Традиция в гнозисе. Вопрос влияния

Гностик обретает мнимую свободу внутри традиции.

Гностики Нового времени – люди традиции. Этим объясняется значительная часть глупостей, которые они говорят. Остальные – они придумывают сами.

Гностик, а в нашем случае, модернист, всегда действует автоматически и порождает стереотипную продукцию. Все модернисты, православные, католические и протестантские, с испокон веку говорят одно и то же. И одно это они понимают друг у друга и вычитывают из Писания и Предания.

Модернистский консенсус

Иначе говоря, у модернистов существует полный консенсус, consensus haeretici. Такое согласие неизбежно вытекает из содержания учения гностиков и из того, как это учение устроено и существует.

Согласие необходимо лично модернисту. Он живет внутри своей традиции и вне ее беспомощен. Когда заходит речь о серьезных вещах, он впадает в исступление. Он либо говорит что-то нечленораздельное и совершает беспорядочные действия, либо инстинктивно повторяет то, что ему диктует коллективное сознание, то есть тот самый модернистский консенсус.

Гностическая традиция
Флоренский за столом.

Представим себе богослова Нового века: о. Павла Флоренского, например. Он сидит за столом, пишет и согласовывает свои (то есть не свои, а коллективные) взгляды с воззрениями Святых отцов. Он не утруждает себя размышлениями, потому что знает, что в современном Православии можно излагать любые взгляды вплоть до самых аморальных и атеистических. Надо соблюдать минимальные меры предосторожности: скажем, помыть руки, прежде чем садиться за пишущую машинку. И в результате выйдет, так или иначе, «Православие».

То есть наш богослов-модернист не пишет ничего оригинального не потому, что ему это запрещено. Его «блистательный анализ» ничего не раскрывает, но это и не нужно. Такой богослов есть голос традиции.

Кто, что и кому передает в модернистской традиции

Что же такое эта «традиция» и из чего она состоит? Кто, что и кому в ней передает?

Сначала скажем об истинном Предании. Из житий известно, как один Святой наставляет другого в вере и благочестии, например, прп. Сергий преподобного Никона Радонежского. Ум, зрящий Бога, может и научить, и научиться. Научение происходит открыто и прямо, то есть из нравственно чистых бескорыстных намерений и на разумном языке. Здесь учат и слушают из чистой любви к истине и к ближнему.

В случае гнозиса учит человек с патологическим, то есть закрытым для истины, сознанием. Из корысти он сообщает ложные идеи с помощью патологической речи. Внимает же этому нравственно и интеллектуально нечестный слушатель с однородным учителю патологическим сознанием. В результате ученик не узнает ничего нового кроме того, что уже знал прежде.

Вот такая в гнозисе интересная традиция… Она отражает устройство патологического сознания, а именно – его «коллективную» часть. Такая традиция вся настроена на то, чтобы создавать иллюзию личной свободы и в то же время сохранять невредимым консенсус.

Противоречия гностического предания

Гностическое предание противоречиво как и сознание, его породившее. Оно одновременно традиционное и революционное, несамостоятельное и неуправляемое, спонтанное и стереотипное.

Как в древности, так и в современности мы наблюдаем споры и раздоры между различными школами гностицизма. Внутри каждой гностической секты или движения тоже нет согласия. Гностики соперничают за место во внутренней иерархии, спорят о чистоте и верности своему учению. Здесь идет непрестанная чистка рядов.

Но есть и центростремительные силы. Например, гностиков сплачивает корысть. К цели удобнее двигаться, выдвинув одного своего члена, безразлично какого, в качестве лидера. В том же направлении действует и такая иррациональная сила как мода на идеи, термины и методы. Она тоже объединяет гностиков и действует почти непреодолимо.

Наконец, соперничающие традиции: либеральная, марксистская, православно-модернистская и другие, – все они существуют в развращенном Церкви-обществе. Это общество имеет свою либеральную традицию, которая не допускает, чтобы вражда мнений переросла в войну (см. статью «Гоббс»).

Итак, в гностических общинах мы одновременно наблюдаем внутренний раздор и необычайно крепкую – «братскую» – спайку.

Разные формы гностической традиции

В гностической традиции зависимость выражается не только в бездумном повторении. Зависимость может принимать вид спора с самим учителем. Зачем, например, Евгений Трубецкой возражает Владимиру Соловьеву? Трубецкой хочет вести себя, будто он настоящий мыслитель, настоящий человек.

В свою очередь соперничество может притворяться зависимостью, когда более сильный гностик поступает в ученики к более слабому. Например, о. Павел Флоренский и его наставники: Серапион (Машкин) и Антоний (Флоренсов).

Традиция используется как алиби: «Не сам придумал, а повторяю В.Н. Лосского». Такая традиция – это и орден на грудь: «Смотрите, какого я благородного рода! Самого Лосева слушал».

Есть примеры отречения от традиции, когда вместо А.С. Хомякова или старообрядцев-беспоповцев своим учителем называют того или иного Святого отца. И есть примеры насильственного отлучения от модернистской традиции, когда А.И. Осипов осуждает мнения митр. Антония (Блума) или о. Александра Шмемана.

Есть страх влияния, и есть страх остаться одному, без традиции. Есть желание повторить слово в слово и сказать что-нибудь новое. Короче говоря, в гностической традиции мы сталкиваемся с разнообразными реакциями «притяжения-отталкивания». Об этих патологических реакциях следует говорить гораздо подробнее, чем это возможно в данной статье.

Влияние – цель гнозиса

Влияние и вырастающая из него традиция может считаться одной из главных целей гнозиса. Гностик проверяет истинность своего учения его влиятельностью, способностью заражать умы. Речь и мысль должны воплощаться, становиться делом, изменять окружающий мир.

Традиция
О. Андрей Ткачев.

Влияние оказывают даже лица с неустоявшейся внешностью, не имеющие никакого учения. Таков, например, отец Андрей Ткачев, чье внутреннее смешение сегодня однородно смешению в обществе.

Гностик может быть полным одиночкой, как Кьеркегор и Штирнер, и все равно иметь последователей. Как Ницше, он может иметь последователей, которые понимают его неверно. И даже это не мешает Ницше оказывать влияние на умы, иначе он не был бы гностиком.

Как учатся гнозису?

Гнозису учатся совсем не так, что наставник говорит что-либо определенное, а ученики понимают, записывают и запоминают эту определенную идею.

Учитель говорит то, что ему подсказывает гностическое возбуждение или успокоение. Ученики берут у учителя то, что им нравится, а что не нравится, выбрасывают с почтением или гневом. Здесь учитель не чувствует себя ответственным за сказанное им, а ученик не считает, что обязан понять и следовать наставлениям учителя.

Да что там ученики, сами мэтры модернизма регулярно отказываются от своих идей, противоречат сами себе.

Подумайте сами: чему можно научиться у Владимира Соловьева? С 1873 по 1900 год его посещали всякие идеи, которые он записывал и с силой внушал читателям. От некоторых идей он отказывался, другие формулировал то так, то иначе. Три десятилетия он разбрасывал вокруг себя ложные идеи, которые поступали в оборот, хотя к тому времени сам Соловьев в них разочаровался. Где тут собственно «учение Владимира Соловьева»?

Или возьмите любого апофатика и антиномиста. О. Флоренский намеренно, а Вл. Лосский бессознательно противоречат себе и противоречат своему же противоречию. Так чему же у них научились А.Ф. Лосев и Оливье Клеман соответственно?

От Соловьева, Флоренского и Лосского остался модернизм, то есть конкретный вариант политического гнозиса, ложное расположение души перед Богом в мире, созданном Богом. Поэтому и сегодня все модернисты говорят одно, выражают со всякими вариациями свое предательское расположение.

Влияние и свобода

Гностическое влияние оставляет ученика свободным там, где он хочет быть свободным, но на самом деле не свободен. И это влияние порабощает ученика там, где он действительно свободен, но не знает об этом.

Так происходит оттого, что влияние в гнозисе – это проявляющаяся на деле свобода человека делать что угодно. Запутанные и напряженные отношения родства, ритуалы принятия в ученики и отлучения от традиции, вся эта традиция нужна гностикам для разрешения по-настоящему сложной и действительно существующей проблемы свободы.

Традиция
И. А. Владимиров. «Долой орла!» (1917-1918).

Великие гностики – основатели традиции – сами восхищают для себя такую свободу. А рядовой гностик только внутри гностической традиции обретает свободу делать с другими все, что хочет, свободу стать, кем хочет.

Вот к чему мы пришли в наших размышлениях над проблемой влияния в гностицизме.

В идейной революции мы увидели патологическую традицию, а в традиции мы увидели бунт. Все это говорит о том, как и в каком смысле продолжается жизнь гностика, когда его душа уже умерла.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Письмо тридцать четвертое

св. Тихон Задонский. Письма келейные Нет сумнения у христиан, что есть Бог и есть един существом, но троичен в лицах, Отец, Сын и Святый Дух; и Он есть верховнейший властелин, и

5 Responses

  1. Можно сказать: модернисты учатся не модернизму, а “модернистскости”, так как им ничего другого и не надо.

  2. “…Вл. Лосский бессознательно противоречит себе и противоречит своему же противоречию.”
    Поясните, пожалуйста.

    1. Лосский антиномист, то есть учит о псевдомистическом совпадении противоположностей.

      Как это?

      Он делает противоречивые заявления. Значит, у него никакого учения нет, а он делает вид (и публика принимает это), что учение есть, что проведен какой-то анализ. То есть он хочет, чтобы у него сохранялись и противоречия, и одно учение, которое он выдает за Православие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.