слова» – это сам ум, который мыслит, то есть мы сами:

У греков иное logos, как мыслящее начало, иное – как орудие, посредством которого выражается разум.

св. Ириней Лионский

Далее мы будем говорить о слове произносимом, которое сообщает мысли говорящего, естественно изливающиеся из ума, то есть души, сущности говорящего.

Откуда возникли слова?

Имена даны людьми.

«А что же из существующего не людьми наименовано?», – риторически спрашивает св. Григорий Нисский:

Образование имен находится во власти людей, прилагающих предмету названия, как кому покажется соответственным.

Человеческие звуки суть изобретения нашего рассудка.

св. Григорий Нисский

Звучание и смысл слова соединяются у людей по обычаю, условно:

Вещи… вследствие находящейся в каждом природной способности, именуются каким-либо служащим для означения их звуком, так что название соглашается с предметом, сообразно с местным у каждого народа обычаем.

св. Григорий Нисский

Итак, значение присваивается слову по договору, условно, но такое присвоение имеет свои основания:

В схоластической философии, да и вообще принято говорить, что значения слов произвольны (ex instituto). И действительно, они вовсе не определяются в силу естественной необходимости, но они все же определяются иногда по естественным основаниям, в которых имеет некоторое значение случай, а иногда по моральным основаниям, где имеет место выбор.

Лейбниц

Смысл слова постоянен

Имена имеют определенный и принятый всеми смысл:

Никто не осмелится сказать, что наречение имен не имеет собственного смысла и значения.

св. Григорий Нисский

Что такое «смысл»? Смысл – это мысль, соединяемая со звуком, значение слова, понятное слушателю.

Слова мы употребляем согласно с их смыслом, то есть соединяем звук и смысл не полностью произвольно:

В обыкновенной нашей жизни одним обезумевшим от пьянства или бешенства свойственно ошибаться в рассуждении имен и употреблять о предметах слова несогласно с их значением, но собаку, например, называть человеком.

св. Григорий Нисский

Имена постоянно связаны с предметами:

Истинное сродство названий с предметами постоянно.

св. Григорий Нисский

Имена должны соответствовать предмету и в моральном отношении:

Есть и у нас некоторые слова прикровенные; от этого не откажусь я, но какова их двузнаменательность, и какая сила? В них и видимое не оскорбляет приличия, и сокровенное достойно удивления и весьма ясно для вводимых в глубину, и, подобно прекрасному и неприкосновенному телу, не худой облекается и одеждой.

св. Григорий Богослов

Слово точно связано со смыслом, иначе происходит смешение понятий:

Весьма большая разность в означаемом каждым из этих имен («рождение» и «тварь». – В.Р.), и с рассудительностью пользующемуся речениями надлежит употреблять слова, имея ввиду подлежащее, чтобы не произошло у нас слитности понятий, когда одни речения изменять станем в другие, не свойственные их значению.[

св. Григорий Нисский

Однозначность и многозначность слова

Слово значит что-то одно: «Слово… что-то обозначает, и притом что-то одно» (Аристотель).

Согласитесь, очень удобно, что слово имеет смысл, и притом только один. Этой удобной для нас ясности противостоит многозначность слов в языке. В самом деле, мы разные вещи называем одинаковым именем, а один предмет – разными именами.

Обо всем сущем мы судим, употребляя разные выражения:

Ничто не препятствует одной сущности иметь различные имена, как и наоборот, тварь различных сущностей имеет одно имя.

св. Василий Великий

Мы называем разными словами одну и ту же сущность. Например, о сущности человека мы говорим, называя его не только строго по существу: «человек», – но и другими словами,

  • обозначающими его род: «существо»,
  • виды: «свободный», «раб»,
  • описательно: «сын Адама»,
  • через определение: «существо разумное смертное»,
  • метафорически,
  • по свойствам.

Иносказание

Многие наши слова не прямо называют предмет, а иносказательно. Метафоры буквально пронизывают всю нашу речь. Но, удивительное дело, метафоры, затрудняя понимание, делают речь более точной и понятной для желающих понимать. Когда Господь говорит: «Скажите этой лисице» (Лк. 13:32), то это гораздо яснее, чем самое точное психологическое описание Ирода Антипы.

Иносказания надо уметь отличать от прямой речи:

Когда нужно объяснить что-нибудь в переносном смысле, то не должно оставлять этого. Иногда нужно и (в словах Писания .– Пер.) подразумевать нечто другое, а иногда нужно понимать их только так, как они сказаны, например: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1:1). А иные должно понимать иначе, нежели как они сказаны.

св. Иоанн Златоуст

Иногда в речи есть и прямой, и иносказательный (прообразовательный) смысл:

В других местах нужно принимать и сами слова, и подразумевать другой, выражаемый ими, смысл, – например, в словах: «якоже Моисей вознесе змию» (Ин. 3:14). Здесь надобно верить, что это было, а было действительно, – и разуметь выражаемый этим прообраз Христа.

св. Иоанн Златоуст

Св. Иоанн Златоуст приводит еще один случай такого двойного смысла:

А иное нужно принимать в двояком смысле, чувственном и духовном, – как, например, в событии с сыном Авраамовым (Быт. гл. 22): мы видим, что сын был приносим в жертву, но под этим действием с сыном разумеем и нечто другое таинственное, именно крест. Также в агнце египетском мы видим образ страданий (Христовых. – Пер.).

св. Иоанн Златоуст
Что такое слово
Торжественник постный. Слово о мытаре и фарисее, приписываемое св. Иоанну Златоусту.

Называем человека по его свойствам

Мы называем человека по всем человеческим свойствам, и не только по ним, но и по общим у человека с животными, с неодушевленными и даже вымышленными предметами:

Поелику большая часть вещей, усматриваемых в творении, имеют не простое естество, так чтоб предмет мог быть вполне выражен словом (так в огне: иное здесь предмет по своей природе подлежащий названию, и иное – название, обозначающее предмет; первый есть нечто светящее, жгущее и истребляющее то вещество, которое охватит, а название есть некий короткий звук, выражаемый одним слогом: «πῦρ»); то посему слово, разделяя усматриваемые в огне силы и качества, каждое именует особенно, и… никто не скажет, что дано только одно имя огню, когда поименовывает или светлость, или истребительность, или другое какое из замечаемых в нем качеств, потому что эти названия служат для обозначения естественно принадлежащих ему свойств.

св. Григорий Нисский

Имена говорят о свойствах, но не изображают самой сущности. Это верно и относительно имен предметов, и слов, обозначающих не предметы, а отношения:

Те имена, которые произносятся в смысле отрешенном, о вещах самих в себе, действительно обозначают соответствующие им предметы, а те в которых выражается применение одного предмета к другим, показывают только отношение его к тем предметам, к которым он применяется. Так имена: человек, конь, вол, означают сами именуемые предметы. А выражения: сын, или раб, или друг, показывают только соприкосновение одного имени с другим, которое с ним связано. Таким образом, кто слышит слово «порождение», тот не обращается мыслью к какой-нибудь сущности, а разумеет только, что одно с другим связано: ибо порождением называется порождение чего-нибудь. Поэтому не крайнее ли это безумие – узаконять, чтобы признавали за сущность то, что не дает мысли о какой-нибудь самостоятельности, а означает только отношение одного к другому? Да и отрешенные имена, хотя и кажутся лучше других выражающими какой-нибудь предмет, однако… не представляют самой сущности, а только означают некоторые свойства, к ней относящиеся.

св. Василий Великий

Следующая глава Словом выражаем свои мысли и понимаем чужие

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

2 Responses

  1. Великолепная статья! Разве что, в качестве непринципиального уточнения, можно добавить слова одного современного богослова, что мыслим мы на самом деле не столько словами, сколько понятиями. Это и будет более точное значение того, что разумеется под logos. Словами же, как таковыми, мы только выражаем мыслимые нами понятия, мы оформляем их в слова. При этом одно и то же понятие можно выразить по-разному: озвученным словом, графически – буквами, иероглифом, пиктограммой – или через художественный образ. Так что основа – мыслимое понятие, а выражение его в слове вторично.

    Если иметь в виду значение понятия logos, то оно довольно широко и прежде всего подразумевает как раз не слово вербализированное, воплощенное в звуках или знаках. Под логосом в основном подразумевается сущностное понятие о вещи, здесь преобладают такие значения, как: смысл, понятие, суждение, основание, и только потом уже – слово. Это утверждает нас в ранее сказанном: мыслимое понятие первично, слово, его выражающее, вторично.

  2. Да нет же. Слово – не инструмент. И понятия не бывают бессловесными.
    Именно об этом говорит Дамаскин, когда называет слово, а не понятие – светом ума, произносимым в сердце, вестником мысли.