Упорядоченная душа в Новое время
Итак, нам стало ясно, что произошло (см. главу «Итоги 2022»). Это позволит далее описать, как новые люди – идеологи и модернисты – решают нерешаемые проблемы, в том числе ими самими созданные.
В своей политике идеологи руководствуются тем, что они знают и не знают: «Что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя» (Иуд. 1:10).
Поэтому часть общественных несчастий происходит от вечных проблем: повреждения души человека после проклятия Богом Адама и его потомков. Другая часть создана самими идеологами, желающими преодолеть вечные проблемы своими силами.
Современный человек – человек отчасти
Например, они видят, что современный человек прохудился. Он разгерметизировался, оказался открыт всем идеологическим ветрам. В ответ на это идеологи пытаются заткнуть дыры, «ответить на вызовы времени», как говорится. Однако сделать это не так-то просто.
Новый человек – не целый. «Весь человек» идеологий – именно не весь. Он видит только часть мира, а существенная часть от него скрыта идеологами. И вот этот урезанный мир идеологи имеют власть выдавать за целое, обрубок за весь мир.
Мы не откажем идеологам в желании обратиться к человеку целиком. Идеологи видят частичность человека и не считают ее нормальной. Они обращаются к тому главному, что видят в себе: к человеку как деятелю, демиургу, строителю, восстановителю и спасителю себя, людей и мира. Вот откуда такой высокий престиж технологии, науки, культуры, развлечений, культ гениев и лидеров, религиозных реформаторов вроде о. Александра Шмемана.
Итак, во-первых, идеологи определяют в человеке нечто, что считают главным. Во-вторых, единство нового усеченного мира достигается и тем, что все его области обнимает собой политика. Все стороны современной жизни являются политическими. Политика требовала в свою собственность всего человека в марксизме, а сегодня – в либерализме.
Современное государство требует всего человека, и поэтому соперничает с истинной Церковью, как мы видим на примере подвига Новомучеников и исповедников Российских в их борьбе с обновленцами и сергианами.
А с ложной церковью идеологии не соперничают, потому что ложная церковь лишь частично захватывает человека. Идеологи видят, что модернисты отделены от рода человеческого, образуют свой особый род, и за счет этого не опасны.
Последствия для государства
Строители государств нового типа дают практические ответы на вечные вопросы. Ответы у них получаются ложные и вредные, ведь теперь ложь как бы не мешает, а помогает достигать намеченных целей. От этого и интеллектуальная нечестность не кажется особенно страшной.
Две основные проблемы
В Новое время на первый план вышли две основные проблемы: сохранение жизни и спасение от отчаяния. Эти проблемы – специфические для нового человека и не стояли так остро в предшествующие века. Почему? Во-первых, потому что люди перестали понимать друг друга.
Исчез диалог
Разумный диалог исчез не сам собой, а по повелению тех же идеологов, потому что в диалоге всплывали неприятные вопросы, на которые у идеологов нет ответа.
Если бы люди умели вести диалог, они бы договорились с соседом. При запрете на взаимопонимание, ты можешь судить о соседе только по себе, а про себя новый человек знает, что он вор и убийца.
Если бы они могли размышлять в своей душе, то договорились бы сами с собой. Но нет же! Новые люди, как мы выше говорили, живут своим частным, отдельным, и потому всегда ложным умом.
«Всяк же человек ложь» (Пс. 115; Рим. 3:4), и потому, «егда» кто «глаголет лжу, от своих глаголет» (Ин. 8:44).
блж. Августин
Сами по себе эти проблемы неразрешимы. Если диалога нет, то его нет. Если человек не может беседовать в душе своей, то не может, и точка. В результате в обществе идет война всех против всех, а человек одинок и несчастен.
Малый порядок
Идеологи веками искали выход из этого неприятного положения и нашли его. Они создали новое государство, силой и обманом установили в нем ложное единомыслие.
Чтобы люди не съели друг друга, приходит на помощь малый порядок или Левиафан, как его назвал Томас Гоббс. Так больному человечеству прописывают лечение, которое хуже болезни.
Идеологи создают новое государство, которое не соответствует Божественному порядку, и поэтому уже не может быть понято. Оно совсем не похоже на нормальное государство. Оно не похоже вообще ни на что созданное и учрежденное Богом, однако аналогично устройству нового человека.
Замену взаимопониманию находят в ложном единомыслии и в патологической речи, служащей для выражения такого единомыслия. Здесь пригодилось и развлечение, которое позволяет человеку не думать о его бедственном положении.
Без государства мир стал непонятен? Ничего страшного: теперь все объясняет малый порядок.
Малый порядок – символ усеченного мира
Малый порядок – символ целостности усеченного мира. Этот порядок понятен: он объясняет сам себя, как созданный при соучастии людей и доступный для исправления и совершенствования.
Малый порядок заменяет новому человеку ум и делает это с помощью идеологий. Малый порядок делает человека неподсудным Богу и подсудным голосу толпы.
Итак, недостаток новых государств не в том, что плохи отдельные люди, которые совершают те или иные неверные поступки. Плох новый порядок, а точнее – беспорядок, имеющий вид порядка.
А если говорить совсем точно, то новое государство не представляет даже видимости порядка, а просто все сговорились делать вид, что какой-то порядок есть.
Каковы последствия для Церкви
Наряду с созданием новых государств идеологи решили дополнительно облагодетельствовать человечество, освободив его от легкого ига веры. Эту работу взяли на себя не политики, а православные модернисты.
Я не стану перечислять все проблемы Церкви, которые вытекают из того, что страшные вопросы решаются в ней не верой и разумом, а практически. В свое время я попробовал дать краткое описание проблем Церкви в книге «Лейбниц, Гоббс, Паскаль». Здесь скажем самое важное.
Проблемы в Церкви – двух родов, как и в государстве. Часть несчастий Русской Церкви происходит от того, что вечные проблемы хотят решить практически, своими силами. От этого возникают дополнительные проблемы, когда модернисты преодолевают эти вечные проблемы своими силами и сообразительностью.
В Церкви люди подчинены естественному порядку, и все сказанное выше о новом государстве относится и к православным модернистам. Но, разумеется, в Церкви христиане подчинены еще и сверхъестественному порядку.
Модернисты – то есть идеологи, проникшие в Церковь, – отказываются подчиняться и естественному, и сверхъестественному порядку. Тогда они остаются один на один с двумя кардинальными проблемами, преследующими человека Нового времени: сохранение жизни и избавление от отчаяния.
Есть проблема – есть решение
Итак, возникли реальные проблемы. Модернисты, засучив рукава, подступают к их решению:
- Сохранение жизни – Новое православие учит тому, как выжить в развращенном обществе. Сергианство было одним из таких учений.
- Избавление от отчаяния – Новое Православие избавляет от отчаяния, устраняя страх Божий и дозволяя развлечение.
Тактика здесь удивительно напоминает приемы идеологов.
Прежде всего, модернизм резко ограничивает кругозор, закрывая от человека часть духовного мира.
Какую часть?
В мире, где совершаются суды Божии, модернисты разрешают видеть только то, что поправимо человеческими силами. На отвлеченные вопросы предлагают реагировать практически и инстинктивно: «Есть проблема, значит есть и решение проблемы». Это уже серьезное усечение действительности. Модернисты закрывают глаза и на то, что их собственные действия по улучшению Церкви и мира создают дополнительный беспорядок.
Модернисты считают бедственное положение человечества поправимым. Поэтому они не готовят людей к смерти в Боге, а учат их так устраиваться в развращенном обществе, чтобы в нем можно было жить «церковной жизнью».
Советы православных модернистов светские и по-светски эффективные, но духовно гибельные: церковные развлечения, управление сознанием через тренинги и психологическое консультирование, совместная жизнь в разных вариантах: от «возрождения приходской жизни» до приходских пикников…
Что знают модернисты?
Я еще раз хочу подчеркнуть, что модернисты, как идеологи, видят реальные проблемы. Они сталкиваются с реальностью точно так же, как любой человек, но почему-то не способны извлечь разумные уроки.
Например, они прекрасно видят, что современное государство не защищает Церковь от ереси и раскола. Но одни модернисты думают, что сами прекрасно справятся с инакомыслием через пропаганду. А другие считают, что с инакомыслием не нужно бороться вообще. Не случайно ведь экуменизм возник немедленно после отъятия Удерживающего (1920 год). С тех пор экуменизм популярен как реакция на духовное безвластие Церкви, лишенной государственного покровительства.
Или возьмем один из самых «ужасных» грехов, в котором модернисты обвиняют Церковь: она не играет мирской роли в развращенном обществе.
Вместо того, чтобы смириться с тем, что Церковь утратила влияние, и понять, почему так произошло, модернисты устремляются к практическим делам, чтобы это исправить. Модернисты считают, что решить эту проблему довольно просто: достаточно, чтобы монастыри, приходы, епархии, центральный аппарат Московской Патриархии занялись какой-либо улучшающей мир деятельностью: борьбой с наркоманией, помощью престарелым или слепым.
Церковь политически невлиятельна? Решение находят то в аполитичности, то в компромиссе с правящей или с революционной идеологией.
Церковь больше не является нравственным авторитетом в обществе? Здесь выходом оказывается отказ от морального суждения («Бог никого не судит. Церковь никого не судит. Христианин никого не судит». – Примеры здесь) или, скажем, социальное христианство, которое рассматривает нравственность как социальную норму, а не добродетель.
Мир необычайно усложнился за счет научной и технической революции. Всё это создает множество непредвиденных случаев, вопросов, на которые у Церкви ответы либо уже есть, либо сами вопросы несущественные и не заслуживают ответа. Модернисты не готовы с этим согласиться, и энергично имитируют интеллектуальную деятельность, изображая из себя апологетов.
«Непонятный язык» – еще один из «грехов» Православной Церкви. Причем речь идет не только о церковно-славянском языке богослужения, но и об «устаревшем», «схоластическом», «школьном» языке богословия. Модернисты считают и эту беду поправимой: надо сообщать развращенному обществу то, что ему понятно, то есть приятное и уже известное из повседневной жизни.
Два свежих примера:
Когда мы придумываем какую-то структуру, ее догматизируем и стараемся всех подогнать под этот формат, это неправильно. Важнее искать те направления, которые интересны ребятам. Они хотели заниматься спортом, и мы им занимались. Они заинтересовались историей, и мы стали ее изучать. Дальше сложилось так, что часть ребят продолжила спортивные занятия, а другая сконцентрировалась на проведении различных акций и мероприятий. Главное, что мы заговорили с молодежью о Православии на понятном для нее языке, и это оказалось востребованным.
о. Виктор Горбач. 2022
Фильм «Фаддей» — это обращение к зрителю на современном языке. Стремление быть понятным человеку невоцерковленному, рассматривая святость не как эфемерное, полумифическое явление, а как естественное состояние, которое проявляется в жизни наших современников, в житии святого Фаддея Тверского.
Официальный канал собора Вознесения Господня в городе Твери. 2023
Малый порядок в Церкви
Наконец, универсальным решением всех проблем становится малый порядок, который модернисты устанавливают в Церкви. Они договорились между собой называть этот малый порядок «Церковью» и преследуют тех, кто отказывается повторять это за ними.
Мы закончили главу «Итоги 2022», где рассказали о том, как идеологи и модернисты разрешают вечные и новые проблемы, и к чему это привело на конец 2022 года.
Христианин сталкивается с теми же проблемами, но видит их яснее и реагирует на них прямо. В следующей главе мы сможем перейти к реакциям упорядоченной души.
Следующая глава Реакции упорядоченной души
Один ответ
2023 год в Тверской епархии объявлен Годом молитвы, чтения и изучения Священного Писания
На прошедшем 15 декабря 2022 г Епархиальном собрании Тверской епархии было принято решение объявить 2023 год Годом молитвы, чтения и изучения Священного Писания.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в своем докладе, в частности, отметил:
“Предлагаю отцам наместникам и настоятелям храмов, матушкам игуменьям — постараться на каждом приходе организовать библейские кружки по изучению Священного Писания. Для начала можно использовать опыт признанных библеистов и миссионеров, совместно смотреть и обсуждать их лекции, записанные и выложенные в сети Интернет. Так, например, я посоветовал бы слушать лекции архимандрита Ианнуария (Ивлева) на Новозаветные книги. А впоследствии — готовить собственных преподавателей или преподавать Священное Писание тем из вас, у кого есть духовное образование”.